ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А48-8566/2017(2) от 07.06.2018 АС Орловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № А48–8566/2017(2)

г. Орёл

18 июня 2018 года

Дело слушалось 7 июня 2018 года, в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 8 июня 2018 года, о чем было вынесено протокольное определение. Резолютивная часть определения оглашена 8 июня 2018 года. Определение в полном объеме изготовлено 18 июня 2018 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи О.И. Лазутиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Соповой, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы к ФИО1 (303815, <...>, СНИЛС <***>, ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <...>) о включении в реестр требований кредиторов, при участии в судебном заседании: от уполномоченного органа – представитель ФИО2 (доверенность от 26 января 2018 года), от должника – представитель ФИО3 (доверенность от 16 декабря 2015 года), иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, установил:

Федеральная налоговая служба (далее – заявитель, кредитор) 14 февраля 2018 года (согласно регистрационного штампа суда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просит включить в реестр требований кредиторов должника ФИО1 (далее - должник) ее требование в третью очередь реестра требований кредиторов в размере 90 647,02 руб., из них: 90 647 руб. – основной долг, 0,02 руб. – пени.

Уполномоченный орган, учитывая правомерность возражений должника о том, что он не являлся собственником автомобилей в тот период, за который начислен транспортный налог, уточнил (уменьшил) заявленные требования, просит суд включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника 35 597,02 руб., из них: 35 597 руб. – основной долг, 0,02 руб. – пени.

Арбитражный суд принял уточнение заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Должник в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований. При этом гражданин указывает, что в отношении транспортного налога за 2014 год и налога на имущество за 2014 год налоговым органом нарушен срок направления налогового уведомления, трехмесячный срок для выставления требования об уплате налога и, соответственно, шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога на взыскание налога в судебном порядке.

Финансовый управляющий в письменном отзыве на заявление также указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес должника уведомлений об уплате транспортного налога, что в силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации влечет недействительность ненормативного акта – требования от 26 января 2018 года № 8255.

Уполномоченным органом представлены письменные объяснения на возражения должника, в которых указано, что в силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации допускается направление налогоплательщику-физическому лицу налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Направленное должнику налоговое уведомление за 2014 год было сформировано в 2017 году.

Изучив представленные материалы, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 3 ноября 2017 года обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, в котором просит признать его банкротом.

Определением арбитражного суда от 7 ноября 2017 года было возбуждено производство по настоящему делу о банкротстве гражданина, назначены к рассмотрению вопросы обоснованности заявления, введения в отношении должника процедуры банкротства и утверждении финансового управляющего.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 1 декабря 2017 года (резолютивная часть объявлена 1 декабря 2017 года) ФИО1 признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО4, являющегося членом Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 10163, адрес для направления корреспонденции: 302004, <...> этаж).

Финансовым управляющим в соответствии с требованиями статей 28, 213.7 Закона о банкротстве опубликовано сообщение признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина в газете «Коммерсант» от 16 декабря 2018 года № 235, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве – 5 декабря 2017 года.

Таким образом, уполномоченный орган предъявил свои требования до закрытия реестра требований кредиторов.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению. При этом арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа.

Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования.

Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Требования уполномоченного органа заявлены 31 октября 2017 года, то есть до закрытия реестра требований кредиторов, в связи с чем подлежат включению в реестр требований кредиторов.

При исчислении предусмотренного пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов

Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами (пункт 2 статьи 100 Закона о банкротстве).

Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов (пункт 3 статьи 100 Закона о банкротстве).

При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных требований (пункт 4 статьи 100 Закона о банкротстве).

Сведения о предъявленном требовании были опубликованы финансовым управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 14 февраля 2018 года, дата истечения срока предъявления возражений – 16 марта 2018 года.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 29 Закона о банкротстве федеральные органы исполнительной власти, отнесенные к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба представляет в делах и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

В Приложении № 2 к Положению определен перечень федеральных органов государственной власти и иных органов, требования которых в делах о несостоятельности (банкротстве) представляет уполномоченный орган.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации входит в указанный перечень (пункты 3,7,9 Приложения № 2).

В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года № ММВ-7-8/663@ «Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России» территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

На основании изложенного, уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба обратился в суд с настоящим требованием о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника ФИО1 задолженности по поимущественным налогам:

- транспортному налогу за 2014 год в сумме 35 594 руб. (автомобиль Тойота Приус, Р755КХ190, срок владения три месяца, автомобиль БМВ Х5 4.81, Х999ОВ190, срок владения восемь месяцев),

- налогу на имущество за 2014 год в сумме 3 руб. (квартира, расположенная по адресу: <...>, срок владения два месяца).

