г. Орёл Дело № А48-6227/2021(3)
21 февраля 2022 года
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Деевой Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудиновым А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы России (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции 302030, <...>) к ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г. Макеевка Донецкой области, зарегистрирован по адресу: 303365, <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>) о включении в реестр требований кредиторов, при участии: от лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, установил:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просит суд признать ее несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 14.07.2021 заявление должника было принято к производству, возбуждено производство по делу №А48- 6227/2021.
Определением от 01.10.2021 (резолютивная часть оглашена 29.09.2021) заявление должника было признано обоснованным в отношении него введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО2 (ИНН <***>, почтовый адрес: 302000, г. Орел, а/я 100, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих №19725 от 09.07.2020), члена Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».
Федеральная налоговая служба России (далее – заявитель, кредитор) 06.12.2021 (согласно почтовому штампу) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просит суд включить в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 его требование в размере 10 471,11 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Финансовый управляющий в судебное заседание не явился, отзыв по существу заявленных требований представил, не возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Должник в судебное заседание не явился, отзыв по существу заявленных требований представил, не возражает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, арбитражный суд рассматривает дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства - реструктуризация долгов гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 09.10.2021, на сайте ЕФРСБ – 05.10.2021.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Федерального Закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Таким образом, требования заявителя, предъявленные в суд 06.12.2021 предъявлены в установленный пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срок.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Относительно заявленных размера требований и их обоснованности возражений не поступило.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу п. 3 - 5 ст. 71 и п. 3 - 5 ст. 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из материалов дела, размер задолженности ФИО1, составляет 10 472,11 руб., в том числе основной долг - 9 925,64 руб., пени - 546,47 рублей. Основанием возникновения данной задолженности являются начисления по транспортному налогу за 2020 год по сроку уплаты 01.12.2021 в размере 9 940 руб. (остаток непогашенной задолженности - 9 925,64 руб.). Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление на уплату имущественных налогов за 2020 год от 01.09.2021г. №3701970.
Кроме того, в связи с отсутствием своевременной оплаты по налогам налоговым органом были доначислены пени (на дату оглашения резолютивной части о введении процедуры реструктуризации долгов) в общей сумме 546,47 руб. (по транспортному налогу).
В связи с тем, что в отношении должника была введена процедура банкротства, уполномоченный орган обратился с указанным требованием в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 29 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба представляет в делах и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
На основании изложенного, уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба России обратилась в суд с настоящим требованием.
Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона № 296-ФЗ существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Судом установлено, что требование уполномоченного органа не относится к текущим платежам и подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Согласно разъяснений п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016г. (далее - Обзор судебной практики), в отношении сумм, по которым не истекли сроки взыскания, отсутствие доказательств применения мер принудительного исполнения (ст. ст. 69, 46, 47 НК РФ) не является основанием для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа.
Согласно абзацу шестому пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
До момента окончания налогового периода платежи носят авансовый, предварительный характер и их сумма подлежат дальнейшему перерасчету на день окончания налогового периода с учетом итоговой прибыли или убытка на конец налогового периода.
Судом установлено и не оспорено конкурсным управляющим, что обязанность должника по уплате обязательных платежей (начисления по транспортному налогу) возникла до принятия заявления о признании должника банкротом (задолженность за 2020 г.), задолженность должником на дату настоящего судебного заседания не погашена, возможность принудительного взыскания в установленном налоговым законодательством порядке уполномоченным органом не утрачена. Таким образом, требования налогового органа являются обоснованными и подлежат удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В материалы дела доказательства, подтверждающие погашение задолженности на момент рассмотрения заявления, не представлены.
Исходя из представленных документов, размер заявленных требований подтверждается документами о принятых мерах по взысканию задолженности, при этом срок на принудительное обращение взыскания не истек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
На основании пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов в сумме в сумме 10 472,11 руб., в том числе основной долг - 9 925,64 руб., пени - 546,47 руб.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при предъявлении в суд требований о включении задолженности кредитора в реестр требований кредиторов государственная пошлина оплате не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 60, 71, 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Включить требования Федеральной налоговой службы России (ИНН <***>, ОГРН <***>) в третью очередь реестра требований кредиторов гражданина ФИО1 в сумме 10 472,11 руб., в том числе: 9 925,64 руб. - основной долг в составе основной задолженности; пени – 546,47 руб., учитываемые отдельно в реестре требований кредиторов и подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) в течение 10-ти дней с даты его вынесения через Арбитражный суд Орловской области.
Судья Н.Е. Деева