ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-4139/15 от 13.10.2017 АС Оренбургской области

175/2017-101759(1)

Арбитражный суд Оренбургской области

460000, г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 56
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть определения объявлена 13 октября 2017  Определение в полном объеме изготовлено 20 октября 2017 

 Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего  судьи Калашниковой А.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Соколовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 

заявление

судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по  исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской  области ФИО1 

об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевых  счетах администрации муниципального образования Кувандыкский городской  округ Оренбургской области - лицевой счет № <***>, лицевой счет   № <***>, лицевой счет <***>, лицевой счет <***> – в  пределах задолженности по исполнительному листу Арбитражного суда  Оренбургской области ФС № 006634834 в размере 2 293 827 руб. 58 коп., а также  проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из суммы  основного долга 2 293 827 руб. 58 коп., ставки 8,25% , начиная с 25.07.2015 по день  фактической уплаты суммы основного долга 

при участии представителей:

от заявителя (судебного пристава-исполнителя): не явился (извещен  надлежаще) 

от взыскателя - ООО «Орентракт»: ФИО2 руководитель, выписка из  ЕГРЮЛ, паспорт; ФИО3 представитель по доверенности от 19.04.2017 

от должника - администрации МО Кувандыкский городской округ  Оренбургской области: не явился (извещен) 

от третьего лица Управления Федерального казначейства по Оренбургской  области: не явился (извещен) 

от третьего лица Финансового управления Кувандыкского городского округа:  не явился (извещен надлежаще) 


Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных  приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по  Оренбургской области Файзуллина К.Ф. обратилась в арбитражный суд с  заявлением об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на  лицевых счетах администрации муниципального образования Кувандыкский  городской округ Оренбургской области - лицевой счет № 03533D01200, лицевой  счет № 01533D01200, лицевой счет 04533D01200, лицевой счет 05536D01200 – в  пределах задолженности по исполнительному листу Арбитражного суда  Оренбургской области ФС № 006634834 в размере 2 293 827 руб. 58 коп., а также  проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из суммы  основного долга 2 293 827 руб. 58 коп., ставки 8,25% , начиная с 25.07.2015 по день  фактической уплаты суммы основного долга (с учетом уточнения, принятого  определением суда от 20.07.2017). 

Определением суда от 20.07.2017 к участию в рассмотрении заявления в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно  предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по  Оренбургской области. Определением от 15.09.2017 к участию в рассмотрении  заявления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования  относительно предмета спора привлечено Финансовое управление Кувандыкского  городского округа. 

В ходе рассмотрения заявления представитель судебного пристава  поддерживал заявление в полном объеме. 

Взыскатель в отзыве на заявление поддержал позицию судебного пристава,  полагая, что действующее законодательство, а именно ст. 64 Закона об  исполнительном производстве допускает совершение иных действий, необходимых  для исполнения судебного акта, в том числе и обращение в суд с указанным  заявлением. 

Взыскатель, ссылаясь на приложение № 3 к решению Совета депутатов «О  бюджете муниципального образования Кувандыкский городской округ на 2017 и  плановый период 2018 и 2019 годов» указывает на наличие в бюджете  муниципального образования Кувандыкский городской округ в 2017 году  достаточных денежных средств для исполнения судебного акта, а также на  увеличение доходной части бюджета в связи с внесенными изменениями  26.04.2017. 

Должник отзыв на заявление не представило.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области в отзыве на  заявление считает заявление незаконным и необоснованным. 

Пояснило, что действующим законодательством (ст. 168 Бюджетного кодекса  Российской Федерации) определен порядок возложения на органы Федерального  казначейства функций по исполнению местных бюджетов, согласно чему органы  исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение  местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.  Указывает, что между УФК по Оренбургской области и администрацией МО  Кувандыкский городской округ 09.01.2017 заключено Соглашение об  осуществлении Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области  отдельных функций по исполнению бюджета муниципального образования 


Кувандыкский городской округ Оренбургской области при кассовом  обслуживании исполнения бюджета Управлением Федерального казначейства по  Оренбургской области. Предметом данного соглашения является только  исполнение операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из  областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных  трансфертов, имеющих целевое назначение (п. 1.1 Соглашения). 

