Арбитражный суд Пермского края
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь | |
27 декабря 2013 года | Дело № А50-15010/2012 |
Резолютивная часть определения оглашена 18.12.2013;
Полный текст определения изготовлен 27.12.2013.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Даниловой И.П., при ведении протокола помощником судьи Савиновой Н.П., в открытом судебном заседании, рассмотрел дело по заявлению Открытого акционерного общества «Пермские сельские леса» (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании его несостоятельным (банкротом),
(рассмотрение заявления ООО «Пермагролес» о признании плана внешнего управления недействительным)
при участии:
от ООО «Пермагролес»: ФИО1, директор, паспорт, ФИО2, паспорт, доверенность от 01.03.2013;
внешний управляющий: ФИО3, паспорт;
от внешнего управляющего: ФИО4, паспорт, доверенность от 01.07.2013, ФИО5, паспорт, доверенность от 11.11.2013;
от уполномоченного органа: ФИО6, паспорт, доверенность от 23.05.2013, после перерыва ФИО7, паспорт, доверенность от 23.05.2013;
от ИП ФИО8: ФИО9, паспорт, доверенность от 04.02.2013;
от конкурсного кредитора ООО «Технология» ФИО10, паспорт, доверенность от 10.01.2013;
от конкурсного кредитора ООО «Сельлес»: ФИО11, паспорт, выписка от 03.03.2010;
эксперт ФИО12, паспорт; после перерыва не явился, извещен;
иные лица: не явились, извещены,
Суд установил:
Определением Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2012 в отношении Открытого акционерного общества «Пермские сельские леса» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО3.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2013 года в отношении ОАО «Пермские сельские леса» введена процедура внешнего управления сроком на восемнадцать месяцев, внешним управляющим утвержден ФИО3
Объявление о введении внешнего управления опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 50 от 23.03.2013 года.
От конкурсного кредитора ООО «Пермагролес» 25.06.2013 года в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление о признании недействительным плана внешнего управления, которое определением суда от 02.07.2013 принято к производству, рассмотрение назначено на 30.07.2013, затем дело неоднократно откладывалось, рассмотрение назначено на 17.10.2013.
Определением суда от 22.10.2013 (резолютивная часть объявлена 17.10.2013) назначена судебная экспертиза, производство по заявлению ООО «Пермагролес» приостановлено. Рассмотрение вопроса о возобновлении дела назначено на 11.12.2013, в судебном заседании объявлен перерыв до 18.12.2013.
В судебном заседании представитель ООО «Пермагролес» на заявленных требованиях настаивает, просит признать недейственным план внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» с учетом внесенных в него изменений, поскольку мероприятия указанные в плане внешнего управления не позволять восстановить платёжеспособность должника.
Внешний управляющий возражает против заявления ООО «Пермагролес», представил пояснения по выполнению плана внешнего управления должника, заявил, что конкурсный кредиторов ООО «Пермагролес» обращаясь в суд с заявлением о признании плана внешнего управления недействительным злоупотребляет правом согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
Конкурсные кредиторы ООО «Сельлес», ИП ФИО8 поддержали заявление ООО «Пермагролес» о признании недействительным плана внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса».
Представитель уполномоченного считает возможным признать план внешнего управления недействительным.
Иные заинтересованные лица, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили.
В соответствии со ст.223 АПК РФ, ст.32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о
банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются по правилам АПК РФ, с особенностями, предусмотренными названным законом.
Как следует из материалов дела, план внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» представлен внешним управляющим на утверждение собранию кредиторов 05.06.2013, то есть в соответствии с требованиями п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве. Собранием кредиторов от 10.10.2013 в план внешнего управления внесены изменения.
Пункт 6 ст. 107 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания плана внешнего управления недействительным в случае несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов лица, участвующего в деле о банкротстве.
Закон о банкротстве (п. 2 ст. 106) содержит такие обязательные требования к содержанию плана внешнего управления как соответствие положениям федеральных законов, наличие срока восстановления платежеспособности должника и обоснование реализации этой возможности в установленный срок.
Внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления, который подлежит реализации после его утверждения собранием кредиторов.
План внешнего управления разрабатывается на основе анализа финансового состояния должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, с учетом имеющегося потенциала в части применения той или иной меры по восстановлению платежеспособности. Выбор меры по восстановлению платежеспособности должен быть основан и на решении, принятом органами управления должника в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве.
