ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-12720/2021 от 07.12.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении в реестр требований кредиторов

город Пермь

07.12.2021 Дело № А50-12720/2021

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Решановой Д.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Серебровой О.И., рассмотрел в открытом судебном заседании, в рамках дела по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>, место рождения: с. Брюхово Еловского р-на Пермской обл., СНИЛС <***>,618182, <...>) о признании несостоятельным (банкротом),

заявление МИФНС № 21 по Пермскому краю о включении требования в реестр требований кредиторов,

при участии:

от уполномоченного органа - ФИО2, служебное удостоверение, доверенность,

У С Т А Н О В И Л:

27.05.2021 от ФИО1 (далее – должник,ФИО1) в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление о признании несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 28.05.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу о банкротстве должника.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.08.2021 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утверждена ФИО3 (ИНН <***>, адрес для корреспонденции: 454100, Челябинская область, Челябинск, ул. 40 лет Победы, д.5, а/я 9518).

Сведения о признании должника банкротом процедуры опубликованы в Газете «Коммерсант» от 21.08.2021.

В Арбитражный суд Пермского края 20.10.2021 подано заявление МИФНС № 21 по Пермскому краю о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 122 551,68 руб.

До судебного заседания от финансового управляющего в материалы дела поступил отзыв, согласно которому не возражает против включения требования уполномоченного органа в реестр.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа настаивал на удовлетворении заявления.

Иные лица, уведомленные о дате и времени рассмотрения требования надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Пермского края в сети Интернет по адресу http://www.perm.arbitr.ru, в судебное заседание не явились, что в силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

Арбитражный суд, рассмотрев требование в порядке ст.100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), исследовав материалы дела, установил следующее.

В силу ч.1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В п.4 ст.213.24 Закона о банкротстве установлено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.100 Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абзац третий п.1 ст.142 Закона о банкротстве).

Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 №45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу п.4 ст.213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий п.1 ст.142 Закона о банкротстве).

В рассматриваемом случае объявление о признании должника банкротом и введении реализации опубликовано 21.08.2021, с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов заявитель обратился 20.10.2021, то есть в установленный срок.

В п.26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пп.3 - 5 ст.71 и пп.3 - 5 ст.100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению ч.3.1 ст.70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (ч.3 ст.70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В ст.2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу норм действующего законодательства обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с неподтвержденными судебным актом требованиями к должнику по обязательным платежам является разновидностью судебного взыскания налогов (взносов) и пеней.

Как следует из материалов обособленного спора,должнику налоговым органом исчислены следующие виды налогов:

Наименование налога (сбора)

Основная задолженность

Задолженность по пеням

Задолженность по штрафам

Всего, руб.

Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (2020)

56,74

0

0

56,74

Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (2020)

172,97

0,

0

172,97

Транспортный налог с физических лиц 2017- 11 155,90 руб. 2019-45 756,00 руб. 2020-45 756,00 руб.

102 667,90

15 695,06

0

118 362,96

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов

деятельности

пени-2018КВ03

штрафы:

2018КВ01 -500,00 руб. 2016КВ04-500,00 руб. 2016КВ02-500,00 руб. 2016КВ03-500,00 руб. 2017КВ01 -500,00 руб. 2017КВ03-500,00 руб. 2017КВ02-451,74 руб.

0

7,89

3 451,74

3 459,63

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года

0

6,33

0

6,33

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года

0

3,32

0

3,32

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за .расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

0

2,84

0

2,84

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года)

0

229,32

0

229,32

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

0

257,57

0

257,57

Всего:

102 897,61

16 202,33

3 451,74

122 551,68

В обоснование заявленного требования уполномоченным органом представлены: налоговые уведомления, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, заявления о вынесении судебных приказов, копии судебных приказов, таблица расчета пени, решения о привлечении к налоговой ответственности, таблица мер взыскания.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Из правовой позиции, приведенной в п.11 названного Обзора, следует, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями ст.71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

Таким образом, при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

В ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Решение о признании указанных в ч.1 ст.11 Закона № 436-ФЗ недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в ч.1 ст.11 Закона № 436-ФЗ, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФ РФ, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона №436-ФЗ).

В ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ, установленного п.1 ч.2 ст.12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.10.2019 №302-ЭС19-10771 по делу №А74-6054/2018, вытекает, что в ст.11 Закона №436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017 и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в ч.1 ст.11 Закона №436-ФЗ отсылка к положениям ч.11 ст.14 Закона №212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период. Следовательно, исходя из смысла положений ст.11 Закона №436-ФЗ и ст.14 Закона №212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в ПФ РФ, ФСС, ФОМС взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно ч.11 ст.14 Закона №212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

Таким образом, положения ч.1 ст.11 Закона №436-ФЗ о списании задолженности по страховым взносам, образовавшейся за периоды до 01.01.2017, распространяют свое действия на все виды страховых взносов, не уплаченных до 01.01.2017, для всех перечисленных в ней лиц, установлено лишь ограничение по максимальной сумме списания.

В рассматриваемом случае задолженность по страховым взносам на сумму 11,49 руб. образовалась до 01.01.2017, недоимка и соответствующая пеня не превышают максимальную сумму списания, следовательно, требования уполномоченного органа в указанной части являются необоснованными и не подлежат включению в реестр, поскольку недопустимо предъявление к должнику признанной в соответствии с НК РФ безнадежной к взысканию задолженности. Суд полагает, что 14,49 руб. недоимки и пени подлежат списанию и, как следствие, не могут быть включены в реестр требований кредитором должника.

Возможность принудительного исполнения требований уполномоченного органа в оставшейся части не утрачена, доказательства уплаты налогов в материалах дела отсутствуют, следовательно, задолженность по обязательным платежам в размере 122 540,19 руб. из них: 102 886,12 руб. – основной долг, 16 202,33 руб. – пеня, 3 451,74 руб.– штрафы, подлежит включению в третью очередь реестр требований кредиторов должника (ст. 134 Закона о банкротстве).

При этом в соответствии с п.3 ст.137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения.

Руководствуясь ст.ст. 176, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 100, 134 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Требование уполномоченного о включении требования в реестр требований кредиторов должника удовлетворить частично.

Включить требование уполномоченного органа в размере 122 540,19 руб. из них: 102 886,12 руб. – основной долг, 16 202,33 руб. – пеня, 3 451,74 руб. – штрафы, в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>, место рождения: с. Брюхово Еловского р-на Пермской обл., СНИЛС <***>, 618182, <...>).

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Д.М. Решанова