ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-3110/2023 от 22.01.2024 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург Дело № А47-3110/2023

31 января 2024 года

Резолютивная часть определения объявлена 22 января 2024 года

В полном объеме определение изготовлено 31 января 2024 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Телепова Д. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамыкиной Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании,

в рамках дела о банкротстве ФИО1 (дата рождения: 07.04.1998, место рождения: г.Орск Оренбургской области, место регистрации: г.Орск Оренбургской области, ИНН: <***>, СНИЛС: <***>),

заявление ФИО2 об исключении из конкурсной массы имущества.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте арбитражного суда. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

ФИО1 (далее - должник) 01.03.2023 (согласно штампу экспедиции) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), в связи с наличием просроченной задолженности в размере 1 505 984 руб. 69 коп.

Определением от 09.03.2023 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) должника.

Решением суда от 19.04.2023 (резолютивная часть объявлена 13.04.2023) должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества сроком на 6 месяцев. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО3.

ФИО2 05.12.2023 обратилась в арбитражный суд с заявлением об исключении из конкурсной массы должника имущества:

- 1/4 доля в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером: 56:43:0320001:37, : площадь: 950 кв.м.;

- 1/4 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером: 56:43:0320001:50, площадь: 121,90 кв.м.

Определением от 12.12.2023 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено судебное заседание по рассмотрению заявления. Тем же судебным актом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО4 и ФИО5.

В материалы дела 22.01.2024 от заявителя поступили дополнительные документы (копия договора купли-продажи земельного участка, копия соглашения об определении долей, копия договора дарения, копия справки о распоряжении средствами материнского капитала).

В материалы дела 22.01.2024 от ФИО1 поступил отзыв на ходатайство, согласно которому не возражает относительно исключения имущества из конкурсной массы должника.

В материалы дела 22.01.2024 от финансового управляющего поступил отзыв на заявление. Согласно отзыву, расходы на проведение реализации имущества на первых торгах составляют:

- 451,25 руб. - расходы на размещение сообщения на ЕФРСБ о проведении торгов;

- 451,25 руб. - расходы на размещение сообщения на ЕФРСБ о результатах торгов;

- 451,25 руб. - расходы на размещение сообщения на ЕФРСБ о заключении договора купли-продажи;

- 902,5 руб. - расходы на размещение сообщений на ЕФРСБ о проведении повторных торгов;

- 902,5 руб. - расходы на размещение сообщений на ЕФРСБ о проведении торгов в виде публичного предложения;

- 43 120 руб. - вознаграждение АУ за реализацию имущества в размере 7% от стоимости реализации;

- 902,5 руб. - публикация сообщений на ЕФРСБ о поступлении требований кредиторов;

- 9 298,72 руб. - публикация сообщения о введения реализации имущества в газете Коммерсантъ;

- 451,25 * 3 = 1353,75 руб. - будущие расходы на ЕФРСБ публикация сообщения о завершении реализации имущества, завершающий отчет;

- 2 881,20 руб. - почтовые расходы.

Расходы на проведение реализации имущества на торгах и погашение текущих расходов составят = 60 714,92 руб. Учитывая низкую ликвидность долей в жилых домах, финансовый управляющий полагает, что реализация данного имущества на торгах будет экономически не целесообразна.

Поступившие документы приобщены судом к материалам дела, на основании статей 41, 66 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно заявлению, у должника в собственности имеется имущество

- 1/4 доля в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером: 56:43:0320001:37, : площадь: 950 кв.м.;

- 1/4 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером: 56:43:0320001:50, площадь: 121,90 кв.м.

Заявителем указано, что доля в праве собственности досталась ФИО1 по договору дарения долей жилого дома и земельного участка от 28.05.2015. Долевыми собственниками также являются его родители и брат:

- ФИО2 (1/4 доли, мать должника);

- ФИО4 (1/4 доли, отец должника);

- ФИО5 (1/4 доли, брат должника).

В этом доме сейчас никто не живет, так как он не пригоден к проживанию. Дом был построен родителями должника и зарегистрирован как жилой, чтобы получить выплату по сертификату на материнский капитал и погасить взятые кредиты для строительства дома. Но отделочные работы до сих пор не завершены, к дому не подведены вода и водоотведение. Приостановить работы по отделке дома пришлось в связи с резким подорожанием отделочных материалов.

