Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь
24 июня 2019 г. Дело № А50-16039/2016
Резолютивная часть определения оглашена 19 июня 2019 г.
Полный текст определения изготовлен 24 июня 2019 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саликовой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ощепковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транспортные технологии» (ИНН <***>, ОГРН <***>; юридический адрес: 620014, <...>; почтовый адрес: 620075, <...> оф. 13.115) о признании индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года (адрес регистрации: 618554, <...>; почтовый адрес: 618556, <...>; адрес фактического места жительства: <...>) несостоятельным (банкротом),,
ходатайства финансового управляющего о разрешении разногласий по реализации имущества должника
при участии:
от финансового управляющего – ФИО2, паспорт, доверенность от 27.05.2019;
от залогового кредитора – ФИО3, паспорт, доверенность от 30.05.2019;
от уполномоченного органа – ФИО4, паспорт, доверенность от 20.12.2018.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 марта 2017 года вышеназванный должник признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком до 6 месяцев, финансовыми управляющим утвержден - ФИО5.
Определением от 21.06.2018 г. о рассмотрении дела о банкротстве гражданина в случае его смерти суд определил применить к процедуре банкротства ФИО1 правила параграфа 4 главы X «О несостоятельности (банкротстве)».
Финансовый управляющий ФИО5 (далее – заявитель) 03.04.2019 (поступило в суд в электронном виде) направил в суд заявление о разрешении разногласий с уполномоченным органом по вопросам начальной продажной цены, порядка и условий проведения торгов по реализации имущества должника, которое после устранения недостатков определением суда от 25.04.2019 принято к производству.
В судебное заседание финансовым управляющим представлено Положение о порядке продажи имущества должника с учетом замечаний уполномоченного органа.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании считает, что необходимым привлечение специализированной организации для проведения оценки и установления рыночной стоимости имущества должника, не обремененного залогом.
Представитель залогового кредитора просит утвердить Положение по порядку продажи имущества должника в редакции финансового управляющего.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 223 АПК РФ, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом банкротстве.
В силу п. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 213.26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
Особенности реализации имущества гражданина установлены в ст. 213.26 Закона о банкротстве. Учитывая, что в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, а также, что спор касается залогового имущества, при разрешении настоящего спора подлежат применению положения п. 4 ст. 213.26 Закона о банкротстве.
В силу п. 4 ст. 213.26 Закона о банкротстве продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном п. 4, 5, 8-19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 указанного Закона, с учетом положений ст. 138 Закона, с особенностями, установленными п. 4 ст. 213.26 Закона.
Положения п. 4 ст. 138, п. 4 ст. 213.26 Закона о банкротстве предоставляют залоговому кредитору преимущественное право определять порядок реализации имущества, являющегося предметом залога, а также его начальную продажную цену.
В случае наличия разногласий между конкурсным кредитором по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, и финансовым управляющим в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, которое может быть обжаловано (абзац 3 п. 4 ст. 213.26 Закона).
Аналогичное положение относительно урегулирования порядка реализации залогового имущества содержится в п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве, согласно которому правом на передачу разногласий относительно порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога обладают конкурсный управляющий и конкурсный кредитор, чьи требования обеспечены залогом. При этом порядок рассмотрения заявления устанавливается ст. 60 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено Законом о банкротстве.
Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина (пункт 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве).
Таким образом, проведение оценки имущества гражданина-должника отнесено специальными нормами законодательства о банкротстве граждан к компетенции финансового управляющего.
Согласно пункту 6 статьи 213.26 Закона о банкротстве о проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде.
В соответствии с частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже.
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей 139 Закона о банкротстве.
Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 Закона о банкротстве.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2017 (резолютивная часть от 06.02.2017) требование публичного акционерного общества «Сбербанк России» в сумме 1 110 789,32 рубля, в т.ч. 1 035 000 рублей – основного долга, 41 777,07 рубля – процентов и 34 012,25 рубля – неустойки включены в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО1 в качестве обязательств, обеспеченных залогом имущества должника по договору ипотеки № 12/6984/0602/080/14З01, заключенного 09 сентября 2014 года в отношении:
- объекта недвижимости – часть здания – склад (лит.А17), назначение: нежилое, общая площадь 1 197 кв.м, этаж 1, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 59:10:0301001:471;
- объекта недвижимости – часть здания – склад (лит.А17), назначение: нежилое, общая площадь 136,8 кв.м, этаж 1, номер на поэтажном плане 5, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 59:10:0301001:472;
- права аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на котором находится закладываемый объект недвижимости, общей площадью 4832 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 59:10:0301001:4.
требование публичного акционерного общества «Сбербанк России» в сумме 287 591,02 рубля, в т.ч. 249 958,18 рубля – основного долга и 37 632,84 рубля – процентов включены в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Обязательства должника перед ПАО «Сбербанк России» возникли из договора №1221/6984/0602/080/14 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 09.09.2014 с лимитом в сумме 4 200 000 рублей.