План внешнего управления представляет собой документ ориентационного свойства, включающий экономические параметры, которые должны быть достигнуты в установленный срок с помощью мер по восстановлению платежеспособности, прогнозные значения состояния финансового и товарного рынков и перспектив успешного осуществления мер по восстановлению платежеспособности (обоснование возможности восстановления платежеспособности должника), условия и порядок реализации этих мер.
Разработка плана внешнего управления и его представление собранию кредиторов для утверждения является обязанностью внешнего управляющего. Причем Закон о банкротстве предусматривает достаточно жесткие требования к составлению плана: он должен содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок, меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок реализации этих мер, расходы на их реализацию, иные расходы должника, включая расходы на потребление, иные положения, установленные федеральными законами.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (п.1 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Согласно плану внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» мероприятиями по восстановлению платёжеспособности являются:
- организация рентабельной производственной деятельности;
- сдача части имущества в аренду;
- взыскание просроченной дебиторской задолженности;
- продажа части недвижимого имущества ОАО «Пермские сельские леса»;
- продажа и утилизация движимого имущества;
- обжалование сделок должника;
- обжалование ряда требований кредиторов.
По ходатайству ООО «Пермагролес» по заявлению о признании недействительным плана внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено ФИО12, имеющему высшее экономическое образования, доктору экономических наук, профессору кафедры учета аудита и экономического анализа экономического факультета ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- являются ли обоснованными показатели доходов плана внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса»;
- являются ли обоснованными запланированные расходы в период осуществления плана внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса»;
- подтверждаются ли аналитическими данными и расчётами, имеют ли экономическое обоснование предлагаемые внешним управляющим меры по реализации плана внешнего управления, имеются ли документы, подтверждающие достоверность и фактическую реализацию предлагаемых планом мер по восстановлению платежеспособности предприятия;
- возможно ли восстановление платёжеспособности ОАО «Пермские сельские леса» и улучшение структуры его баланса за период плана внешнего управления - 18 месяцев.
- сможет ли должник рассчитаться со своими кредиторами по результатам реализации плана.
Как пояснил в судебном заседании эксперт он смог конкретно ответить только на последний вопрос: сможет ли должник рассчитаться со своими
кредиторами по результатам реализации плана. В своем заключении и пояснениях данных в судебном заседании, указал, что рассчитаться со своими кредиторами по результатам реализации плана внешнего управления должник не сможет. Сумма недостатка денежных средств составит величину 36 636 тыс. рублей, что составляет 76% от величины средств, необходимых для погашения требований кредиторов. Также план внешнего управления содержит недостатки качественного характера, которые сложно оценить в денежном выражении, но которые также свидетельствуют о несостоятельности доводов о восстановлении платежеспособности должника. В качестве существенного факта эксперт отмечает наличие существенных недостатков в бухгалтерском учете, отчетности должника.
Пояснил, что одной из причин невозможности восстановления платёжеспособности должника явилось занижение затрат на единицу продукции. На странице 19 заключения указано, что должником неверно рассчитана себестоимость реализованной продукции, работ, услуг в БДР, и величина последней занижена на 19 494 тыс. рублей.
Кроме того экспертом установлено, что величина чистых активов должника в 2013-2014 годах в результате реализованных ОАО «Пермские сельские леса» мер, не увеличится, а структура баланса Общества существенно не улучшиться. Собственный оборотный капитал должника, исчисляемый как разность между чистыми активами и внеоборотными активами останется отрицательным.
Как пояснил внешний управляющий в судебном заседании основным мероприятием, в результате которого должник может восстановить платёжеспособность должника является осуществление рентабельной производственной деятельности.
Согласно прогнозу движения денежных средств в 2013 (стр. 25 Плана внешнего управления с изменениями) должно поступить 55 164 тыс. рублей, остаток для погашения реестра требований должен составит 3 047 тыс. рублей, фактически поступило за 11 месяцев 2013 года 31 785 тыс. рублей, остаток денежных средств на погашение требований кредиторов отсутствует.
От взыскания дебиторской задолженности в 2013 году должно поступить 3 614 тыс. рублей, фактически поступило по сведениям внешнего управляющего 500 тыс. рублей.
