ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А49-2478/08 от 21.07.2008 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

440026, г. Пенза,  ул. Белинского, д. 2, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96,Email: info@penza.arbitr.ru


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу 

г. Пенза                                                                                         Дело № А49-2478/2008 – 122а/13

«21» июля 2008 года                                                                                                           АК

Судья Арбитражного суда Пензенской области Н.В. Голованова,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бардиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Стройдизайн – консалтинг» (440026, <...>)

к  Администрации г. Пензы (440000, <...>)

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя – до перерыва: ФИО1 (доверенность от 01.09.2005 г. №01/12); после перерыва: ФИО2 (доверенность от 01.03.2007 г. №01/03),

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 01.04.2008 г. №1-14-455/1),

установил:

закрытое акционерное общество «Стройдизайн – консалтинг» (далее – общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка по адресу: <...>, выраженного в письме №ЮЛ-294 от 23.04.2008г. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на нарушение ответчиком ст.28 Земельного кодекса РФ.

            Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

            Для предоставления ответчиком дополнительных доказательств в судебном заседании  был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 21 июля 2008 г., после чего судебное заседание продолжено.

            Представитель ответчика представил запрошенные судом документы и дополнительно пояснил, что на момент подписания оспариваемого отказа начальник Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам Администрации г.Пензы ФИО4 не имела полномочий на его подписание.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что общество обратилось к главе Администрации г. Пензы с заявлением № 123-36 от 03.04.2008г. о предоставлении в собственность земельного участка в районе жилого дома по ул. Урицкого, 62 и гостиницы «Пенза» ориентировочно площадью 140 кв.м. для размещения трансформаторной подстанции.

            Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам Администрации г.Пензы  письмом от 23.04.2008г. №ЮЛ-294 сообщило заявителю о том, что испрашиваемый земельный участок предоставить невозможно,  поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположено самовольно возведенное строение трансформаторной подстанции. Указанным письмом одновременно рекомендовано в судебном порядке узаконить самовольно возведенное строение  и затем обратиться в межевую организацию для подготовки проекта границ испрашиваемого земельного участка.

          Общество, расценив вышеназванное письмо как отказ в предоставлении земельного участка,  и,  считая, что указанным отказом нарушены его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 В силу статьи  11  Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

  Согласно пункту 1.14 статьи 31  Устава города Пензы, Глава администрации города Пензы управляет и распоряжается муниципальной собственностью города Пензы в порядке, установленном Пензенской городской Думой.

 Исходя из вышеизложенного, решение об отказе в предоставлении  заинтересованному лицу земельного участка должно быть принято и подписано главой администрации города Пензы либо лицом, его замещающим.

Как следует из представленного ответчиком в материалы дела «Положения об управлении подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам Администрации г.Пензы», утвержденного главой администрации г.Пензы 01.04.2008г., начальник названного управления не обладает полномочиями по принятию решений об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка.  Обратного ответчиком не доказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью данного вида правоотношений является их публичный характер и юридическое неравенство, то есть с одной стороны выступает государство в лице его органов, а с другой – хозяйствующий субъект.

Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Оспариваемое заявителем письмо начальника Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Пензы ФИО4 от 23.04.2008г. № ЮЛ-294 не обладает вышеперечисленными признаками и не является ненормативным правовым актом. Следовательно, дело об оспаривании вышеназванного письма неподведомственно арбитражному суду.  В данном случае имеет место бездействие Администрации г.Пензы по непринятию соответствующего решения по заявлению общества от 03.04.2007г. № 123-36 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

В связи с изложенным, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче заявления обществом была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., которая на основании п.3 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

 Руководствуясь п.1 ч.1 ст.150, ст. 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                                                   определил:

      1.    Прекратить производство по делу № А49-2478/2008 – 122а/13.

      2. Возвратить закрытому акционерному обществу «Стройдизайн-консалтинг» из федерального  бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

3.    На  определение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его вынесения в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                 Н. В. Голованова