В качестве обеспечения своевременного и полного возврата кредита, уплаты процентов и внесения иных платежей, предусмотренных договором, Заемщик предоставляет/обеспечивает предоставление Банку: имущественное обеспечение в соответствии с договором ипотеки №12/6984/0602/080/14301 от 09.09.2014, Залогодатель – ФИО1; поручительств в соответствии с договором поручительства №12/6984/0602/080/14П01 от 09.09.2014, Поручитель -ФИО6.
Определением суда от 25.10.2018 произведена замена кредитора ПАО «Сбербанк России» на его правопреемника - ФИО7 в части суммы 1 035 000 рублей основного долга, 27 552,72 рублей процентов, 34 012,25 рублей неустойки в качестве обязательств, обеспеченных залогом имущества должника по договору ипотеки № 12/6984/0602/080/14З01, заключенного 09 сентября 2014 года в отношении вышеуказанного имущества.
К собранию кредиторов 13.03.2019г. финансовым управляющим представлен проект Положения о порядке и сроках реализации имущества ИП ФИО1 и Решение об оценке имущества должника.
В соответствии с представленными Решением и Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества ИП ФИО1 (далее – Положение) к реализации предлагается следующее имущество должника:
1. Нежилое помещение площадью 598,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:603, собственник – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
2. Земельный участок площадью 1199 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:161, назначение объекта недвижимости: эксплуатация железнодорожного тупика, виды разрешенного использования объекта недвижимости: земли населенных пунктов, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
3. Сооружение площадью 464 кв.м. (железнодорожный тупик), расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:346, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
4. Доля в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, владелец доли – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
5. Доля в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, владелец доли – ФИО6, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
6. Транспортное средство КАМАЗ-43101, тип: специализированный лесовоз, год изготовления: 1990, VIN: <***>, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
7. Право аренды соответствующей доли занимаемой площади земельного участка, основанное на постановлении главы города Соликамска от 10.08.2007 г. № 1299 «О предоставлении в аренду земельного участка по ул. Ульянова, д. 5/7», договоре № 1994 аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 15.08.2007 г., постановлении главы города Соликамска от 01.11.2007 г. № 1813 «О внесении дополнений в постановление главы города Соликамска от 10.08.2007 г. № 1299 "О предоставлении в аренду земельного участка по ул. Ульянова, д. 5/7", дополнительном соглашении № 2420 от 07.11.2007 г. к договору аренды земельного участка от 15.08.2007 г. № 1994; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания склада, кадастровый номер: 59:10:0301001:0004, площадь 4 832 кв.м., адрес: <...>, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ, владелец – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7).
Финансовым управляющим одновременно реализуется на торгах единым лотом залоговое и незалоговое имущество должника.
На собрании кредиторов от 13.03.2019 залоговый кредитор ФИО7 и кредиторы ФКУ МК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, Управление имущественных отношений Администрации г. Соликамска – всего 12,76% проголосовали за утверждение представленного финансовым управляющим Положения. МИФНС России №11 по Пермскому краю (87,24% голосов) выступила против утверждения данного Положения.
Финансовый управляющий обратился в суд с ходатайством об утверждении представленного кредитором Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника с учетом замечаний уполномоченного органа.
Также не подлежит удовлетворению требование уполномоченного органа о привлечении оценщика для установления рыночной стоимости имущества должника, не обремененного залогом.
В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.
Согласно второму абзацу указанного пункта данной статьи арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.
Кроме того, положениями абз. 5 п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено, что согласие на оплату услуг привлеченных финансовым управляющим лиц может быть дано конкурсным кредитором и (или) уполномоченным органом. В таком случае рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется.
В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что при проведении процедур в делах о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, финансовый управляющий вправе привлекать других лиц для обеспечения своей деятельности только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве. Такое определение выносится судом по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны необходимость привлечения указанных лиц, обоснована цена их услуг и должником, конкурсным кредитором или уполномоченным органом дано согласие на оплату этих услуг (п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве). Согласие на оплату услуг таких лиц может быть также дано финансовым управляющим от своего имени.
Если согласие на оплату услуг привлеченных лиц дано должником, соответствующие расходы относятся на должника. Если согласие на оплату таких услуг дано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или финансовым управляющим, то расходы, понесенные этими лицами, по смыслу п. 5 ст. 213.5 Закона о банкротстве, не подлежат возмещению за счет должника.
Суд вправе разрешить финансовому управляющему привлечь указанных лиц с оплатой их услуг за счет конкурсной массы, если финансовым управляющим будет доказано, что в конкурсной массе имеется имущество в размере, достаточном для оплаты услуг, и без привлечения названных лиц невозможно достижение предусмотренных законом целей процедуры банкротства (например, оплата услуг, связанных с проведением кадастрового учета земельного участка должника, обязательного для регистрации прав на этот участок и его реализации в целях проведения расчетов с кредиторами), а должник, отказывая в даче согласия, действует недобросовестно, злоупотребляя правом (статьи 1, 10 ГК РФ).
Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с Законом о банкротстве, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина (пункт 2 статьи 213.26. Закона о банкротстве).
В результате проведенной оценки, с учетом позиции залогового кредитора и представленными дополнительными документами, руководствуясь п. 2 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», финансовый управляющий решил:
1. Определить рыночную стоимость нежилого помещения площадью 598,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:603 в размере 987 525,00 рублей.
2. Определить рыночную стоимость земельного участка площадью 1199 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:161, назначение объекта недвижимости: эксплуатация железнодорожного тупика, виды разрешенного использования объекта недвижимости: земли населенных пунктов в размере 179 850,00 рублей.
3. Определить рыночную стоимость сооружения площадью 464 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:346 в размере 765 600,00 рублей.
4. Определить рыночную стоимость доли в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, принадлежащей ФИО1, в размере 112 860,00 рублей.
5. Определить рыночную стоимость доли в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, принадлежащей ФИО6, в размере 112 860,00 рублей.
6. Определить рыночную стоимость транспортного средства КАМАЗ-43101, тип: специализированный лесовоз, год изготовления: 1990, VIN: <***> в размере 100 000,00 рублей
7. Определить рыночную стоимость права аренды соответствующей доли занимаемой площади земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания склада, кадастровый номер: 59:10:0301001:0004, площадь 4 832 кв.м., адрес: <...> в размере 483 200,00 рублей.
Продажа имущества предполагается в составе единого лота. Начальная цена продажи имущества составляет 2 741 895,00 рублей.
Оценка имущества должника финансовым управляющим произведена с учетом оценки, произведенной ПАО «Сбербанк России» при предоставлении кредита ФИО1 по договору №1221/6984/0602/080/14 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 09.09.2014 и договору ипотеки №12/6984/0602/080/14301 от 09.09.2014.
Залоговый кредитор согласен с произведенной оценкой финансового управляющий, полагает, что положение устанавливает лишь начальную продажную стоимость имущества, которая впоследствии может быть скорректирована в сторону роста за счет поступающих предложений покупателей.
Из материалов дела следует, что привлечение независимого оценщика обусловлено уполномоченным органом необходимостью осуществления оценки следующего имущества должника:
- земельного участка площадью 1199 кв. м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:161, назначение объекта: эксплуатация железнодорожного тупика, виды разрешенного использования: земли населенных пунктов;
- сооружения площадью 464 кв. м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:346.
Предусмотренная абз. 2 п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве процедура привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего должника, включающая необходимость представления доказательств обоснованности их привлечения и размера оплаты их услуг, получения согласия гражданина, конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего на их оплату, представление доказательств недобросовестности отказа должника в предоставлении такого согласия, направлена на защиту интересов должника и учитывает заложенную законодателем цель удешевления и доступности процедур банкротства граждан.
Об этом свидетельствует также необходимость разрешения вопроса о возможности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего должника исключительно судом, ограничивающая возможность финансового управляющего самостоятельно привлекать таких лиц с отнесением расходов по оплате их услуг на имущество должника.
При этом бремя доказывания наличия оснований для привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего должника в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на лице, заявляющем о необходимости привлечения оценщика.
В качестве основного довода уполномоченного органа о необходимости привлечения оценщика выступает ссылка на п. 1 ст. 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», по которому в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.
При этом во внимание не принимается абз. 4 п. 1 ст. 139, в соответствии с которым повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.
Таким образом, МИФНС настаивает на проведении оценки имущества ФИО1 без учета специальных положений закона, касающихся банкротства граждан, согласно которым оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина (п. 2 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
Следовательно, повторная оценка имущества должника, которое уже было оценено финансовым управляющим самостоятельно, должна производиться при условии ее оплаты уполномоченным органом.
В то же время, МИФНС отказывается нести расходы на оценку имущества ФИО1, однако возможность привлечения финансовым упревающим в целях обеспечения осуществления своих полномочий других лиц в деле о банкротстве гражданина обусловлена согласием должника, на что прямо указано в п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве.
Так как должник ФИО1 умер, согласие на проведение оценки за счет средств должника получено быть не может.
Между тем финансовый управляющий ФИО5 в силу действующего законодательства и членства в саморегулируемой организации является лицом, прошедшим подготовку по Единой программе подготовки арбитражных управляющих и сдавшим теоретический экзамен, а, следовательно, является лицом, обладающим специальными знаниями в том объеме, который необходим для полноценного проведения любых процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), поскольку самостоятельность осуществления процедур арбитражным управляющим презюмируется Законом о банкротстве.
