ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А49-8064/2022 от 31.07.2023 АС Пензенской области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кирова ул., 35/39 д., Пенза г., тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства

город Пенза Дело № А49-8064/2022
 « 31 » июля 2023 года

Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего  судьи Павловой З.Н., при ведении протокола судебного заседания с  использованием средств аудиозаписи помощником судьи Логвиновой А.Б.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Публичного  акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Мордовский» (ОГРН  1056315070350, ИНН 6315376946) 

к Муниципальному образованию город Пенза в лице Администрации города  Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360) 

об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети
при участии в заседании

от истца: Политаева Е.В. – представитель (доверенность от 12.10.2022 г.)  от ответчика: Новичкова Е.Г. – представитель (доверенность от 27.02.2023 г.) 

У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» обратилось в  Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к  Муниципальному образованию город Пенза в лице Администрации города  Пензы об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети, в котором 


просит обязать Муниципальное образование город Пенза в лице Администрации  города Пензы запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной  зоны тепловой сети от ТК 3508 до ТК 3509, расположенной в границах  земельного участка с координатами Х 384978.34 – Y 2226233.01; Х 384938.34 – Y  2226222.48; Х 384980.85 – Y 2226216.76; Х 384944.99 – Y 2226204.74,  расположенного по адресу: г. Пенза, Проспект Строителей, д. 3а, путем  установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) в течении 1 месяца с  даты вступления решения в законную силу, на основании статей 12, 304  Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Ответчик в письменном отзыве на иск (том 1, л.д. 59 – 62) требования  истца отклонил, указав следующее. Согласно п. 4 Приказа Минстроя Российской  Федерации от 17.08.1192 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных  тепловых сетей» охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс  прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой  углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону,  считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной  поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.  Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений,  линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также  климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному  соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов  в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети». В  соответствии с п. 5 Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не  допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в  нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или  препятствующие ремонту, в том числе: размещать автозаправочные станции,  хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные  химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и  сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, 


возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые  площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного  транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п. В  соответствии с ч. 1, 9 ст. 6 ФЗ РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных  дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности,  собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной  собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К  собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и  необщего пользования в границах городского округа, за исключением  автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального  значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч. 3 ст. 15 федерального  закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении  автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными  органами местного самоуправления. Положениями пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ от  06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 федерального закона №  ФЗ-257 к вопросам местного значения муниципального, городского округа  относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного  значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение  безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение  функционирования парковок (парковочных мест), осуществление  муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном  электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального,  городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление  иных полномочий в области использования автомобильных дорог и  осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Суд привлек к делу соответчика - муниципальное 


образование города Пензы в лице администрации города Пензы. Однако истцом  не представлены доказательства принадлежности на праве собственности  муниципальному образованию города Пензы в лице администрации города  Пензы земельного участка, в границах которого проходит охранная зона  тепловой сети. Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об  организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 10)  технические средства организации дорожного движения - сооружения и  устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для  обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка,  светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные  сооружения и устройства). В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 федерального закона   № 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных  районов, городских округов и городских поселений в области организации  дорожного движения относятся установка, замена, демонтаж и содержание  технических средств организации дорожного движения на автомобильных  дорогах общего пользования местного значения. Порядок создания и  использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест),  расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного  значения города Пензы утвержден постановлением администрации города Пензы  от 16.10.2013 № 1204. На основании п. 3.2. Порядка создание парковок  осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ,  Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о  дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 21  Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного  движения», Правил дорожного движения, технических регламентов, на  основании схем организации дорожного движения в целях организации  временной стоянки транспортных средств на автомобильных дорогах общего 


пользования местного значения города Пензы. Согласно п.3.1. Порядка решение  о создании парковок на автомобильных дорогах общего пользования местного  значения города Пензы, об установлении размера платы о прекращении такого  использования принимается постановлением администрации города Пензы на  основании заключения Комиссии по вопросам создания и использования, в том  числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на  автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Пензы.  Парковка по адресу г. Пенза, пр. Строителей, За в соответствии с Порядком  постановлением администрации города Пензы не создавалась. В соответствии ст.  44 Устава города Пензы Управление жилищно-коммунального хозяйства города  Пензы осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных  дорог местного значения в границах города Пензы, включая создание и  обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организацию  дорожного движения, а также иные полномочия в области использования  автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с  законодательством Российской Федерации (п. 1.23а.); является главным  распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечивает результативность, адресность и целевой  характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными  ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также  соблюдение получателями субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и  порядка, установленных при их предоставлении (п. 1.12); составляет бюджетную  роспись, распределяет лимиты бюджетных средств по получателям бюджетных  средств подведомственной отрасли (п. 1.13); утверждает сметы доходов и  расходов подведомственных учреждений (п. 1.14); выступает истцом и  ответчиком в судах по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления (п.  1.28). В ст. 33 Устава города Пензы указано, что в компетенцию администрации  города Пензы не входит осуществление дорожной деятельности в отношении  автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы, а также 


