ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А47-519/2021 от 16.03.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург                                                              Дело № А47-519/2021  

17 марта 2021 года

Резолютивная часть определения объявлена        марта 2021 года

В полном объеме определение изготовлено        марта 2021 года

        Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи               Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.А. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении и неполном предоставлении заявителю для ознакомления и снятия копий материалов и результатов камеральных проверок и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2017 (2014г) за отчетные периоды с 2014 по 2018 (2017г) годы:

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2014 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2015 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2016 год;

- мероприятий дополнительного налогового контроля с Оренбургским филиалом ПАО "Т Плюс" за налоговые периоды 2013-2015 г., проводимые в апреле 2016г.;

- камеральных проверок по спорным материалам, полученным от поставщиков ООО "Альянсторг" и ООО "Снабкомплект";

- повторной камеральной проверки по требованию № 07-21/12/57040 от 16 марта 2017 года о предоставлении документов по хозяйственной деятельности с поставщиком ООО "Снабкомплект";

- камеральной проверки раздельного учета налоговых периодов 2015-2017 год, проводимой в отношении ИП ФИО1 в марте 2018 года;

        обязании заинтересованного лица проинформировать в письменном виде о результатах и предоставить в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявителю для ознакомления и снятия копий материалы названных камеральных проверок и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2017 (2014г) по 2020 (2019г) за отчетные периоды с 2014 по 2018 (2017г) годы.

        Представители лиц, участвующих в деле:

        от заявителя - ФИО1, предприниматель, паспорт; ФИО2, доверенность от 02.10.2020 года № б/н, постоянная, диплом, паспорт,

        от заинтересованного лица - ФИО3, начальник правового отдела, доверенность от 11.11.2020 года № 55, постоянная, копия диплома, удостоверение.

        Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

        Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении и неполном предоставлении заявителю для ознакомления и снятия копий материалов выездной и камеральных проверок и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2014 года по 2019 год за отчетные периоды с 2014 года по 2017 год, обязании предоставить заявителю в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу для ознакомления и снятия копий материалы выездной и камеральных проверок, материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2014 года по 2019 год за отчетные периоды с 2014 года по 2017 год с полном объеме.

Заявитель письменно уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непредставлении и неполном предоставлении заявителю для ознакомления и снятия копий материалов и результатов камеральных проверок и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2017 (2014г) за отчетные периоды с 2014 по 2018 (2017г) годы:

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2014 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2015 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2016 год;

- мероприятий дополнительного налогового контроля с Оренбургским филиалом ПАО "Т Плюс" за налоговые периоды 2013-2015 г., проводимые в апреле 2016г.;

- камеральных проверок по спорным материалам, полученным от поставщиков ООО "Альянсторг" и ООО "Снабкомплект";

- повторной камеральной проверки по требованию № 07-21/12/57040 от 16 марта 2017 года о предоставлении документов по хозяйственной деятельности с поставщиком ООО "Снабкомплект";

- камеральной проверки раздельного учета налоговых периодов 2015-2017 год, проводимой в отношении ИП ФИО1 в марте 2018 года;

обязать заинтересованное лицо проинформировать в письменном виде о результатах и предоставить в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявителю для ознакомления и снятия копий материалы названных камеральных проверок и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении заявителя в период с 2017 (2014г) по 2020 (2019г) за отчетные периоды с 2014 по 2018 (2017г.) годы:

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2014 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2015 год;

- камеральной проверки по декларации 3-НДФЛ за 2016 год;

- мероприятий дополнительного налогового контроля с Оренбургским филиалом ПАО "Т Плюс" за налоговые периоды 2013-2015 г., проводимые в апреле 2016г.;

- камеральных проверок по спорным материалам, полученным от поставщиков ООО "Альянсторг" и ООО "Снабкомплект";

- повторной камеральной проверки по требованию № 07-21/12/57040 от 16 марта 2017 года о предоставлении документов по хозяйственной деятельности с поставщиком ООО "Снабкомплект";

- камеральной проверки раздельного учета налоговых периодов 2015-2017 год, проводимой в отношении ИП ФИО1 в марте 2018 года.

Уточнение заявленных требований арбитражным судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом в предварительном судебном заседании 25.02.2021 года на обсуждение лиц, участвующих в деле, вынесен вопрос о соблюдении заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

Заявитель указывает, что направленное им в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области заявление о предоставлении информации № 57 от 25.12.2020 года является жалобой, поданной на бездействие должностных лиц налогового органа, которое по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Заявление подано на фирменном бланке заявителя, содержит все его данные; в заявлении указано на бездействие должностных лиц налогового органа, указаны основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (пункт 2      ст. 101 Налогового кодекса); заявление содержит требования лица, подающего жалобу - обеспечить доступ к запрашиваемой информации. Заявление подано через налоговый орган, бездействие должностных лиц которого обжалуется.

Заинтересованное лицо в отзыве, дополнительных пояснениях указывает на то, что обращение ИП ФИО1 от 25.12.2020 года № 57 не отвечает требованиям, предъявляемым статьями 138, 139 и 139.2 Налогового кодекса к жалобе, просит оставить заявление без рассмотрения.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.