ФИО5 прошел предусмотренный курс обучения, имеет достаточный опыт работы в качестве арбитражного управляющего. При утверждении финансовым управляющим должника ИП ФИО1, арбитражный суд установил соответствие его кандидатуры требованиям законодательства о банкротстве.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что управляющий самостоятельно способен осуществить оценку имущества должника (п. 8 ст. 213.9 и п. 2 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
Уполномоченным органом представленная финансовым управляющим оценка никак не оспорена. Также МИФНС не доказано, что привлечение оценщика приведет к реализации целей банкротства гражданина, то есть к наиболее полному удовлетворению требований кредиторов, а не к уменьшению конкурсной массы в связи с дополнительными расходами на проведение оценки имущества должника.
При этом тот факт, что средств, вырученных от реализации имущества должника, для оплаты услуг оценщика будет достаточно, в условиях, когда необходимость привлечения оценщика не доказана, значения не имеет.
Кроме того, управляющий ФИО5 считает, что к имущественному комплексу должника, использовавшемуся для предпринимательской деятельности ФИО1, включая железнодорожный тупик и производственное помещение, которые предлагаются к оценке, могут быть применены положения статьи 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с абз. 3 п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве при недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости.
Необходимо учесть, что установление низкой начальной продажной цены имущества должника само по себе, даже если бы оно имело место на основании решения финансового управляющего ФИО5 об оценке, не может свидетельствовать о нарушении прав кредиторов на удовлетворение их требований путём продажи имущества по максимальной цене, поскольку действительная (реальная) продажная цена имущества ФИО1 может быть определена только по результату проведения торгов в зависимости от наличия спроса потенциальных покупателей. Изначально высокая начальная продажная цена может существенно снизить спрос потенциальных покупателей и повлечь за собой затягивание и затруднение реализации имущества должника в условиях ограниченного срока проведения процедуры банкротства гражданина, что противоречит нормативным требованиям и смыслу Закона о банкротстве.
Возражений, свидетельствующих о недостоверности оценки имущества, незаконности предложенного финансовым управляющим порядка продажи имущества должника, кредиторами не представлено.
Установление начальной продажной цены в размере 2 741 895 рублей обеспечивает условия для торгов, и только в ходе самих торгов может быть выявлена фактическая стоимость имущества в зависимости от существующего на рынке спроса. Если предлагаемое имущество представляет реальный интерес для потенциальных приобретателей, максимальная цена на торгах будет достигнута.
Судом учтено, что Положением о продаже имущества предусмотрена продажа имущества путем проведения открытых торгов, в том числе в форме аукциона, что с учетом данной формы торгов направлено на повышение стоимости и должно обеспечить продажу имущества по максимально возможной цене, при этом, действительная стоимость имущества будет установлена в ходе проведения торгов.
Кроме того, спорное положение устанавливает лишь начальную продажную стоимость имущества, которая впоследствии может быть скорректирована в сторону роста за счет поступающих предложений покупателей при наличии реального интереса к недвижимому имуществу.
Предполагаемое к продаже имущество представляет собой отдельный производственный комплекс, состоящий из земельного участка производственного назначения площадью 4832,0 кв.м., на участке размещено нежилое помещение площадью 1197 кв.м., к указанному помещению примыкает склад площадью 136,8 кв.м. Земельный участок имеет общую границу с земельным участком площадью 1199 кв.м. (назначение эксплуатация железнодорожного тупика). На участке размещен железнодорожный тупик площадью 464 кв.м. В настоящее время ж/д тупик не функционирует по причине аварийного состояния. На территории находится грузовой автомобиль КАМАЗ в нерабочем состоянии. Все вышеуказанное имущество огорожено, имеется 2 въезда, оборудованных воротами.
Ранее в соответствии с решением Соликамского городского суда от 25.07.2016 помещение площадью 1197 кв. м. разделено на два объекта «в натуре». В настоящее время ? часть помещения зарегистрировано в собственности ФИО1, ? в собственности ФИО6 Финансовым управляющим к продаже предполагается только доля ФИО1
Нежилое помещение площадью 136,8 кв.м. (склад) имеет общую стену с производственным помещением, так же имеется оборудованный въезд, соединяющий два объекта.
Железнодорожный тупик (площадью 464 кв.м.), который размещен на земельном участке площадью 1199 кв.м. (назначение - эксплуатация железнодорожного тупика) не используется, так как находится в нерабочем состоянии.
Земельный участок производственного назначения площадью 4832,0 кв.м. находится в аренде. Согласно договора аренды, представленного Управлением имущественных отношений г.Соликамска арендаторами участка являются ФИО8, ФИО9, ФИО10, и ФИО1 Площадь арендуемого земельного участка каждого арендатора в представленном договоре не определена.