создание парковочных мест и установка дорожных знаков. Согласно  постановлению администрации города Пензы от 24.01.2022 № 68 «О  реорганизации Муниципального унитарного предприятия «Пензадормост» в  настоящее время работу по установке дорожных знаков осуществляет МУП  «Пензаавтодор», учредителем которого является муниципальное образование  «город Пенза», полномочия учредителя в области управления которым  возложены на Управление Жилищно-коммунального хозяйства города Пензы,  являющееся главным распорядителем бюджетных средств по отрасли. На  основании вышеизложенного, администрация города Пензы является  ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. В соответствии со ст. 131  Арбитражного процессуального кодекса РФ, просит отказать истцу в  удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации города  Пензы. 

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал. 

Представитель ответчика в судебном заседании иск отклонил, представив  дополнения к отзыву, в котором ответчик указывает следующее. 

Согласно пунктам 1-3 Правил № 197 (Приказа Минстроя Российской  Федерации от 17.08.1192 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных  тепловых сетей» охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения  сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей  путем проведения комплекса мер организационного и запретительного  характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в  тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и  контрольно- измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные  станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные  тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели  устройств связи и телемеханики. В пункте 5 Правил № 197 определено, что в  пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия,  которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их 


повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе  не допускается загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям  тепловых сетей, возводить временные строения и заборы, устраивать спортивные  и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты  общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи,  огороды и т.п. Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации и статье 2 Закона № 196-ФЗ парковкой (парковочным  местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и  оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и  (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или  мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств,  площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или  сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных  средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника  или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка  либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.  Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного  движения, утвержденных постановлением Совета Министров -  Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090. Деятельность  автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  17.11.2001 № 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются  здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая  площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.  Доказательств организации специально обустроенной парковки (автостоянки)  путем установки соответствующих знаков в деле не имеется. Парковка по адресу  г. Пенза, пр. Строителей, за администрацией города Пензы не создавалась.  Администрация города Пензы является ненадлежащим ответчиком по  заявленному иску. Доказательств обустройства администрацией города Пензы на 


спорном земельном участке парковки истцом не представлено. Кроме того, при  разрешении вопроса об отнесении той или иной асфальтированной площадки к  автостоянке (парковке) необходимо установить, что спорный объект является  именно таким, а не частью территории, которая может использоваться и для  иных целей. Само по себе нахождение на определенном участке дороги или  асфальтированной площади транспортных средств не свидетельствует об  организации (существовании) автомобильной стоянки (парковки) по смыслу  понятия, придаваемого ему действующим законодательством. Кроме того, в силу  статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений,  приведенных в пункте 45 Постановления № 10/22, негаторный иск подлежит  удовлетворению в случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза  нарушения его права собственности или законного владения со стороны  ответчика. Применительно к охранной зоне тепловых сетей это означает, что в  бремя доказывания истца входит как факт совершения ответчиком действий,  перечисленных в пункте 5 Правил № 197, так и то, что эти действия могут  повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение,  несчастные случаи или препятствия ремонту, и угроза наступления таких  последствий реальна, а не предположительна. В материалах дела отсутствует  информация о том, что именно ответчик совершил действия по устройству  стоянки, а также ссылки на имеющиеся доказательства в подтверждение этого  обстоятельства, как признаков, по которым истец предположил нахождение на  участке именно стоянки. Из материалов дела не усматривается конкретных  доказательств, указывающих на то, что наличие спорной асфальтируемой  площадки и нахождение на ней транспортных средств в пределах охранной зоны  тепловых сетей реально могут повлечь нарушения в их нормальной работе или  повреждение, а также наступление несчастных случаев. Кроме того, сам истец,  являясь законным владельцем охранной зоны, не предпринял мер к охране  тепловых сетей и надлежащего содержания охранной зоны. Просит в иске  отказать. 


Представитель ответчика в судебном заседании выразил готовность  урегулирования спора миром путем переговоров представителей сторон. 

Учитывая представленные в дело документы, намерения сторон  урегулировать спор мирным путем, а также общий срок рассмотрения дела, суд  считает возможным судебное разбирательство по делу отложить. 

Ходатайство ответчика о привлечении к участию в дело в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно  предмета спора, Управление Жилищно-коммунального хозяйства города Пензы,  суд считает возможным рассмотреть в следующем судебном заседании. 

Руководствуясь статьями 158, 184 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Информацию о движении дела можно узнать на сайте Арбитражного суда  Пензенской области в сети Интернет по веб-адресу: http://penza.arbitr.ru/ 

Судья З.Н. Павлова