МРИ ФНС России № 3 по Орловской области в адрес Игната Э.В. 16 октября 2017 года было направлено налоговое уведомление от 23 сентября 2017 года № 2449090.

Уведомление было получено должником 30 октября 2017 года.

Для взыскания указанной суммы задолженности налоговым органом было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26 января 2018 года № 8255 на сумму 36 112,26 руб., в том числе основной долг - 35 594 руб., пени - 515,26 руб.

Данное требование было направлено в адрес налогоплательщика 29 января 2018 года, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.

В связи с тем, что задолженность по налогу на имущество не была оплачена, налоговым органом были начислены пени в размере 0,02 руб. (на дату оглашения резолютивной части о введении в отношении должника процедуры реализации имущества). Расчет пени уполномоченным органом суду представлен.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года изменений, внесенных Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», для физических лиц был установлен единый срок уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

К правоотношениям по сроку уплаты имущественных налогов за 2014 год, возникающим до дня вступления в силу Закона № 320-ФЗ, применяются сроки уплаты без учета изменений, внесенных Законом № 320-ФЗ (то есть налоги за 2014 год уплачиваются до 1 октября 2015 года).

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно статье 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 марта 2013 года № 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае налоговое уведомление от 23 сентября 2017 года № 2449090 содержало указание на уплату транспортного налога и налога на имущества за 2014 год, то есть не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В налоговом уведомлении указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, то есть все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 52 НК РФ.

Уведомление было направлено Э.В. Игнату 16 октября 2017 года и получено должником 30 октября 2017 года, то есть в пределах трехлетнего срока.

Обязанность гражданина по уплате транспортного налога и налога на имущества, установлена законом.

По мнению суда, само по себе ненаправление налогоплательщику уведомления на уплату транспортного налога в 2015 году, не может являться основанием для его освобождения от установленной законом обязанности по уплате налога.

Как было уже указано судом, налоговое законодательство допускает направление налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Вместе с тем, поскольку вина самого налогоплательщика отсутствует, он должен быть освобожден от уплаты пени за соответствующие периоды времени (но не самого налога), поскольку пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Учитывая, что налоговым органом была соблюдена давность исчисления налога, нельзя говорить об утрате им возможности принудительного взыскания данного налога путем выставления требования об уплате налогов и обращения в суд, в установленные статьей 48 НК РФ сроки.

Предъявление требования об уплате налога расценивается НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.

Однако в рассматриваемом случае, налоговый орган, учитывая введение в отношении должника процедуры реализации имущества 1 декабря 2017 года, уже не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности, то есть выставлять требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26 января 2018 года № 8255 на сумму 36 112,26 руб.

С даты признания должника банкротом и введении в отношении гражданина в качестве первой процедуры несостоятельности процедуры реализации имущества недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве.

Названные требования устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве гражданина, в порядке, предусмотренном статьями 100, 213.24 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.

При этом суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов.

Вместе с тем, при решении данного вопроса в отношении поимущественных налогов физических лиц необходимо учитывать давность исчисления налога, которая регулируется следующими нормами налогового законодательства:

- пункт 3 статьи 363 части второй (глава 28 «Транспортный налог»);

- пункт 4 статьи 397 части второй НК РФ (глава 31 «Земельный налог»);

- пунктами 3 - 4 статьи 409 части второй НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»).

Своеобразие давности исчисления налогов также проявляется в том, что она имеет ограниченную сферу применения, так как распространяется только на физических лиц, являющихся плательщиками трех имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц.

Указанная особенность связана в первую очередь с особым порядком исчисления указанных налогов.

В пункте 1 статьи 52 НК РФ закреплено основное правило, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период.

В свою очередь, пунктом 3 статьи 363, пунктом 4 статьи 397, пунктом 2 статьи 409 части второй НК РФ предусмотрены такие случаи, когда обязанность по исчислению соответствующего налога и направлению налогового уведомления возложена на налоговый орган.

При этом правовые последствия истечения сроков давности исчисления налогов закреплены не в части первой НК РФ, а раздельно по каждому из налогов в соответствующих статьях глав части второй Кодекса (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункты 3-4 статьи 409 части второй НК РФ): направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления.

Перечисленные нормы были внесены в указанные статьи одним Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ и практически полностью совпадают по содержанию, поскольку ими установлены одинаковый срок давности исчисления соответствующих налогов (три налоговых периода, то есть три года), одинаковые последствия их истечения (право налогоплательщика не уплачивать налог, а также право на возврат, зачет излишне уплаченной, взысканной суммы налога в связи с перерасчетом).