Таким образом, производственное помещение представляет собой единый ангар, какие либо перегородки отсутствуют. То есть разделение объекта путем выделения долей по ? в собственность ФИО1 и ФИО6 произведено только документально. Нежилое помещение площадью 136,8 кв.м. (склад) имеет общую стену с производственным помещением, так же имеется оборудованный въезд, соединяющий два помещения. Железнодорожный тупик (площадью 464 кв.м.), который размещен на земельном участке площадью 1199 кв.м. (назначение - эксплуатация железнодорожного тупика) не используется, так как находится в неудовлетворительном состоянии (приложение 6).
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает обоснованным доводы финансового управляющего о том, что продажа производственного комплекса единым лотом обеспечит более быструю его реализацию. Продажа отдельными лотами залогового и не залогового имущества не целесообразна в связи с тем, что наиболее реальные к продаже объекты (производственное помещение, склад и право аренды земельного участка) находятся под обременением. Вероятность продажи отдельными лотами нефункционирующего железнодорожного тупика, а так же разбитого грузового автомобиля КАМАЗ минимальна.
Основным правом кредиторов в деле о банкротстве является право на получение имущественного удовлетворения требований кредиторов к должнику.
В письменных объяснениях, представленных в суд 14.06.2019 г., МИФНС указывает, что в соответствии с требованиями инспекции управляющим внесены изменения в п. п. 7, 13, 49 Положения о порядке и сроках реализации имущества ИП ФИО1 При этом между ними сохраняются разногласия по следующим пунктам:
-уполномоченный орган считает, что публикация информации о торгах помимо размещения на ЕФРСБ также должна осуществляться в газете «Коммерсант»;
- для проведения оценки и установления рыночной стоимости имущества должника, не обремененного залогом, необходимо привлечь специализированную организацию (оценщика).
С данной позицией уполномоченного органа управляющий ФИО5 не согласен, так как считает, что подобные требования не содержатся в действующем банкротском законодательстве и их исполнение не будет направлено на достижение целей процедуры реализации имущества должника-гражданина, в связи с чем они являются полностью необоснованными.
Аргументируя свою позицию о необходимости публикации в газете «Коммерсант», МИФНС указывает на п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Абзацем 8 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве установлено, что в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе, о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 213.7 Закона о банкротстве следует, что сведения о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании.
Специальное регулирование указанного пункта отменяет действие общего правила «двойной публикации» (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве). С точки зрения законодателя достаточным для целей информирования неопределенного круга лиц об условиях и порядке продажи на торгах заложенного имущества, о ходе и результатах торгов является размещение такой информации в ЕФРСБ.
Публикация юридически значимых сообщений о продаже имущества гражданина, реализация которого происходит на электронных торгах, предполагает размещение в электронной форме информации об имуществе и сопутствующих документов (проект договора купли-продажи, копии документов о правах на имущество, описания, планы, фотографии, экспликации и т. д.) (ст. 28 Закона о банкротстве, п. 3 Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (утв. Приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 05.04.2013 г. № 178 «Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве»).
Несмотря на то, что п. 1 ст. 213.7 Закона о банкротстве не исключает возможность дополнительного опубликования сообщения о торгах в средствах массовой информации, в том числе газете «Коммерсантъ», необходимо учитывать, что заинтересованное лицо принимает на себя бремя несения дополнительных расходов на публикацию, обязательность которой законом не предусмотрена.
В этой связи, если заинтересованное лицо (в данном случае уполномоченный орган) полагает, что для привлечения более широкого круга потенциальных покупателей имеется потребность в дополнительной публикации информационных сообщений в официальном печатном издании, оно вправе обратиться с мотивированным ходатайством о внесении соответствующих такому волеизъявлению изменений в порядок, предложив соразмерное финансирование.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, открытость и общедоступность сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, предмет залогового имущества, суд приходит к выводу о том, что опубликование в официальном издании (газета «КоммерсантЪ»), иных печатных организациях по месту нахождения должника повлечет дополнительные расходы на проведение, уменьшение продажной цены.
Любые расходы, обременяющие конкурсную массу должника сверх обязательных требований Закона о банкротстве, уменьшают вероятность полного или частичного погашения требований кредиторов, а значит, не мог рассматриваться как необходимые, в связи с чем заявленное уполномоченным органом требование о публикации информации о торгах в газете «Коммерсант», при условии отсутствия финансирования с его стороны, не подлежит удовлетворению.
В случае опубликования сообщений в официальном печатном издании, денежных средств на возмещение судебных расходов, а также расходов на реализацию предмета залога и не залогового имущества будет недостаточно из тех средств, которые будут распределены в соответствии с п.5 ст. 213.27 Закона о банкротстве.
При этом суд исходит из целей получения максимальной выручки, минимизации расходов, учитывая интересы кредиторов должника, в том числе залогового кредитора.
В рассматриваемой ситуации уполномоченным органом никак не мотивировано и не представлено доказательств, что изменения в Положение о порядке, условиях проведения торгов в ходе процедуры реализации имущества в редакции, предложенной финансовым управляющим, способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества.
