ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-13581-3/19 от 29.04.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург Дело № А47-13581/2019

25 мая 2021 года Обособленный спор № А47-13581-3/2019

Резолютивная часть определения объявлена 29 апреля 2021 года

В полном объеме определение изготовлено 25 мая 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Телепова Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамыкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о банкротстве

сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Мясной двор" (Оренбургская область, Абдулинский район, город Абдулино, ИНН <***>, ОГРН <***>)

заявление конкурсного управляющего ФИО1 об исключении требований Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 3 034 286 руб. 51 коп., из реестра требований кредиторов должника.

В судебном заседании приняли участие:

- конкурсный управляющий ФИО2, паспорт;

- представитель ответчика - ФИО3 по доверенности от 19.01.2021;

- представитель третьего лица – ФИО4 по доверенности от 18.01.2021.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.

Сельскохозяйственный снабженжеско-сбытовой потребительский кооператив «Удача» 18.09.2019 обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании сельскохозяйственного снабженжеско-сбытового потребительского кооператива "Мясной двор" (далее - должник) несостоятельным (банкротом) как ликвидируемого должника.

Определением суда от 25.09.2019 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) должника.

Решением суда от 30.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.10.2019) должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев как ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Конкурсный управляющий должника ФИО1 08.09.2020 (согласно отметке экспедиции суда) обратился в арбитражный суд с ходатайством, в котором просит исключить из реестра требований кредиторов должника требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 3 034 286 руб. 51 коп.

Как следует из заявления конкурсного управляющего и представленных документов, определением от 23.01.2020 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 15 000 000 руб. 00 коп.

В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим установлено, что по состоянию на 09.07.2020 на лицевом счете должника в УФК но Оренбургской области остаток денежных средств, зачисленных на этот счет по соглашению о предоставлении гранта от 20.04.2018 года, составляет 3 034 286 руб. 51 коп.

Конкурсный управляющий СССПК «Мясной двор» обратился в УФК по Оренбургской области с просьбой перечислить остаток денежных средств, находящихся на лицевом счете в УФК по Оренбургской области по банковским реквизитам СССПК «Мясной двор».

На указанный запрос был получен отказ.

Таким образом, конкурсным управляющим установлено, что в соответствии с платежным поручением в пользу СССПК «Мясной двор» на его лицевой счет в УФК перечислены денежные средства в размере 15 000 000 руб., которые в качестве требования их возврата, были включены в реестр требований кредиторов должника вышеуказанным определением суда. Позже, конкурсным управляющим установлено, что размер фактически использованных должником денежных средств составил 11 965 713 руб. 50 коп. Остаток неиспользованных средств составляет 3 034 286 руб. 51 коп., который подлежит возврату распорядителю этих средств. Исходя из этого, конкурсный управляющий полагает, что данная сумма подлежит исключению из реестра требований кредиторов должника.

Со ссылкой на положения статьи 16 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обратился в суд в рамках дела о банкротстве должника с заявлением об исключении указанной суммы требований Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 3 034 286 руб. 51 коп. из реестра требований кредиторов должника, ранее включенных в составе общих требований данного кредитора определением суда от 23.01.2020.

К материалам дела 29.09.2020 от Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области поступил отзыв на заявление конкурсного управляющего. В котором просит отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего по следующим основаниям.

Так как денежные средства находятся на лицевом счете должника в УФК по Оренбургской области и кредитор не вправе ими распоряжаться, конкурсный управляющий как лицо, осуществляющее полномочия руководителя должника должен был обратиться в УФК по Оренбургской области с заявлением о перечислении остатка денежных средств в размере 3 034 286 руб. 51 коп. на лицевой счет кредитора, в связи с принятием судебного акта, подтверждающего наличие задолженности перед кредитором в размере 15 000 000 руб.

Документы, подтверждающие перечисление неиспользованного должником остатка денежных средств в размере 3 034 286 руб. 51 коп. на лицевой счет кредитора в обоснование исключения данной задолженности из реестра требований кредиторов должника, конкурсным управляющим не представлены.

Определением от 08.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

К материалам дела 05.11.2020 поступили дополнения к отзыву, в котором указывает, что, так как денежные средства находятся на счете, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, они являются бюджетными средствами и не подлежат использованию иначе, чем в порядке, предусмотренном законодательством.

К материалам дела 10.11.2020 от УФК по Оренбургской области поступили пояснения, согласно которым указано, что неиспользованный остаток средств гранта находится на счете кооператива, открытом в УФК по Оренбургской области. Поясняет, что учитывая специфику банкротного процесса, ни должник, ни арбитражный управляющий не могу являться субъектами, которые имеют право распоряжаться средствами субсидии.

