ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А48-8550/2017 от 05.07.2018 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № А48–8550/2017

г. Орёл

10 июля 2018 года

Резолютивная часть определения была оглашена 5 июля 2018 года, определение в полном объеме изготовлено 10 июля 2018 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи О.И. Лазутиной, при ведении протокола судебного заседания секретарём А.В. Соповой, рассмотрев заявление ФИО1, обладающей статусом индивидуального предпринимателя (302523, <...>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата и место рождения: 26.04.1979, город Феодосия Крымской области Республики Украина) об исключении имущества из конкурсной массы, при участии в судебном заседании: ФИО1 (паспорт), представителя должника ФИО2 (паспорт, полномочия выражены должником (представляемым)), иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, установил:

ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Орловской области с ходатайством, в котором просит суд исключить из конкурсной массы денежные средства на шестерых несовершеннолетних детей должника (суммы ежемесячных детских пособий и выплат, а также компенсации на оплату коммунальных услуг) с учетом индексации.

ФИО1 указала также, что многодетной семье полагается компенсация оплат коммунальных услуг на детей и проживающих с ними родителей (70%); компенсация оплаты за детский сад (70%).

Также должник пояснил, что в настоящее время у него сложилась сложная жизненная ситуация: в связи с введением процедуры банкротства нет возможности свободно распоряжаться заблокированным расчетным счетом, на котором аккумулируются соответствующие денежные средства, необходимые для содержания детей.

Определением от 14 июня 2018 года суд предложил финансовому управляющему, уполномоченному органу, конкурсным кредиторам представить письменные отзывы на ходатайство должника об исключении из конкурсной массы имущества.

Отзывов от лиц, участвующих в деле не поступило. Непредставление отзывов расценено судом как отсутствие возражений относительно заявленных должником требований.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Федеральная налоговая службы России 3 ноября 2017 года в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ФИО1, обладающей статусом индивидуального предпринимателя.

Определением арбитражного суда от 1 декабря 2017 года было возбуждено производство по настоящему делу о банкротстве гражданина.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 7 марта 2018 года (резолютивная часть определения оглашена 5 марта 2018 года) в отношении ФИО1, обладающей статусом индивидуального предпринимателя, была введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден ФИО3 (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 14689, почтовый адрес: 119002, г. Москва - 002 д/в), являющийся членом ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Указанным выше определением арбитражный суд предложил финансовому управляющему за счет средств должника опубликовать сведения о введении процедуры реструктуризации задолженности в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Финансовым управляющим соответствии с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) 17 марта 2018 года опубликовано сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника в газете «Коммерсантъ» № 45.

Представленными в материалы дела доказательствами дела подтверждается, что должник имеет шестерых несовершеннолетних детей – ******.

Иждивение несовершеннолетних детей презюмируется и не требует доказательств. Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно положениям Семейного Кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители.

Как указала ФИО1, ежемесячные пособия, выплаты и компенсации складываются из следующих сумм:

- на ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб., ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка (федеральный бюджет) – 4519,77 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка (областной бюджет) – 5327,23 руб.; ежемесячное детское пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 6284,65 руб.;

- ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб.; ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка (федеральный бюджет) – 4519,77 руб.; ежемесячные денежные выплаты на ребенка (областной бюджет) – 5327,23 руб.;

- ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб., ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.;

- ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб., ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.;

- ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб., ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.;

- ******: ежемесячное пособие на ребенка – 280 руб., ежемесячное пособие многодетным семьям – 489,98 руб.

Также должника указал, что все вышеуказанные денежные средства, а также денежные компенсации за коммунальные услуги и детский сад аккумулируются на одном счете, который используется только в этих целях (лицевой счет по вкладу № 42307.810.6.4700.4632848).

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о необходимости исключения из конкурсной массы денежные средства на шестерых несовершеннолетних детей должника (суммы ежемесячных детских пособий и выплат, а также компенсации на оплату коммунальных услуг и посещения детского сада) с учетом индексации. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Конкурсную массу должника составляет все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании его банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (абзац первый пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано (абзац второй пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Определение об исключении имущества гражданина из конкурсной массы или об отказе в таком исключении может быть обжаловано (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

По правилам статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Перечень такого имущества определен в абзацах 2-11 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктах 1 - 17 части 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается в процентном отношении к среднему заработку работника (статьи 11.2, 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Факт нахождения должника, работающего в ООО «Бежин луг» в должности исполнительного директора, в декретном отпуске до 24 февраля 2019 года подтверждается справкой с места работы от 4 июня 2018 года № 2.

Согласно данной справке ФИО1 получает ежемесячное детское пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 6284,65 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» бюджетные ассигнования в виде субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» были включены в состав расходов федерального бюджета.

Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» также предусмотрены расходы на эти цели.

Орловская область является субъектом Российской Федерации, в отношении которого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование указанных расходных обязательств.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствие с которым ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно статье 16 данного закона, размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 4 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года № 439-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» предусмотрено, что размер ежемесячного пособия на ребенка подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года на коэффициент индексации, установленный на соответствующий финансовый год законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С 1 января 2018 года на территории Орловской области размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 280 руб.

Частями 1 и 3 статьи 7 Закона Орловской области от 2 октября 2003 года № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» предусмотрено, что на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на детей, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до достижения возраста 18 лет, устанавливается ежемесячное пособие многодетной семье. Размер ежемесячного пособия многодетной семье подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года на коэффициент индексации, установленный на соответствующий финансовый год законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С 1 января 2018 года на территории Орловской области многодетным семьям ежемесячно начисляется 489,98 руб. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (если обучаются очно или очно-заочно – до 18 лет). Это пособие назначается одному из родителей.

Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», рекомендует высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В Орловской области ежемесячная выплата на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет устанавливается в зависимости от величины прожиточного минимума и в 2018 году составляет 9847 руб.

В соответствии со статьей 8 Закона Орловской области «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей предоставлена такая мера социальной поддержки как компенсация в размере 70% расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению, расходов на оплату электроснабжения, 30% расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, поставке бытового газа в баллонах, отоплению (теплоснабжению, в том числе поставке твердого топлива при наличии печного отопления), 30% расходов за услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности; конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; при определении размера удержания из источника дохода, являющегося для должника единственным источником существования, надлежит учитывать, в числе прочего, размер этого дохода с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года № 10-П).

Как указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Учитывая значимость строжайшего соблюдения прав несовершеннолетних детей должника, арбитражный суд считает необходимым указать финансовому управляющему на необходимость незамедлительного принятия мер, направленных на выдачу должнику денежных средств, предназначающихся его детям.

В целях контроля за проведением процедуры банкротства и соблюдением личных прав должника и его шестерых несовершеннолетних детей суд считает возможным предложить финансовому управляющему представить в материалы дела доказательства проведения мероприятий, направленных на выдачу должнику денежных средств, предназначающихся его детям (суммы ежемесячных детских пособий и выплат, а также компенсации на оплату коммунальных услуг и посещения детского сада).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 60, 61, 213.25 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Исключить из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве ФИО1, денежные средства на шестерых несовершеннолетних детей должника (суммы ежемесячных детских пособий и выплат, а также компенсации на оплату коммунальных услуг и посещения детского сада) с учетом индексации.

Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Орловской области.

Судья О.И. Лазутина