При утверждении положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника суд учитывает положения ст. 2, 213.24-213.26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым основной задачей процедуры реализации имущества должника является реализация конкурсной массы должника для целей наиболее полного и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Доказательства того, что реализация имущества должника в предложенном финансовым управляющем порядке противоречит действующему законодательству, повлечет уменьшение конкурсной массы или нарушит права и законные интересы кредиторов иным образом, в материалах дела отсутствуют.
Суд, исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив соответствие представленного Порядка правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве, отсутствие со стороны участников обособленного спора иных возражений по поводу утверждения Положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника, в целях получения максимальной выручки, минимизации расходов, с учетом интересов кредиторов должника, в том числе залогового кредитора и уполномоченного органа, состояния имущества, цели минимизации расходов должника - гражданина при проведении процедур банкротства и получения максимальной выручки, утверждает Положение о порядке продажи имущества должника предложенного финансовым управляющим и устанавливает начальную продажную цену имущества в размере 2 741 895 рублей.
Руководствуясь ст.ст.176, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 60,61,213.26 Федерального закона от 26.10.2002. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Разрешить разногласия между финансовым управляющим и уполномоченным органом по вопросу реализации имущества должника.
Утвердить Положение о порядке, сроках и условиях имущества ФИО1 в следующей редакции:
«Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение регулирует отношения, возникающие при продаже имущества должника-банкрота индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1), являющегося предметом залога, в пользу ФИО7, а также имущества, не обремененного залогом, на открытых торгах, определяет порядок подготовки и условия проведения торгов, участия в торгах, порядок определения победителя, а также порядок расчетов за имущество, приобретенное по итогам торгов, определяет порядок, сроки и условия продажи имущества ИП ФИО1
2. Торги проводятся в электронной форме на определённой организатором торгов электронной площадке общества с ограниченной ответственностью «Аукционы федерации», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://alfalot.ru.
3. Торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Предложения по цене продаваемого имущества подаются участниками аукциона в открытой форме.
4. В настоящем положении используются следующие термины и определения:
1) продавец имущества – ИП ФИО1, в лице финансового управляющего ФИО5;
2) организатор торгов – финансовый управляющий ФИО5;
3) оператор торговой площадки – общество с ограниченной ответственностью «Аукционы федерации» (далее – ООО «Аукционы федерации»), владеющее на праве собственности электронной торговой площадкой;
4) электронная торговая площадка – сайт в международной глобальной компьютерной сети «Интернет» с доменным именем http://alfalot.ru, а также совокупность программного обеспечения и оборудования, предназначенного для проведения электронных торгов;
5) претендент – юридическое или физическое лицо, заинтересованное
в приобретении имущества выставленного на продажу на аукционе и подавшее заявку на участие в аукционе с приложением всех необходимых документов;
6) участник аукциона – юридическое или физическое лицо, которое может признаваться покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации, подавшее заявку на участие в аукционе с приложением всех необходимых документов, своевременно и в полном объеме перечислившее сумму задатка на надлежащий расчетный счет и допущенное организатором аукциона в соответствии с настоящим положением к участию в аукционе;
7) задаток – сумма денежных средств, вносимая претендентом в обеспечение исполнения будущего обязательства по оплате приобретаемого на торгах имущества и являющаяся обязательным условием для участия в аукционе;
8) заявка – документ, подписанный квалифицированной электронной подписью претендента, содержащий информацию о претенденте, его намерении приобрести на аукционе определенное имущество;
9) победитель аукциона – участник торгов, предложивший наибольшую цену за имущество, выставленное на продажу.
Любые иные термины и определения, значение которых не определено в настоящем положении, подлежат толкованию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Настоящее положение разработано в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2015 г. № 495 (далее – приказ Минэкономразвития РФ № 495).
6. Объектом продажи выступает следующее имущество (в составе единого лота):
1. Нежилое помещение площадью 598,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:603, собственник – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
2. Земельный участок площадью 1199 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:161, назначение объекта недвижимости: эксплуатация железнодорожного тупика, виды разрешенного использования объекта недвижимости: земли населенных пунктов, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
3. Сооружение площадью 464 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:346, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
4. Доля в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, владелец доли – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
5. Доля в праве ? на нежилое помещение площадью 136,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер: 59:10:0301001:472, владелец доли – ФИО6, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7);
6. Транспортное средство КАМАЗ-43101, тип: специализированный лесовоз, год изготовления: 1990, VIN: <***>, собственник – ФИО1, отсутствуют обременения в виде залога;
7. Право аренды соответствующей доли занимаемой площади земельного участка, основанное на постановлении главы города Соликамска от 10.08.2007 г. № 1299 «О предоставлении в аренду земельного участка по ул. Ульянова, д. 5/7», договоре № 1994 аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 15.08.2007 г., постановлении главы города Соликамска от 01.11.2007 г. № 1813 «О внесении дополнений в постановление главы города Соликамска от 10.08.2007 г. № 1299 "О предоставлении в аренду земельного участка по ул. Ульянова, д. 5/7", дополнительном соглашении № 2420 от 07.11.2007 г. к договору аренды земельного участка от 15.08.2007 г. № 1994; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания склада, кадастровый номер: 59:10:0301001:0004, площадь 4 832 кв.м., адрес: <...>, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ, владелец – ФИО1, существует ипотека в пользу Сберегательного банка РФ (правопреемник – ФИО7).
