ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А49-4006/11 от 01.11.2018 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области
Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru/

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в прекращении исполнительного производства 

город Пенза Дело № А49-4006/2011
01 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Стрелковой Е.А. при ведении  протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарём  судебного заседания Мишиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании  заявление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых  исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по  Пензенской области ФИО1 о прекращении исполнительного производства 

 № 3197/12/14/58 по делу по исковому заявлению
Администрации города Пензы (ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма  «Термодом» (ОГРН <***>), 

об освобождении земельного участка,
при участи в судебном заседании:

судебного пристава-исполнителя ФИО1 (служебное удостоверение), 

от взыскателя по исполнительному производству – ФИО2 – главного  специалиста отдела по земельным правоотношениям (доверенность № 1-14-498 от  08.05.2018); 

от должника по исполнительному производству – ФИО3 – представителя  (доверенность 58 АА 1036705 от 20.10.2016), 

установил:

решением Арбитражного суда Пензенской области от 01 ноября 2011 года 

удовлетворены исковые требования Администрации города Пензы к обществу с  ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» об  освобождении земельных участков ориентировочной площадью 201 кв.м. по адресу: город  Пенза, район ул. Сосновка, в границах согласно исполнительной топосъемке от 26.01.2011  года: 


- первый участок: расстояние от точки 0 до точки 1 - 166 м., от точки 1 до точки 2 –  15 м., от точки 2 до точки 3 – 85,3 м., от точки 3 до точки 4 – 29,4 м., от точки 4 до точки 5  – 24 м., от точки 5 до точки 6 – 3 м., от точки 6 до точки 7 – 5,9 м., от точки 7 до точки 8 –  3,7 м., от точки 8 до точки 9 -7,8 м., от точки 9 до точки 10 – 22 м., освободить путем  демонтажа находящегося на нем забора, состоящего из проф. листов и бетонного  основания высотой ориентировочно 2,5 м.; 

- второй участок: расстояние от точки 11 до точки 12 – 5,1м., от очки 12 до точки 13 – 3 м.,  от точки 13 до точки 14 – 5 м.. от точки 14 до точки 15 – 1,7 м., от точки 15 до точки 16 – 2  м., от точки 16 до точки 17 – 1,3 м., от точки 17 до точки 12 – 7 м., от точки 12 до точки  11 – 5,1 м., освободить путем демонтажа находящихся на нем забора, состоящего из проф.  листов и бетонного основания высотой ориентировочно 2,5м., и нежилого строения,  состоящего из кирпича и бетонных плит высотой ориентировочно 6,5 м. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля  2012 года решение оставлено без изменения и вступило в законную силу. 

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от  17.07.2012 года судебные акты Арбитражного суда Пензенской области и Одиннадцатого  арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения, кассационная жалоба  Общества – без удовлетворения. 

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 сентября  2012 года № ВАС-11269/12 было отказано в передаче дела Арбитражного суда  Пензенской области № А49-4006/2011 в Президиум Высшего Арбитражного суда  Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 01.11.2011 года,  постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 года и  постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.07.2012 года  по тому же делу. 

В связи с неисполнением должником решения суда в добровольном порядке 11  марта 2012 года был выдан исполнительный лист серии АС № 003651921, на основании  которого постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по  Пензенской области от 24.04.2012 года возбуждено исполнительное производство 

 № 3197/12/14/58.

Судебный пристав-исполнитель обратился в арбитражный суд с заявлением о  прекращении исполнительного производства № 3197/12/14/58 от 24.04.2012 (с учётом  уточнения требований в судебном заседании) в связи с невозможностью исполнения  требований исполнительного документа, а также возложить обязанность по сносу  самовольных построек на орган местного самоуправления. В обоснование своего 


заявления судебный пристав-исполнитель сослался на вступление в законную силу  03.08.2018 новой главы Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой  установлен новый порядок сноса самовольных построек. 

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель поддержал своё заявление.

Присутствующий в судебном заседании представитель взыскателя возражал против  прекращения исполнительного производства в связи с отсутствием для этого законных  оснований. 

Представитель должника в судебном заседании оставил разрешение заявления на  усмотрение суда. 

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, присутствующих в  судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения заявления и при этом  исходит из следующего. 

Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя,  должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить  исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на  основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях,  предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. 

Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве (далее – Закон об исполнительном производстве) к  компетенции арбитражного суда отнесено разрешение вопроса о прекращении  исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа,  выданного тем же арбитражным судом. 

Согласно части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное  производство прекращается судом в случаях: 


4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение  исполнительного производства. 

Таким образом, прекращение исполнительного производства возможно только по  основаниям, установленным статьей 43 Закона об исполнительном производстве, либо в  случаях, прямо указанных в федеральных законах. 

При этом в любом случае предоставленное суду право прекратить исполнительное  производство должно подтверждаться доказательствами, обосновывающими такое  прекращение. 

В обоснование своего заявления судебный пристав-исполнитель указывает на  невозможность исполнения им требований исполнительного документа. При этом  судебный пристав-исполнитель ссылается на нормы Федерального закона от 03.08.2018 

 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлен порядок  сноса самовольных построек. Судебный пристав-исполнитель полагает, что исполнять  требования исполнительного документа по исполнительному производству   № 3197/12/14/58 после вступления в законную силу изменений в Градостроительный  кодекс Российской Федерации должна администрация города Пензы – взыскатель по  исполнительному производству. 

Требования судебного пристава-исполнителя суд находит незаконными и не  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в  Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации», вступившим в законную силу 04.08.2018, внесены изменения в  Градостроительный кодекс Российской Федерации, в частности, Градостроительный  кодекс Российской Федерации дополнен главой 6.4. «Снос объектов капитального  строительства», регламентирующей порядок сноса самовольной постройки. 

Однако нормы указанного Федерального закона не имеют никакого отношения к  исполнительному производству № 3197/12/14/58. 

Во-первых, в силу положений части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской  Федерации, статей 16 и 17 Федерального закона № 340-ФЗ, эти нормы не  распространяются на правоотношения, возникшие до вступления Федерального закона 

 № 340-ФЗ в законную силу, то есть до 04.08.2018, тогда как правоотношения по  настоящему делу возникли в 2011 году. 


Во-вторых, нормы Федерального закона № 40-ФЗ не регулируют правоотношения,  связанные с исполнительным производством, тогда как правоотношения сторон по  настоящему делу существуют в рамках исполнительного производства № 3197/12/14/58. 

В-третьих, ни решением суда по настоящему делу, ни исполнительным документом,  на основании которого возбуждено исполнительное производство № 3197/12/14/58, не  предусмотрен снос самовольной постройки, в связи с чем предмет регулирования  Федерального закона № 340-ФЗ не имеет никакого отношения к предмету исполнения по  исполнительному производству № 3197/12/14/58. 

Следовательно, требование судебного пристава-исполнителя о прекращении  исполнительного производства № 3197/12/14/58 не основано на законе и удовлетворению  не подлежит. 

Требование судебного пристава-исполнителя о возложении исполнения обязательств  по сносу самовольных построек на Администрацию по существу является требованием об  изменении вступившего в законную силу и подлежащему исполнению в рамках  исполнительного производства № 3197/12/14/58 решения суда по настоящему делу от 01  ноября 2011 года. Между тем, законодательством Российской Федерации таких  полномочий судебному приставу-исполнителю не предоставлено. Вступившее в законную  силу решение арбитражного суда может быть пересмотрено только в порядке и по  основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Судебный  пристав-исполнитель в силу своего процессуального статуса и публичной функции,  установленной Законом об исполнительном производстве, обязан правильно и  своевременно исполнять судебные акты с использованием для этого всех  предоставленных ему законом полномочий. 

Следовательно, требование судебного пристава-исполнителя о возложении  исполнения обязательств по сносу самовольных построек на Администрацию заявлено им  с превышением его должностных полномочий, не соответствует закону и не подлежит  рассмотрению судом. 

Руководствуясь статьями 43, 45 Федерального закона «Об исполнительном  производстве», статьями 184-186, 327 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

заявление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых  исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по  Пензенской области ФИО1 о прекращении исполнительного производства 

 № 3197/12/14/58, возбужденного 24.04.2012 года на основании исполнительного листа 


Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2012 года серии АС № 003651921,  оставить без удовлетворения. 

Определение не позднее месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в  арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через арбитражный суд  Пензенской области.  

Судья Е.А. Стрелкова