ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А48-5215/2022 от 09.08.2022 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Орел Дело № А48-5215/2022

16 августа 2022 года

Резолютивная часть определения объявлена 9 августа 2022 года.

Определение в полном объеме изготовлено 16 августа 2022 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Клименко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикаловым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "ЭкоСити" (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Правительству Орловской области (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным распоряжение от 26.05.2022 № 351-р,

третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 02.08.2021, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт),

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность № 52-Д от 20.06.2022, диплом о наличии высшего юридического образования, удостоверение № 436А),

от третьего лица – (до перерыва) представитель не явился, извещён надлежащим образом, (после перерыва) представитель ФИО3 (доверенность № 5-5/9д от 30.08.2021, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт),

в судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9 августа 2022 года до 14 час. 00 мин.,

установил:

Акционерное общество "ЭкоСити" (далее – заявитель, АО "ЭкоСити") обратилось в суд с заявлением к Правительству Орловской области (далее – ответчик) о признании недействительным распоряжение от 26.05.2022 № 351-р.

Определением от 15.07.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее третье лицо, Департамент).

Ответчик и третье лицо возражали против удовлетворения заявленных требований, третье лицо представило протокол заседания согласительной комиссии по урегулированию замечаний к проекту концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области от 15.06.2022, а также приказ Департамента от 17.06.2022 №63/1 о принятии решения о невозможности заключения концессионного соглашения на условиях, утвержденных распоряжением Правительства Орловской области от 26.05.2022 № 351-р.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Правительством Орловской области издано распоряжение от 26.05.2022 № 351-р «Об утверждении основных условий концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области, а также критериев и параметров критериев открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения» (далее - распоряжение).

Согласно данному распоряжению решено:

1. Признать целесообразным заключение концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

2. Установить, что полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения осуществляет от имени Орловской области Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.

3. В целях проведения конкурса утвердить:

1) основные условия концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области согласно приложению 1 к распоряжению;

2) критерии и параметры критериев открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения согласно приложению 2 к распоряжению.

4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области:

1) в течение 15 рабочих дней со дня принятия настоящего распоряжения:

а) обеспечить получение заключений органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 22 ноября 2019 года № 651 "Об утверждении Порядка принятия решений о заключении концессионных соглашений, концедентом (стороной) по которым выступает Орловская область, и Порядка формирования и утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, концедентом (стороной) по которым выступает Орловская область";

б) утвердить конкурсную документацию;

в) создать конкурсную комиссию по проведению конкурса, утвердить ее персональный состав;

г) обеспечить размещение сообщения о проведении конкурса на сайте "Торги Российской Федерации" (http://torgi.gov.ru) и в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) обеспечить проведение конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Полагая, что данное распоряжение нарушает права и законные интересы АО "ЭкоСити" в плане гарантий минимального объема отходов, необходимого для обеспечения мощности переработки завода, заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным данного ненормативного акта.

Рассмотрев требования АО "ЭкоСити", арбитражный суд пришел к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" в систему подзаконных правовых актов Орловской области входят постановления и распоряжения Правительства Орловской области. При этом абзацем вторым статьи 1 данного Закона Орловской области закреплено, что правовой акт Орловской области - официальный письменный документ, содержащий нормы права или ненормативные (индивидуальные) предписания, принятый (изданный) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Распоряжения Правительства Орловской области не носят нормативного характера, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Орловской области.

В форме указанных актов издаются индивидуальные (ненормативные) правовые акты (ч. 9 ст. 5 Закона Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области").

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года №1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Орловской области.

Таким образом, оспариваемое Распоряжение Правительства Орловской области от 26.05.2022 № 351-р является ненормативным актом.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Орловской области от 26.05.2022 № 351-р предусматривается признать целесообразным заключение концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

При этом в распоряжение включены положения, предусмотренные частью 2 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", направленные на заключение концессионного соглашения в отношении определенного объекта.

В частности, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Орловской области от 22.11.2019 № 651 "Об утверждении Порядка принятия решений о заключении концессионных соглашений, концедентом (стороной) по которым выступает Орловская область, и Порядка формирования и утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, концедентом (стороной) по которым выступает Орловская область" определен орган, осуществляющий от имени Орловской области полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Департамент).

В целях проведения конкурса распоряжением утверждены основные условия концессионного соглашения, на право заключения которого проводится конкурс, а также критерии и параметры критериев конкурса.

В силу ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" основные условия концессионного соглашения включаются в концессионное соглашение, заключаемое с победителем конкурса, и, следовательно, затрагивают права и обязанности конкретного концессионера по такому соглашению.

Пунктом 4 оспариваемого распоряжения закрепляются организационные мероприятия, реализуемые Департаментом в целях проведения конкурса.

Судом установлено, что 02.06.2022 Департаментом было обеспечено направление проекта концессионного соглашения заинтересованным органам исполнительной государственной власти Орловской области.

При этом в Департамент поступили заключения от Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, Департамента финансов Орловской области. Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области о возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или объектов недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, на иных условиях.

Департаментом инициировано создание согласительной комиссии, о чем издан приказ Департамента от 15.06.2022 № 62.

15.06.2022 состоялось ее заседание, на котором было принято решение о неурегулировании поступивших замечаний. Данное решение отражено в протоколе заседания согласительной комиссии по урегулированию замечаний к проекту концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов в Орловской области от 15.06.2022.

Приказом Департаментом от 17.06.2022 № 63/1 принято решение о невозможности заключения концессионного соглашения на условиях, утвержденных распоряжением Правительства Орловской области от 26.05.2022 № 351-р.

Из объяснений ответчика следует, что в настоящее время Департаментом разработан проект акта об отмене распоряжения Правительства Орловской области от 26.05.2022 №351-р и утверждении новых основных условий концессионного соглашения.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).

При изложенных обстоятельствах у суда имеются основания для прекращения производства по делу в силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Госпошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу № А48-5215/2022 прекратить.

Возвратить Акционерному обществу "ЭкоСити" (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб., о чем выдать справку.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.В. Клименко