АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Орел
12 ноября 2019 года Дело №А48-12207/2019
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.Г. Кудряшовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коробковой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство Федерального казенного учреждения «Управление автомагистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства» об отмене обеспечительных мер по делу №А48-12207/2019 по исковому заявлению ООО «Лаборатория цифрового зрения» (121205, г. Москва, Территория Сколково инновационного центра, бульвар Большой, д. 42, стр. 1, эт. 4, пом. 1407, ИНН 7820323280, ОГРН 1107847395490) к Федеральному казенному учреждению «Управление автомагистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства» (301001, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 15, ОГРН 1025700789047, ИНН 5752000133) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ООО «Вектор» (302525 Орловская обл., р-н Орловский, сельское поселение Платоновское, ул. Раздольная, д. 111, ИНН 5720022409, ОГРН 1165749054470) о признании недействительными электронных аукционов и государственных контрактов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя -
представитель Болдырева Е. В. (паспорт, доверенность, диплом),
от истца –
от третьего лица -
представитель Пушкарева А.А. (паспорт, доверенность, диплом),
представитель Кочетков А.Б. (паспорт, доверенность, диплом),
установил:
ООО «Лаборатория цифрового зрения» (далее – заявитель, истец, общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление автомагистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства» (ответчик), в котором просит:
1. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Тульской области (номер извещения 0354100008419000151).
2. Признать недействительным государственный контракт от 21.10.2019 № 0354100008419000151 (реестровый номер контракта 1575200013319000194), применив последствия недействительности сделки.
3. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Орловской области (номер извещения 0354100008419000152).
4. Признать недействительным государственный контракт от 21.10.2019 №0354100008419000152 (реестровый номер контракта 1575200013319000195), применив последствия недействительности сделки.
5. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Липецкой области (номер извещения 0354100008419000153).
6. Признать недействительным государственный контракт от 07.10.2019 № 0354100008419000153 (реестровый номер контракта 1575200013319000191), применив последствия недействительности сделки.
7. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Курской области (номер извещения 0354100008419000154).
8. Признать недействительным государственный контракт от 07.10.2019 №0354100008419000154 (реестровый номер контракта 1575200013319000189), применив последствия недействительности сделки.
9. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Воронежской области (номер извещения 0354100008419000155).
10. Признать недействительным государственный контракт от 07.10.2019 № 0354100008419000155 (реестровый номер контракта 1575200013319000190), применив последствия недействительности сделки.
11. Признать недействительным электронный аукцион на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Белгородской области (номер извещения 0354100008419000156).
12. Признать недействительным государственный контракт от 07.10.2019 № 0354100008419000156 (реестровый номер контракта 1575200013319000192), применив последствия недействительности сделки.
Одновременно с подачей заявления ООО «Лаборатория цифрового зрения» обратилось в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения указанных государственных контрактов, заключенных между ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства» и ООО «Вектор», до рассмотрения Арбитражным судом Орловской области дел о признании недействительными электронных аукционов по существу спора.
Определением суда от 01 ноября 2019 года исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А48-12207/2019, а также удовлетворено ходатайство истца о принятии обеспечительных мер.
06.11.2019 (согласно регистрационному штампу суда) ответчик обратился в арбитражный суд с ходатайством об отмене обеспечительных мер.
В обоснование заявленного ходатайства, ответчик указал, что принятые обеспечительные меры, в виде приостановления исполнения государственных контрактов ограничивает права ответчика, а также влияет на права и обязанности по исполнению уонтракта третьим лицом; истец не представил суду встречного обеспечения и не сообщил суду о включении его в реестр недобросовестных поставщиков к моменту обращения с исковым заявлением по настоящему делу в суд.
Истец возражает против удовлетворения заявленного ходатайства, мотивируя тем, что обстоятельства и доказательства, послужившие основанием для принятия обеспечительных мер в настоящее время не отпали, оснований к их отмене не имеется.