В судебном заседании 29.04.2021 представитель конкурсного управляющего в полном объеме поддержал заявление. Пояснил, что требования в сумме неиспользованных должником средств гранта в размере 3 034 286 руб. 51 коп. подлежат исключению из реестра требований кредиторов должника, поскольку средствами должник не распорядился и они не находятся в его распоряжении, следовательно требования министерства, включенные в реестр требований должника подлежат уменьшению на эту сумму. Либо, если требования в данной сумме не исключать из реестра требований кредиторов должника и оставить в размере, включенном в реестр на основании вышеуказанного определения суда, то средства субсидии подлежат зачислению должнику и его расчетный счет и как иное имущество подлежат включению в конкурсную массу наряду с иным имуществом должника, за счет которого подлежат соразмерному погашению все включенные в реестр требований кредиторов должника требования, в том числе требования министерства.

Представитель министерства пояснила, что денежные средства, находящиеся на специальном счете казначейского контроля, открытом на имя должника, не являются собственностью должника и не находятся в его распоряжении, поскольку являются бюджетными. Механизм возврата этих средств распорядителю не регламентирован. Однако, поскольку условия соглашения о предоставлении гранта получателем гранта не исполняются, в отношении него введена процедура банкротства, указанные денежные средства, оставшиеся неиспользованными грантополучателем, не могут быть использованы им и остаются в бюджете.

Представитель третьего лица считает возможным исключить требования в заявленном размере исключить из реестра требований кредиторов и требования, ранее включенные в реестр на основании определения суда, подлежат уменьшению на указанную сумму неиспользованных грантополучателем средств.

Возражения от иных лиц, участвующих в деле, относительно заявленного ходатайства в материалы дела не поступили.

Лица, участвующие в рассмотрении заявления не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - кредитор, заявитель, министерство) 27.11.2019 (согласно штампу экспедиции суда) обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении и включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 15 000 000 руб.

Требование кредитора основано на соглашении о предоставлении гранта на поддержку должника для развития материально-технической базы, по условиям которого заявитель предоставляет должнику денежные средства в виде гранта на развитие материально-технической базы в размере 15 000 000 руб. путем перечисления на лицевой счет, открытый в территориальных органах Федерального казначейства, а должник принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию материально-технической базы в соответствии с целями и условиями соглашения.

В соответствии с указанным соглашением должник обязуется в течении пяти лет осуществлять хозяйственную деятельность и не осуществлять отчуждение имущества, приобретенного на средства гранта. Факт перечисления гранта подтверждается платежным документом № 77506 от 24.05.2018. В ходе контроля за получателем гранта установлено, что получателем гранта принято решение о его добровольной ликвидации, о чем опубликованы соответствующие сведения. Получателю гранта от кредитора направлено требование о возврате полученного гранта. Однако требование исполнено не было, в отношении должника введена процедура конкурсного производства, в связи с чем, кредитор обратился в суд с требованием об установлении задолженности и включении её в реестр требований кредиторов должника.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2020 требование заявителя в размере 15 000 000 руб. признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов СССПК «Мясной двор».

В ходе проведения процедуры конкурсного производства конкурсным управляющим должника исследовался вопрос расходования денежных средств, в результате чего было установлено, что по состоянию на 09.07.2020. неиспользованный остаток денежных средств на лицевом счете № <***> СССПК «Мясной двор» в УФК по Оренбургской области составляет 3 034 286 руб. 51 коп.

Конкурсный управляющий СССПК «Мясной двор» обратился в УФК по Оренбургской области с просьбой перечислить остаток денежных средств, находящихся на лицевом счете в УФК по Оренбургской области по банковским реквизитам СССПК «Мясной двор» (основной счет должника в процедуре банкротства).

На указанный запрос получен ответ, в котором в перечислении денежных средств отказано, со ссылкой на то, что непосредственное содержание соглашения и специфика предоставления средств гранта не позволяют это сделать, поскольку СССПК «Мясной двор» имеет право на получение бюджетных средств только в качестве участника государственной программы, а также являясь действующим сельскохозяйственным товаропроизводителем и ведущим производственную деятельность.

В связи с признанием СССПК «Мясной двор» банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, указанное сельскохозяйственное предприятие утратило статус сельскохозяйственного производителя и не может являться участником государственной программы, в рамках которой предоставляется грант.

Конкурсным управляющим установлено, что в соответствии с платежным поручением СССПК «Мясной двор» перечислены денежные средства в размере 15 000 000 руб., в то время как размер фактически использованных денежных средств составил 11 965 713 руб. 50 коп.

Следовательно, по мнению конкурсного управляющего требования кредитора, ранее включенные в реестр требований кредиторов должника, подлежат уменьшению на указанную сумму неиспользованных должником средств гранта.

На основании изложенного, конкурсный управляющий СССПК «Мясной двор» просит исключить требование Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в части неиспользованных СССПК «Мясной двор» денежных средств в размере 3 034 286 руб. 51 коп. из реестра требований кредиторов должника, поскольку указанные денежные средства находятся фактически у государства на счете УФК но Оренбургской области, не израсходованы должником и подлежат возврату Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.