Управление указало, что перечисленные в заявлении судебного пристава  лицевые счета были открыты в УФК для учета операций с целевыми  межбюджетными трансфертами: 

-  № <***> - лицевой счет, предназначенный для отражения операций  главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по распределению  бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов  финансирования <1> (далее - бюджетные данные) по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств (далее - лицевой счет главного  распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) (дата открытия - 27.01.2016); 

-  № <***> - лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных  данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций  получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных  обязательств по кодам классификации расходов бюджетов в пределах доведенных  ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных  полномочий у получателя бюджетных средств); для учета бюджетных и денежных  обязательств получателя бюджетных средств, осуществления получателем  бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в  иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного  финансирования) (далее - лицевой счет получателя бюджетных средств) (дата  открытия - 27.01.2016); 

-  № <***> - лицевой счет, предназначенный для отражения операций,  связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации (далее - лицевой счет администратора доходов бюджета)  (дата открытия - 11.01.2016); 

-  № 05533D01200 - лицевой счет, предназначенный для отражения операций  получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с  законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в  соответствии с заключенным Соглашением об осуществлении операций со  средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных  средств, а также подразделения судебных приставов (далее - лицевой счет для учета  операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя  бюджетных средств) (дата открытия - 12.01.2016). 

Управление настаивает, что исполнительные документы,  предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по  денежным обязательствам не могут приниматься органом Федерального  казначейства к лицевому счету для учета операций с целевыми межбюджетными  трансфертами, если в органе Федерального казначейства не открыт основной  лицевой счет. 


Отмечает, что основной лицевой счет получателя бюджетных средств  Администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ  Оренбургской области в Управлении не открыт. Данный лицевой счет открыт в  Финансовом управлении администрации муниципального образования  Кувандыкский городской округ Оренбургской области. 

Третье лицо полагает, что обращение взыскания на денежные средства,  находящиеся в Управлении на лицевых счетах получателя бюджетных средств по  учету операций с межбюджетными трансфертами - Администрации  муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской  области в пределах задолженности по исполнительному листу ФС № 006634834  невозможно, т.к. исполнение исполнительного листа за счет межбюджетных  трансфертов повлечет нарушение бюджетного законодательства. 

Кроме того, Управление находит, что исполнение судебных актов по искам к  публично-правовым образованиям осуществляется в особом, отличном от общих  правил исполнительного производства порядке (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от  02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 3 ст. 239 Бюджетного  кодекса РФ). Ссылаясь на иммунитет бюджетов, считает, что исполнение  судебного акта должно производиться в соответствии с главой 24.1 Бюджетного  кодекса РФ. Иной порядок выплаты бюджетных денежных средств  законодательством не предусмотрен. 

Финансовое управление Кувандыкского городского округа отзыв на заявление  не представило. 

От взыскателя поступило ходатайство об отложении судебного заседания в  целях обязания Финансовое управление Кувандыкского городского округа явкой в  судебное заседание. 

Ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено, поскольку с  учетом сроков рассмотрения заявления, представленных материалов, суд считает  возможным рассмотреть заявление по имеющимся в деле документам. 

 При таких обстоятельствах суд рассматривает заявление, исходя из  совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65  АПК РФ

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие  обстоятельства. 


Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.10.2015 по  делу № А47-4139/2016 требования общества с ограниченной ответственностью  «Орентракт» были удовлетворены. 

С муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района  Оренбургской области, г.Кувандык в пользу общества с ограниченной  ответственностью «Орентракт» взыскано 2 293 827 руб. 58 коп., в том числе сумму  неосновательного обогащения в размере 2 063 598 руб. 08 коп., проценты за  пользование чужими денежными средствами в размере 230 229 руб. 50 коп., а также  проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из суммы  основного долга 2 293 827 руб. 58 коп., ставки 8,25%, начиная с 27.07.2015 по день  фактической уплаты суммы основного долга. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  29.12.2015 № 18АП-14993/2015 указанное решение суда оставлено без изменения,  вступило в законную силу. 