Третье лицо – исполнитель по заключенным контрактам поддержало позицию ответчика об отмене обеспечительных мер, поскольку заключенные контракты частично исполнены, кроме того, установлены сроки на исполнение принятых им обязательств, которые не могут быть нарушены в связи с тем, что установлены указом Президента РФ.
Рассмотрев заявленное ходатайство, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы сторон, арбитражный суд признает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 97 АПК РФ определено, что обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Ответчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов vmw.zakupki.gov.ru объявлены электронные аукционы.
По результатам проведенных процедур между ответчиком и третьим лицом заключены государственные контракты в связи с отклонением заявки истца и признанием конкурентных процедур заказчиком несостоявшимися.
По настоящему делу в обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер заявитель ссылался на то, что ответчиком при проведении аукционов незаконно отклонена его заявка и сделаны выводы о недостоверности информации о товарном знаке, которые фактически лишили истца права участвовать в конкурентной процедуре и претендовать на заключение государственного контракта; такие нарушения являются существенным и достаточным основанием для признания электронного аукциона и государственного контракта недействительными.
Истец указывал, что в случае частичного или полного исполнения контракта победителем аукциона исполнение судебного акта по настоящему делу окажется затруднительным или невозможным.
Удовлетворяя ходатайство заявителя, суд исходил из того, что исполнение государственного контракта ООО «Вектор» (победитель аукциона) может привести к невозможности исполнения решения суда, в случае удовлетворения требований истца.
В судебном заседании 12.11.2019 ответчиком представлены доказательства частичного исполнения контракта в виде актов о приемке выполненных работ от 25.10.2019 № 1 по каждому контракту.
Суд руководствовался пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Поскольку по смыслу указанной нормы основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурса) могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет гарантии государственной защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).
В рассматриваемом случае истцом выбран такой способ защиты своих прав, как признание торгов недействительными в порядке, предусмотренном статьей 449 ГК РФ.
Принимая обеспечительные меры, суд исходит из того, что заключение и исполнение государственного контракта по результатам торгов, процедура проведения которого истцом оспаривается, сделает невозможным как принятие, так и исполнение решения, которым могли быть удовлетворены требования истца в случае их обоснованности.
Иными словами, в таком случае восстановление имущественных прав истца законным избранным им способом (статья 12 ГК РФ) станет невозможным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Ввиду того, что оспариваемый контракт уже заключен, частично исполнен сторонами приостановление исполнения контракта не может быть оправдано, не отвечает балансу интересов заинтересованных сторон.
При этом судом приняты во внимание социальная значимость контракта, специфика бюджетного процесса в части выделения финансирования и отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в конце года, публичные и частные интересы, предмет контракта, наличие сведений об истце в реестре недобросовестных поставщиков и иные доводы сторон.
Таким образом, принятые обеспечительные меры должны быть отменены.
На основании вышеизложенного, учитывая все обстоятельства рассматриваемого заявления, наличие обеспечительных мер приведет к неисполнению ответчиком принятых бюджетных обязательств по заключенным и частично исполненным государственным контрактам, срыву сроков, установленных национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утв. 24.12.2018 № 15 и заключенными государственными контрактами, включая финансирование по ним и негативно скажется качестве дорог, правах неопределенного круга лиц на качественные и безопасные дороги.
Руководствуясь статями 97, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство Федерального казенного учреждения «Управление автомагистрали Москва-Харьков федерального дорожного агентства» об отмене обеспечительных мер по делу №А48-12207/2019 об отмене обеспечительных мер удовлетворить в полном объеме.
Отменить обеспечительные меры по делу №А48-12207/2019, принятые определениям Арбитражного суда Орловской области от 01.11.2019 и отменить приостановление исполнения государственных контрактов №№ 0354100008419000151, 0354100008419000152, 0354100008419000153, 0354100008419000154, 0354100008419000155, 0354100008419000156.
Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области.
Судья А.Г. Кудряшова