В соответствии с бухгалтерским балансом ОАО «Пермские сельские леса» на 30.09.2013 и отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2013 должником был получен суммарный убыток 15 100 тыс. рублей (в плане внешнего управления с учетом изменений сумма планового суммарного убытка составляет 12 257 тыс. рублей). Кредиторская задолженность согласно бухгалтерскому балансу за тот же период увеличилась с 84 397 тыс. рублей до 113 608 тыс. рублей, то есть на 29 211 тыс. рублей.
По сведениям уполномоченного органа (ФНС России) задолженность по текущим платежам на 09.12.2013 составляет 4 833 тыс. рублей по головной организации, по филиалам 1 101 тыс. рублей.
Всего задолженность по текущим платежам составляет 25 873 тыс. рублей (приложение № 2 к пояснениям внешнего управляющего).
Одним из мероприятий по восстановлению платёжеспособности должника также является доход от арендной платы (стр. 2 плана внешнего управления с изменениями). В то же время в плане внешнего управления не приведена расшифровка имущества, подлежащего сдаче в аренду, не обоснована стоимость арендой платы, не приведены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду, нет перечня конкретных мероприятий по таким операциям.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, у суда имеются сомнения в экономической обоснованности производственной деятельности должника, а также иных мероприятий, и что за оставшейся период должник сможет накопить достаточно денежных средств, которые должны быть направлены на погашение реестра требований кредиторов. Согласно плану внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» на 05.06.2013 в реестр требований кредиторов включено в общей сумме 52 961 859 рублей 74 копейки, по прогнозам внешнего управляющего максимальная сумма требований составит 61 852 526 тыс. рублей.
Как было указано выше в 2013 году остаток денежных средств, который должен был быть направлен на погашение требований кредиторов, должен составить 3 047 тыс. рублей, остаток денежных средств на погашение требований кредиторов отсутствует.
Кроме того суд отмечает, что в плане внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» указаны не все мероприятия, которые могли бы быть в доходной его части.
Как пояснил внешний управляющий, часть неиспользуемого имущества, которое не указано в плане внешнего управления сдается в аренду, ежемесячные сумма арендных платежей достигла 200 тыс. рублей, не отражен такой актив должника как право аренды лесных участков, доход которого по предварительной оценки составит порядка 60 000 тыс. рублей, не отражена работа по оформлению права собственности на имущество должника, от которое по сообщению управляющего планируется получение дохода в размере 5-7 млн. рублей.
Оценив имеющиеся в деле доказательства согласно правилам ст. 71 АПК РФ с учетом системного анализа текста плана внешнего управления и принимая во внимание положения п. 2 ст. 106, ст. 109 Закона о банкротстве, суд приходит к выводу о том, что мероприятия внешнего управляющего, предусмотренные в
плане внешнего управления ОАО «Пермские сельские леса» не приведут к восстановлению платежеспособности должника.
Формальный план внешнего управления, не содержащий экономического обоснования возможности восстановления платежеспособности должника, не отражающий реальные доходы и расходы на его выполнение, не отвечает признакам исполнимости, влечет затягивание процедуры банкротства, увеличение текущих расходов на ее проведение, что нарушает права и законные интересы ООО «Пермагролес» как кредитора должника.
Доводы внешнего управляющего ОАО «Пермские сельские леса» о действительности плана внешнего управления должника суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ведении должником правил бухгалтерского учета. Оснований для применения ст. 10 Гражданского кодекса не имеется.
Поскольку судом план внешнего управления с учетом изменений признан недействительным, внешнему управляющему надлежит провести собрание кредиторов, на котором поставить вопрос о выборе дальнейшей процедуры банкротства ОАО «Пермские сельские леса». В соответствии с положениями Закона о банкротстве признание недействительным плана внешнего управления не означает автоматического признания должника несостоятельным (банкротом) и переходе на конкурсное производство.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 106, 107, 109 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Признать план внешнего управления с учетом изменений ФИО3 в отношении должника – ОАО «Пермские сельские леса», утвержденного собранием кредиторов от 05.06.2013, от 10.10.2013, недействительным.
Внешнему управляющему в срок до 31.01.2014 года провести собрание кредиторов с повесткой о выборе дальнейшей процедуры банкротства ОАО «Пермские сельские леса», протокол собрания представить в Арбитражный суд Пермского края.
Рассмотрение вопроса о распределении судебных расходов назначить на 20 января 2014 с 14 часов 30 минут по адресу Арбитражного суда Пермского края: <...>, каб 837.
Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.ru.
Судья | И.П.Данилова |
2
3
4
5
6
7
8