Либо, как заявил конкурсный управляющий в судебных заседаниях, указанные денежные средства должны поступить в распоряжение должника, включены в конкурсную массу должника с последующим пропорциональным распределением между кредиторами.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения, которые должны содержаться в реестре требований кредиторов, определены в пункте 1 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345.

Согласно пункту 1 настоящих Правил реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах. Для целей настоящих Правил под записью понимается внесение в реестр сведений об одном требовании одного кредитора по состоянию на дату внесения в реестр.

Пунктом 5 Правил определено, что изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе.

По общему правилу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Право на исключение требования из реестра требований кредиторов, предусмотренное названной нормой, реализуется в исключительных случаях.

Предусмотренный названным Федеральным законом специальный порядок установления денежных требований к должнику, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве (через процедуру включения в реестр требований кредиторов), обусловлен особым положением должника и целями банкротства как правового института.

Исходя из пунктов 3, 4, 5 статьи 71 Закона о банкротстве, пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов должника после проверки арбитражным судом их обоснованности и наличия оснований для включения в указанный реестр.

По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение, которое вступает в силу немедленно и может быть обжаловано.

Арбитражный суд, рассматривая заявление об исключении требований кредитора из реестра, не пересматривает судебный акт, которым требования такого кредитора были включены в реестр, а проверяет правомерность нахождения кредитора в реестре, поскольку ошибочное нахождение требований в реестре нарушает частноправовые интересы всех иных кредиторов, вовлеченных в процесс банкротства, препятствуя справедливому рассмотрению дела о несостоятельности и окончательному его разрешению (аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-3222/13).

Предусмотренный пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве способ позволяет урегулировать все возникшие разногласия, является допустимым в целях оперативной защиты прав и законных интересов должника и кредиторов.

Таким образом, арбитражный управляющий либо иное лицо, участвующее в деле о банкротстве, на основании пункта 6 статьи 16 названного Закона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении требований кредитора из реестра требований кредиторов.

Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращение этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила N 1431).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Правил N 1431 указанные Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии, в том числе, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.

В целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 № 751-пп, Правительство Оренбургской области Постановлением от 20.03.2013 № 207-п «О предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства установило Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно Приложению № 1 к Постановлению (далее - Порядок) и методику расчета ставок субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно Приложению № 2 Постановления.

В целях реализации указанных программ, между кредитором и должником заключено соглашение №53-18/с от 20.04.2018. Согласно которому должнику предоставляются средства на развитие сельского хозяйства в сумме пятнадцать миллионов рублей.

Использование гранта осуществляется при казначейском сопровождении.

В соответствии с пунктом 3.1 соглашения, обеспечено казначейское сопровождение средств, предоставляемых на основании соглашения в порядке, определенном правилами казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Федеральный закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1722.

Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 19 сентября 2019 г. N 736-пп "Об утверждении порядка предоставления грантов на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы", главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на цели предоставления грантов, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год, является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство).

Казначейское сопровождение осуществляется в данном случае Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - УФК по Оренбургской области).

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1722 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" - Операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, и проверки представленных документов, установленных порядком санкционирования целевых средств, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц.

Санкционирование расходов при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в соответствии с представляемыми юридическими лицами в территориальный орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, целевые средства, находящиеся на лицевых счетах, до предъявления юридическим лицом-получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по соглашению, не могут быть направлены на иные цели.

То есть, механизм реализации соглашения, и выделения средств гранта, урегулированы следующим образом. На имя грантополучателя в УФК по Оренбургской области открывается специальный счет казначейского сопровождения, на который министерством зачисляются бюджетные денежные средства на условиях софинансирования федерального бюджета и областного бюджета на реализацию программы и исполнение соглашения о предоставлении гранта. Получателем гранта предоставляются документы, касающиеся его основной деятельности как сельхоз товаропроизводителя для приобретения имущества, оплаты услуг и иное, получив указанные документы, УФК по Оренбургской области проверяет их и после проверки, в случае одобрения расходных операций, санкционирует перевод средств напрямую контрагенту грантополучателя.

Иным способом расходные операции с указанного специального счета казначейского сопровождения осуществлены быть не могут.

После перечисления указанных бюджетных средств гранта контрагенту грантополучателя, обязанность по предоставлению гранта окончательно реализована и грантополучаетелем в этой части средства гранта фактически получены. Поскольку бюджетные денежные средства выбыли из бюджета и поступили в имущественную массу грантополучателя в виде оплаченных за счет этих средств приобретенного имущества или услуг.

В данном случае средства гранта министерством были зачислены на специальный счет казначейского сопровождения, открытый на имя грантополучателя во исполнение соглашения о предоставлении гранта в сумме, согласованной в соглашении в размере 15 000 000 руб.