ИП ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи 08.12.2020 года обратился в налоговый орган с заявлением № 55 от 07.12.2020 года о представлении для ознакомления и снятия копий материалов проведенных камеральных проверок за отчетные периоды 2014, 2015, 2016, 2017 годы и ряд встречных мероприятий по контрагентам ПАО "Т Плюс", ООО "Альянсторг", ООО "Снабкомплект" и другие (заявление приложено к тексту обращения "Добрый день"). Письмом от 31.12.2020 года № 13-21/023962 налоговый орган сообщил о том, что за период 2014-2017 годов решения в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса не выносились, в связи с чем документы, ознакомление с которыми предусмотрено ст. 100 и ст. 101 Налогового кодекса, отсутствуют. Ответ в адрес заявителя направлен по телекоммуникационным каналам связи 31.12.2020 года и получен последним 11.01.2021 года.

ИП ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи 09.12.2020 года обратился в налоговый орган с заявлением № 56 от 07.12.2020 года о представлении для ознакомления и снятия копий материалов выездной налоговой проверки с периода с 21.12.2017 года по 03.03.2020 года (заявление приложено к тексту обращения "Добрый день"). Письмом от 30.12.2020 года      № 16-29/023860 налоговый орган сообщил о возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.12.2018 года № 16-26/2735, в письме указан адрес для ознакомления и контактное лицо. Ответ в адрес заявителя направлен по телекоммуникационным каналам связи 30.12.2020 года и получен последним 11.01.2021 года.

ИП ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи 25.12.2020 года обратился в налоговый орган с заявлением № 57 от 25.12.2020 года "О предоставлении информации", адресованным Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (заявление с приложениями приложены к тексту обращения "Добрый день"). В заявлении ИП ФИО1 указывает на непредставление налоговым органом доступа к информации по его обращениям № 55 от 08.12.2020 года о предоставлении информации по камеральным проверкам и дополнительным мероприятиям налогового контроля за отчетные периоды 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы; № 56 от 09.12.2020 года о предоставлении материалов выездной налоговой проверки для ознакомления и снятия копий, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля с периода 21.12.2017 года по 03.03.2020 года за отчетные периоды 2014-2016 гг. Заявитель на основании п.п. 1 п. 1 ст. 21, абзаца 2 пункта 2 ст. 101 Налогового кодекса, пункта 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации просит обеспечить доступ к данной информации.

Как указывает налоговый орган, в ответ на данное обращение и в дополнение к письму от 31.12.2020 года № 13-21/023962 в адрес заявителя направлено письмо от 09.03.2021 года № 13-21/000759. В указанном письме содержится информация о вынесенных в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса в отношении заявителя решениях по результатам камеральных налоговых проверок по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период 2014-2017 годов, а также по результатам камеральной проверки расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за полугодие 2017 года. Проведенные мероприятия налогового контроля по взаимоотношениям с контрагентами ПАО "Т ПЛЮС", ООО Альянсторг" и ООО "Снабкомплект" не легли в основу доначисления сумм налога по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС и НДФЛ за период 2014-2017 годов, решения по результатам указанных проверок в порядке ст. 101 Налогового кодекса не принимались, документы, ознакомление с которыми предусмотрено статьями 100 и 101 Налогового кодекса, отсутствуют.

ИП ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи 01.03.2021 года обратился в налоговый орган с уточнением № 8 "Уточнение к обращению о не предоставлении информации" от 01.03.2021 года, адресованным Управлению Федеральной налоговой службы по Оренбургской области. В указанном обращении заявитель просит считать заявление от 25.12.2020 года № 57 жалобой на бездействие должностных лиц налогового органа в связи с непредставлением ему материалов и результатов камеральных проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля за налоговые периоды 2014-2016 годов, проводимых в 2014-2018 годах.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 125, пунктом 7 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, и к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 67 Постановления от 30.07.2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса (в настоящее время нормы об обязательном досудебном обжаловании изложены в пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса) судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.

Претензионный порядок урегулирования спора подразумевает особую (письменную) примирительную процедуру - процедуру урегулирования спора самими спорящими сторонами, осуществляемую посредством предъявления претензии и направления ответа на нее. Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа защиты нарушенного права, предусмотренного законодательством. Указанное требование (претензия) облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования (например, изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, уплатить задолженность или выплатить проценты и т.д.); обстоятельства, на которых основываются требования; доказательства, подтверждающие их (со ссылкой на соответствующее законодательство); сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора. Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора это не только направление претензии контрагенту, но и истечение на момент обращения в суд срока для ее рассмотрения, либо получение ответа о результатах рассмотрения претензии.