7. Начальная цена продажи имущества составляет 2 741 895,00 рублей (без НДС). В соответствии с ч. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации имущества должников, признанных банкротами, не являются объектом налогообложения НДС.
8. В случае возникновения в ходе процедуры реализации имущества гражданина обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, такие изменения вносятся в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и являются неотъемлемой частью настоящего положения.
Глава 2. Подготовка к проведению торгов
9. Финансовый управляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим положением выполняет следующие обязанности:
1) утверждает текст публикации информационного сообщения
о проведении торгов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве;
2) обеспечивает возможность претендентам ознакомиться с характеристиками имущества, условиями проведения аукциона и иными сведениями;
3) производит расчеты с победителем торгов;
4) заключает с победителем торгов договор купли-продажи имущества, приобретенного по итогам торгов;
5) обеспечивает возможность передачи имущества покупателю (победителю торгов) и совершает необходимые действия, связанные
с последующим надлежащим оформлением перехода права собственности на объект продажи к покупателю.
10. Организатор торгов выполняет следующие обязанности:
1) обеспечивает публикацию и размещение сообщения о продаже имущества должника и сообщение о результатах проведения торгов;
2) заключает договор на проведение торгов в электронной форме
с оператором электронной площадки;
3) направляет оператору торгов заявку на проведение торгов
в электронной форме. Заявка оформляется организатором торгов
в соответствии с регламентом системы электронных торгов ООО «Аукционы федерации». Заявка подписывается квалифицированной электронной подписью организатора торгов;
4) принимает заявки на участие в торгах с приложением необходимых документов от претендентов, проверяет наличие полного перечня документов и сведений, содержащихся в представленной заявке, и их соответствие требованиям настоящей главы и направляет уведомление об этом оператору электронной площадки;
5) заключает с претендентами договоры о задатке и проверяет факт поступления задатков от претендентов;
6) принимает решение о допуске или обоснованном отказе в допуске претендентов к участию в торгах, направляет оператору электронной площадки протокол об определении участников торгов;
7) производит расчеты с претендентами, не допущенными к торгам, и участниками, не признанными победителями торгов;
8) организует подготовку и проведение торгов;
9) определяет победителя торгов, подписывает протокол об итогах торгов;
10) рассматривает претензии и замечания претендентов, участников торгов и конкурсного кредитора, у которого находится в залоге объект продажи, по вопросам организации и проведения торгов, выносит по ним решения.
10. Информационное сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве не позднее, чем за тридцать дней до объявленной в нем даты проведения торгов.
11. В информационном сообщении о проведении торгов должно содержаться:
общие сведения об имуществе, его составе, характеристиках, порядок ознакомления с предметом торгов;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене имущества;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене имущества (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов,
на которые вносится задаток, проект договора о задатке;
начальная цена продажи имущества;
величина повышения начальной цены продажи имущества («шаг аукциона»);
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи имущества;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;
сведения об электронной площадке, на которой проводятся торги в электронной форме.
12. С момента начала приема заявок организатор торгов предоставляет каждому претенденту возможность предварительного ознакомления с имуществом и документацией на него, а также с настоящим положением. Срок представления заявок на право участия в открытых торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
13. Для участия в торгах претендент вносит задаток в счет обеспечения оплаты приобретаемого на торгах имущества.
Размер задатка составляет 20 процентов от начальной цены. Порядок и срок его внесения устанавливается организатором торгов в информационном сообщении.
14. Продавец обязуется засчитать задаток, внесенный претендентом на счет, указанный в информационном сообщении, в счет оплаты приобретаемого на аукционе имущества в случае признания претендента победителем аукциона и подписания им протокола об итогах аукциона.
15. Обязательным условием допуска претендента к участию в торгах является фактическое поступление всей суммы задатка на расчетный счет продавца, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, является банковская выписка по счету организатора торгов, указанному в информационном сообщении.
Глава 3. Условия участия в торгах
16. К участию в торгах допускаются лица, которые могут быть признаны покупателями по законодательству Российской Федерации, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, объявленным в информационном сообщении и указанным в настоящем положении, и обеспечившие поступление на счет организатора торгов, указанный в информационном сообщении, установленных сумм задатка к дате окончания приема заявок.