В связи с вступлением в законную силу указанного решения Арбитражным  судом Оренбургской области взыскателю был выдан исполнительный лист серии  ФС № 006634834. 

На основании указанного исполнительного листа судебным приставом- исполнителем Управления Федеральной службы судебных приставов по  Оренбургской области МОСП по ИОИП, г.Оренбург - ФИО1 24.10.2016  возбуждено исполнительное производство № 22746/16/56003-ИП. 

Определением арбитражного суда от 18.03.2016 по настоящему делу  удовлетворено заявление ООО «Орентракт» о процессуальном правопреемстве,  судом произведена замена должника по делу - муниципального образования «город  Кувандык» Кувандыкского района Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН  <***>) в лице администрации муниципального образования «город  Кувандык на - муниципальное образование Кувандыкский городской округ  Оренбургской области в лице администрации муниципального образования  Кувандыкский городской округ Оренбургской области (ИНН <***>, ОГРН  <***>). 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  06.06.2016 № 18АП-5606/2016 указанное определение суда оставлено без  изменения. 

На основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда по  делу № А47-11026/2016 судом также установлено, что уведомлением от 27.01.2016   № УВЛ-16-5881 Управление Федерального казначейства по Оренбургской области  возвратило исполнительный документ взыскателю, указав на закрытие лицевых  счетов муниципального образования г. Кувандык Кувандыкского района  15.01.2016. 


«Орентракт» направлено уведомление о неисполнении должником требований  исполнительного документа, в связи с истечением трехмесячного срока исполнения  и уведомлением № 332 от 17.10.2016 был возвращен исполнительный лист серии  ФС № 006634834, в связи с отсутствием дополнительных лимитов бюджетных  ассигнований. 

Полагая, что действия судебного пристава, выразившиеся в издании  постановления о возбуждении исполнительного производства №  22746/16/56003-ИП от 24.10.2016, являются незаконными, а постановление  судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства №  22746/16/56003-ИП подлежащим отмене, заявитель обратилась в Арбитражный суд  Оренбургской области с заявлением. Данное заявление рассмотрено в рамках дела   № А47-11026/2016. В удовлетворении заявления решением арбитражного суда от  22.02.2017 отказано. Решение вступило в законную силу. 

Установив у должника наличие 4 лицевых счетов, открытых в УФК по  Оренбургской области и учитывая положения ч. 2 ст. 239 БК РФ, согласно которым  обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой  судебных приставов не производится, судебный пристав обратился в суд с  настоящим заявлением. 

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив  представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу об отказе в  удовлетворении заявления, исходя из следующего. 

Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлен иммунитет бюджетов  бюджетной системы РФ, согласно чему обращение взыскания на средства бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании  судебного акта, за рядом исключений, к которым спорный случай не относится. 

При этом в п. 2 ст. 239 БК РФ прямо установлено, что обращение взыскания на  средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных  приставов не производится. Обращение взыскания на средства бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов  производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса. 

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 1 Федерального закона от  02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно чему условия и  порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям  денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской  Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской  Федерации. 

В силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации  относятся, в том числе, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских  округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты  внутригородских муниципальных образований городов федерального значения  Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 


В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению  взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных  документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм,  подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с  установленными законодательством Российской Федерации требованиями,  предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления  исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных  документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных  документов. 

 Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по  искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного  незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их  должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного  самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или  иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о  взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за  исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке  субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета),  судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение  судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы,  указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для  исполнения в финансовый орган муниципального образования. 

Как определено статьей 6 БК РФ, под финансовым органом муниципального  образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации  муниципального образования, осуществляющие составление и организацию  исполнения местного бюджета. 