Подпунктом 7 пункта 2 ст. 1 Налогового кодекса определено, что Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Как следует из подпункта 12 пункта 1 ст. 21 Налогового кодекса, налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Согласно статье 137 Налогового кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Как следует из пункта 1 ст. 138 Налогового кодекса, жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган регламентированы статьей 139 Налогового кодекса. При этом пунктом 1 данной статьи установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Согласно пункту 1 статьи 139.2 Налогового кодекса жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Исходя из содержания пункта 2 ст. 139.2 Налогового кодекса, в жалобе указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу;

6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

По своему содержанию обращение заявителя в налоговый орган от 25.12.2020 года соответствует установленным пунктом 2 ст. 139.2 Налогового кодекса требованиям к содержанию жалобы в случае её подачи на бумажном носителе: содержится фамилия, имя, отчество и место жительства ИП      ФИО1, подающего жалобу; указывается на бездействие налогового органа, не представившего для ознакомления и снятия копий материалы камеральных и выездной налоговых проверок; указано наименование налогового органа, бездействие должностных лиц которого обжалуется; указано на нарушение его права на ознакомление с материалами камеральных и выездной налоговых проверок; содержится требование о представлении материалов камеральных и выездной налоговых проверок. Отсутствие указания на способ получения решения по жалобе не является существенным нарушением, влекущим оставление жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 Налогового кодекса).

Вместе с тем, заявление ИП ФИО1 от 25.12.2020 года № 57 "О предоставлении информации" направлено заинтересованному лицу по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с приложением № 2 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, код по КНД 1166102.

Согласно пункту 2.1. Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 13.06.2013 года № ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации), настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации порядка обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении налогоплательщикам информационных услуг и информировании налогоплательщиков в электронной форме по ТКС, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".

Обращение - формируемый налогоплательщиком (представителем) электронный документ в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, месту нахождения его обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных средств и иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации в целях получения информации (приложение № 2 к Методическим рекомендациям). Для обращения установлена форма код по КНД 1166102

Основанием для информирования налогоплательщиков и предоставления налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС является запрос (обращение) налогоплательщика (представителя) в электронной форме, подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пункт 2.6. Методических рекомендаций).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 года № 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" признан утратившим силу приказом Минфина России от 25.03.2020 года № 45н.

Приказом Федеральной налоговой службы от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Таким образом, представление налогоплательщиками (плательщиками сборов) жалоб на основании главы 19 Налогового кодекса в вышестоящий налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном Методическими рекомендациями, не предусмотрено.

Согласно пункту 4 ст. 31 Налогового кодекса,формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Абзацем 3 пункта 1 ст. 139.2 Налогового кодекса установлено, что форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом Федеральной налоговой службы от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@ "Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме" (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2020 года № 57335) утверждены форма жалобы (апелляционной жалобы) (приложение № 1); формат представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме (приложение № 2); порядок представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решения (извещения) по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме (приложению № 4); порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы) (приложение № 5).

Приложением № 1 к приказу ФНС России от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@ утверждена форма жалобы (апелляционной жалобы),форма по КНД 1110121.

Согласно пункту 1 формата представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме (далее - Формат), Формат описывает требования к XML файлам (далее - файл обмена) передачи жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме в налоговые органы.Номер версии настоящего формата 5.01, часть 867_00 (пункт 2 формата).

Как следует из пункта 1 приложения № 4 к приказу ФНС России от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@, настоящий порядок определяет общие правила представления жалобы (апелляционной жалобы) (далее - жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц, порядок обжалования которых регламентирован главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации, и направления решения (извещения) по указанной жалобе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участниками информационного обмена: лицами, подавшими жалобу (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями), налоговыми органами и операторами электронного документооборота, обеспечивающими обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС между лицами, подавшими жалобу, и налоговыми органами (далее - операторы электронного документооборота).

Направление и получение жалобы, решения (извещения) по жалобе в электронной форме по ТКС допускается при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах (пункт 5 приложения № 4).

Жалоба формируется в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направляется по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются (пункт 13 приложения     № 4).

Как следует из пункта 11 приложения № 4 к приказу ФНС России от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@, жалоба не считается принятой налоговым органом в случае:

2) если жалоба не соответствует утвержденному настоящим приказом формату;

3) отсутствия в жалобе, представленной в налоговый орган по ТКС, усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу, или несоответствия электронной подписи, которой подписана поступившая жалоба, усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подавшего жалобу.

Заявление ИП ФИО1 от 25.12.2020 года № 57 "О предоставлении информации" не соответствует утвержденному приказом ФНС России от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@ формату, не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Следовательно, в силу пункта 11 приложения № 4 к приказу ФНС России от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@, данное заявление не считается принятым налоговым органом.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о несоблюдении ИП ФИО1 досудебного порядка урегулирования спора, его заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче заявления ИП ФИО1 произведена уплата государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается платежным поручением от 19.01.2021 года № 3.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.40 Налогового кодекса.

Руководствуясь ст. 49, п. 2 части 1 ст. 148, ст.ст. 149, 176, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.   Заявление оставить без рассмотрения.

2.   Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, выдав справку после истечении срока обжалования определения.

Определение арбитражного суда об оставлении заявления без рассмотрения может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции может быть подана в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья                                                                   В.И. Сиваракша