Таким образом, должник получил долю в этом доме в связи с выплатой материнского капитала на строительство дома.

Заявитель указывает, что включение доли должника в конкурсную массу и её последующая продажа способствует потенциальному возникновению долевой собственности несвязанных между собою лиц, ведет к ситуации, когда для членов одной семьи квартира, по сути, становится коммунальной и, в конечном счете, к нарушению права на достойную жизнь, достоинство личности и неприкосновенность жилища, что недопустимо (статья 25 Конституции Российской Федерации).

Ходатайство мотивировано тем, что строительство жилого дома осуществлено за счет государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и не может быть реализовано в рамках процедуры банкротства должника.

Исследовав обстоятельства дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для исключения имущества из конкурсной массы.

На основании части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пункта 3 настоящей статьи.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона).

Пунктом 3 названной статьи Закона предусмотрено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона).

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" установлено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

Предоставляя должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон N 256-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 2 Закон N 256-ФЗ материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 указанного Закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 7 Закон N 256-ФЗ).

При этом в силу пункта 2 статьи 1 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Из названных положений следует, что материнский (семейный) капитал, предоставляется за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта и предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть средства материнского капитала, имеющие исключительно целевое назначение, не являются собственностью малолетних детей и в силу закона предоставляются их родителям (усыновителям).

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (подпункта 4 пункта 1.4. статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ).

Материнский капитал как социальная выплата является мерой социальной поддержки не только должника, но и членов его семьи и даже в случае реализации земельного участка, полученные от его продажи денежные средства не могут быть включены в конкурсную массу должника и направлены на расчеты с кредиторами, поскольку он приобретался за счет средств мер социальной поддержки, носящих целевой характер, на которые, в силу пункта 13 части 1 статьи 101 Закона исполнительном производстве, не может быть обращено взыскание.

Согласно справке ОСФР по Оренбургской области от 25.12.2023, строительство (реконструкция) объекта недвижимости, находящегося по адресу: <...> осуществлено за счет целевых средств материнского капитала.

Имея специальное целевое назначение, средства материнского капитала не являются имуществом лиц, на чье имя выдан соответствующий сертификат (определение Верховного суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 18-КГ19-57).

При этом, данный объект, как иной объект недвижимости, подлежащий реализации в рамках процедуры банкротства, в силу прямого указания Закона о банкротстве подлежит реализации на открытых торгах в электронной форме на электронной площадке. Данная форма торгов с учетом сложившейся практики предполагает существенные расходы по организации торгов.

Согласно отзыву финансового управляющего, учитывая низкую ликвидность долей в жилых домах, финансовый управляющий полагает, что реализация данного имущества на торгах будет экономически не целесообразна

Таким образом, с учетом того, что доказательств экономической целесообразности реализации имущества в материалы дела не представлено, а также учитывая факт того, что строительство объекта недвижимости, в том числе доли должника, осуществлено на средства материнского капитала, суд полагает возможным удовлетворить заявление об исключении имущества из конкурсной массы.

Суд указывает, что в данном случае реализация данного объекта в целях пополнения конкурсной массы и расчетов с кредиторами является нецелесообразной и приведет только к увеличению текущих расходов, без достижения желаемого результата (пополнение конкурсной массы и расчеты с кредиторами), и умалению целей банкротства.

Ввиду вышеуказанных обстоятельств, суд удовлетворяет заявление ФИО2 и исключает имущество, принадлежащее должнику из конкурсной массы, а именно: 1/4 доля в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером: 56:43:0320001:37, : площадь: 950 кв.м.; 1/4 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером: 56:43:0320001:50, площадь: 121,90 кв.м.

Руководствуясь статьями 32, 60, 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184 - 186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление ФИО2 об исключенииизконкурсной массы имущества, удовлетворить.

Исключить из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве гражданина должника - ФИО1, имущество, принадлежащее должнику, а именно: 1/4 доля в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером: 56:43:0320001:37, : площадь: 950 кв.м.; 1/4 доля в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером: 56:43:0320001:50, площадь: 121,90 кв.м.

В соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее определение направляется заинтересованным лицам путем его размещения в виде электронного документа на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Д.В. Телепов