Толкование указанных специальных норм свидетельствует о том, что при соблюдении налоговым органом срока давности исчисления налога, нельзя говорить об утрате им возможности принудительного взыскания данного налога.

Поимущественные налоги во всех случаях могут быть взысканы с конкретного налогоплательщика - физического лица за три налоговых периода (календарных года), предшествующие календарному году направления налогового уведомления, даже если за каждый календарный год задолженность превышала 3000 руб., но налоговое уведомление по каким-либо причинам, в том числе по ошибке налогового органа, не направлялось.

Указанный подход нашел свое отражение в решении Верховного суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № АКПИ12-782. По мнению высшей судебной инстанции налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственный технический учет. В случае несвоевременного представления в налоговый орган указанных сведений он лишен возможности исчислить сумму подлежащего уплате налога на имущество физических лиц и своевременно направить налогоплательщику соответствующее уведомление. Установленный Законом порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц не освобождает лиц, имеющих в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения, от обязанности по уплате налога в отношении этих объектов.

Соответственно, для физических лиц, которым поимущественные налоги исчисляют налоговые органы, фактически установлен увеличенный трехлетний срок для взыскания с них недоимки независимо от ее размера.

Косвенным подтверждением верности такого толкования норм налогового права, является и то, что с 1 января 2015 года действует пункт 2.1 статьи 23 НК РФ: налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. При этом пунктом 3 статьи 129.1 НК РФ предусмотрено, что за неисполнение указанной обязанности с 1 января 2017 года взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, ответственным за неуплату налога при неполучении налогового уведомления все в большей степени становится сам налогоплательщик.

По мнению суда, данная позиция также подтверждается статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу 29 декабря 2017 года, согласно которой для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность (часть 1).

Таким образом, основанием для списания долга является только факт наличия задолженности на 1 января 2015 года (то есть задолженности более чем за трехлетний период), при этом никакие дополнительные условия во внимание не принимаются.

С учетом изложенного, оценив все представленные доказательства в обоснование доводов и возражений, суд, не установив вины налогоплательщика в неуплате транспортного налога и налога на имущество, пришел к выводу, что ненаправление налогового уведомления в 2015 году не является основанием для освобождения гражданина от соответствующей налоговой обязанности. Возможность принудительного взыскания этой задолженности в судебном порядке нельзя считать утраченной, поскольку не истекли сроки исчисления поимущественных налогов.

Как было уже указано судом, начисление поимущественных налогов производится не физическими лицами, а налоговым органом. Таким образом, вина самого налогоплательщика в неуплате налога отсутствует, следовательно, он не может быть привлечен к ответственности в виде взыскания пени за соответствующие периоды времени, в связи с чем требования уполномоченного органа в части включения в реестр требований пени в сумме 0,02 руб., удовлетворению не подлежат.

Из представленного ФНС России расчета сумм пени усматривается, что пени за неуплату налога на имущества начислены за период с 1 декабря 2015 года по 17 сентября 2017 года, то есть за тот период времени, когда налогоплательщик не получал налогового уведомления о необходимости уплаты соответствующего налога, его размера и сроках уплаты. Также уполномоченным органом не даны пояснения суду относительно размера недоимки (17,48 руб., а не 3 руб.), на которую произведено начисление пени.

Арбитражный суд, учитывая положения абзаца третьего пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», считает возможным указать следующее.

Учитывая установленные судом обстоятельства, неуказание должником при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом наличия задолженности по уплате обязательных платежей нельзя расценивать как непредставлением Э.В. Игнатом необходимых сведений или предоставлением им недостоверных сведений суду, рассматривающему дело о банкротстве, и финансовому управляющему. При этом необходимо исходить из того, что налоговое уведомление было получено должником 30 октября 2017 года, то есть в период подготовки и направления им суд заявления о личном банкротстве. Кроме того, должник полагал (полагает), приводя детальное нормативное обоснование своей позиции, что задолженности у него по уплате обязательных платежей не имеется, в том числе и по причине того, что он не являлся собственником автомобилей в тот период, за который начислен транспортный налог за 2016 год, а в отношении транспортного налога за 2014 год и налога на имущества за 2014 год налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 60, 61, 100, 142, 213.24 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 130, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Включить требования Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника ФИО1 в сумме 35 597 руб. в составе основной задолженности (для целей голосования).

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.

Судья О.И. Лазутина