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании  денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации,  муниципального образования) за счет средств соответствующего бюджета должно  быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (финансовым  органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального  образования) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на  исполнение указанному органу. 

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения  арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано,  что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового  образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения  судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не  было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного  срока. 

В данном случае судом установлено, что по делу № 47-4139/2015 выдан  исполнительный лист серии ФС № 006634834 о взыскании в пользу ООО  «Орентракт» денежных средств с муниципального образования город Кувандык 


Кувандыкского района Оренбургской области; исполнение судебного акта по  указанному делу не было произведено за счет средств местного бюджета в течение  трехмесячного срока со дня поступления исполнительного листа на исполнение в  финансовое управление администрации муниципального образования  Кувандыкского городского округа Оренбургской по причине – отсутствия  дополнительных лимитов бюджетных ассигнований. 

Поскольку взыскание не было произведено за счет средств бюджета, то  взыскатель правомерно предъявил исполнительный документ в службу судебных  приставов, что подтверждено вступившим в законную силу решением арбитражного  суда по делу № А47-11026/2016. 

При этом следует учитывать, что в силу ст. 215 Гражданского кодекса РФ  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским  поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является  муниципальной собственностью. Муниципальную казну соответствующего  городского, сельского поселения или другого муниципального образования  образуют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не  закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. 

Таким образом, наделяя взыскателей правом обращаться в службу судебных  приставов в целях исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с  публично-правового образования, законодатель предусмотрел возможность  исполнения данных актов не в порядке обращения взыскания на средства бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации, а за счет иного имущества,  составляющего, наряду с бюджетом, казну муниципального образования. 

 Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал  внимание на то, что эффективное выполнение государством в лице государственных  органов возложенных на него публичных функций, в том числе связанных с  гарантированием и защитой прав и свобод граждан, предполагает должный уровень  материально-финансовой обеспеченности этих органов за счет денежных средств,  предоставляемых им из публично-правовых фондов - бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, с учетом чего Бюджетный кодекс Российской  Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное  обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 его статьи 239  обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев,  установленных данным Кодексом; порядок исполнения судебных актов по  обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1  Бюджетного кодекса Российской Федерации (определения от 3 июля 2008 года N  734-О-П, от 18 января 2011 года N 45-О-О, от 8 февраля 2011 года N 115-О-О и от 1  ноября 2012 года N 2008-О). 

В соответствии с п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов  осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом  (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих  ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся  соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. 

Следовательно, Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм,  обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального 


образования организационно-технических мер по перераспределению  бюджетных средств, находящихся на счетах. 

Таким образом, мнение судебного пристава о том, что для исполнения  судебного акта о взыскании денежных средств за счет средств бюджета необходим  еще один судебный акт по заявлению судебного пристава-исполнителя, основан на  неверном толковании норм действующего законодательства. 

Кроме того, из отзыва УФК по Оренбургской области следует, что на  указанных судебным приставом лицевых счетах находятся не денежные средства  бюджета муниципального образования, а целевые межбюджетные трансферты -  средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации,  перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. 

При установленных судом обстоятельствах, заявление удовлетворению не  подлежит. 

Руководствуясь статьями 324, 184, 186 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя Межрайонного  отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств  УФССП по Оренбургской области ФИО1 об обращении взыскания на  денежные средства, находящиеся на лицевых счетах администрации  муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской  области - лицевой счет № <***>, лицевой счет № <***>, лицевой счет  <***>, лицевой счет <***> – в пределах задолженности по  исполнительному листу Арбитражного суда Оренбургской области ФС № 006634834  в размере 2 293 827 руб. 58 коп., а также проценты за пользование чужими  денежными средствами, исходя из суммы основного долга 2 293 827 руб. 58 коп.,  ставки 8,25% , начиная с 25.07.2015 по день фактической уплаты суммы основного  долга отказать. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме). 

Судья А.В. Калашникова