Решением суда от 30.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.10.2019) должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев как ликвидируемого должника.

Тем самым должник допустил нарушение условия соглашения о предоставлении гранта.

Согласно подпункту 2.3.13. заключенного соглашения грантополучатель обязан в случае наступления событий, указанных в подпункте 2.2.2 соглашения, в течение 10 рабочих дней возвратить средства граната или его часть путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в уведомлении министерства. Возвратить в областной бюджет при выявлении фактов нарушения требований, установленных подпунктом 2.3.7. соглашения - в полном объеме.

Вместе с тем, денежные средства, представленные в виде гранта, в соответствии с соглашением кредитору не возвращены.

Определением суда от 23.01.2020 требования министерства в размере 15 000 000 руб. включены в реестр требований кредиторов должника.

Конкурсным управляющим установлено, что в соответствии с платежным поручением СССПК «Мясной двор» перечислены денежные средства в размере 15 000 000 руб., в то время как размер фактически использованных грантополучателем денежных средств составил 11 965 713 руб. 50 коп.

В связи с чем, просит исключить требования министерства в указанном размере из реестра требований кредиторов должника, в противном случае указанные средства подлежат зачислению должнику с последующим распределением между кредиторами в соответствии с Законом о банкротстве.

Исходя из анализа и оценки представленных в материалы дела документальных доказательств и позиций сторон, и фактически установленных обстоятельств, суд приходит к следующим выводам.

В данном случае в соответствии с соглашением о предоставлении гранта министерством средства предоставляемого гранта фактически зачислены на счет казначейского сопровождения, для последующего их использования грантополучателем в соответствии с соглашением. При этом, грантополучателем соглашение не исполнено и в соответствии с положениям соглашения, средства гранта подлежат возврату распорядителю средств.

Между тем, как установлено в ходе разбирательства, средства грата использованы грантополучателем частично в сумме 11 965 713 руб. 50 коп. остаток неиспользованных грантополучателем средств, составил 3 034 286 руб. 51 коп.

То есть указанные средства не выбыли из собственности, владения и распоряжения распорядителя этих средств в лице министерства, и не поступили в собственность грантополучаетеля в порядке, предусмотренном соглашением о предоставлении гранта. То есть фактически, указанные средства остались в бюджете.

Поскольку в данном случае указанные денежные средства в силу нарушения условий соглашения о предоставлении гранта не могут быть использованы грантополучателем в каком-либо виде и порядке, то они не подлежат возврату грантополучателем в бюджет, в том числе и постольку, поскольку эти средства из бюджета не выбывали и фактически в распоряжение грантополучателя не поступили и не пополнили его имущественную массу.

Исходя из этого, поскольку средства в указанной сумме остались в бюджете, при этом, денежные требования министерства, основанные на неисполнении должником соглашения о предоставлении гранта в сумме 15 000 000 руб. включены в реестр требований кредиторов должника, следовательно, требования министерства, включенные в реестр требований кредиторов должника подлежат уменьшению на сумму 3 034 286 руб. 51 коп. и исключению из реестра требований кредиторов должника в указанном размере.

Указанные средства неиспользованного гранта в сумме 3 034 286 руб. 51 коп. и оставшиеся в бюджете у распорядителя средств, подлежат учету распорядителем средств в соответствующем порядке счета учета бюджетных средств с перераспределением этих средств по уровням бюджета с учетом условий софинансирования вышеуказанной программы, на реализацию которой эти средства определены в бюджетных расходах.

Относительно доводов конкурсного управляющего о возможном зачислении указанных неиспользованных средств гранта должнику, с последующим включением их в конкурсную массу должника и распределением в соответствии с Законом о банкротстве, суд полагает их ошибочными и не соответствующими положениям соглашения о предоставлении гранта и бюджетному законодательству.

Выводы суда согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 310-ЭС19-15258. Согласно которой, денежные средства юридических лиц, находящиеся на счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, являются бюджетными средствами и не подлежат использованию иначе как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного и фактически установленных обстоятельств, суд полагает, что в данном случае следует удовлетворить заявление конкурсного управляющего и исключить из реестра требований кредиторов сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Мясной двор" требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 3 034 286 руб. 51 коп. – основной долг, включенные в реестр требований кредиторов должника определением суда по настоящему делу от 23.01.2020.

Руководствуясь статьями 16, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 184, 185, 186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление конкурсного управляющего ФИО1 удовлетворить.

Исключить из реестра требований кредиторов сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Мясной двор" требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в размере 3 034 286 руб. 51 коп. – основной долг, включенные в реестр требований кредиторов должника определением суда по настоящему делу от 23.01.2020.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

В соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее определение направляется заинтересованным лицам путем его размещения в виде электронного документа на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья Д.В. Телепов