Обязанность доказать свое право на участие в торгах возлагается на претендента.
17. Для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах с приложением документов, соответствующих требованиям, установленным статьями 110 и 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пунктом 4.1 приказа Минэкономразвития РФ № 495, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
1) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
2) фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
3) номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, финансовому управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя финансового управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является финансовый управляющий.
18. К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:
1) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии
с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
2) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью заявителя.
19. Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в электронной форме подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке. Заявитель вправе также направить задаток на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с сообщением о проведении торгов считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке.
20. В течение двух часов с момента представления заявки на участие
в открытых торгах оператор электронной площадки осуществляет регистрацию представленной заявки в журнале заявок на участие в торгах, присвоив заявке порядковый номер в указанном журнале.
Оператор электронной площадки направляет заявителю в электронной форме подтверждение о регистрации представленной заявки на участие в торгах в день регистрации такой заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Организатор торгов проверяет наличие полного перечня документов
и сведений, содержащихся в представленной заявке, и их соответствие требованиям настоящей главы и направляет уведомление об этом оператору электронной площадки.
В случае установления наличия полного перечня документов и сведений, содержащихся в представленной заявке, требованиям настоящей главы оператор электронной площадки незамедлительно после получения указанного уведомления направляет заявителю уведомление о регистрации заявки с указанием присвоенного заявке порядкового номера в журнале заявок на участие в торгах, даты и точного времени ее представления.
В случае установления непредставления заявителем полного перечня документов и сведений в соответствии с требованиями настоящей главы организатор торгов направляет оператору электронной площадки уведомление о неполноте заявки или ее несоответствии установленным требованиям.
Оператор электронной площадки в течение тридцати минут с момента получения такого уведомления от организатора направляет заявителю уведомление в форме электронного документа о неполноте заявки или ее несоответствии установленным требованиям с указанием недостатков заявки, которые заявителю необходимо устранить.
21. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством направления оператору электронной площадки электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.
Заявитель вправе изменить заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах путем представления новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. Оператор электронной площадки обеспечивает невозможность подачи заявителем новой заявки без отзыва первоначальной заявки.
В случае представления одним заявителем двух и более заявок на участие в торгах, при условии, что представленные заявки не были им отозваны, при проведении торгов рассматривается только заявка, представленная первой, все иные представленные заявки возвращаются заявителю.
22. Не позднее одного часа с момента окончания представления заявок на участие в торгах оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки, представленные до истечения установленного срока окончания представления заявок.
23. Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в открытых торгах принимается в течение пяти дней по результатам рассмотрения всех представленных заявок на участие в открытых торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах, с указанием фирменного наименования (наименования) юридического лица заявителя, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера и (или) фамилии, имени, отчества заявителя, идентификационного номера налогоплательщика и указания оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах.
24. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
1) заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим положением;
2) представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
3) поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
25. Организатор торгов направляет оператору электронной площадки
в форме электронного документа подписанный протокол об определении участников торгов в день его подписания.
Оператор электронной площадки в течение одного дня со дня получения указанного протокола направляет всем заявителям в форме электронного документа уведомление о признании их участниками торгов или об отказе
в признании участниками.
Глава 4. Проведение открытых торгов
26. Оператор электронной площадки проводит открытые торги, в ходе которых предложения о цене заявляются на электронной площадке участниками торгов открыто в ходе проведения торгов.
Открытые торги проводятся путем повышения начальной цены продажи на величину, кратную величине «шага аукциона», который устанавливается организатором торгов в размере 5 % процентов от начальной цены лота.
27. В открытых торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов. Открытые торги проводятся на электронной площадке в день и время, указанные в сообщении о проведении открытых торгов.
28. При проведении открытых торгов устанавливается время приема предложений участников торгов о цене имущества должника, составляющее один час от времени начала представления предложений о цене имущества должника до истечения времени представления предложений о цене имущества должника и не более тридцати минут после представления последнего предложения о цене имущества должника. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более высокой цене имущества должника не было представлено, открытые торги автоматически, при помощи программных и технических средств электронной площадки завершаются.
29. Во время проведения открытых торгов оператор электронной площадки обязан отклонить предложение о цене имущества должника в момент его поступления, если оно не соответствует положениям настоящей главы.
30. Оператор электронной площадки должен обеспечивать невозможность представления участниками торгов представления предложений о цене имущества должника двух и более одинаковых предложений о цене имущества должника. В случае, если была предложена цена имущества должника, равная цене имущества должника, предложенной другим участником торгов, представленным признается предложение о цене имущества должника, поступившее ранее других предложений.
31. Победителем открытых торгов признается участник торгов, предложивший максимальную цену имущества должника.
32. Оператор электронной площадки рассматривает предложения участников торгов о цене имущества должника и определяет победителя открытых торгов. В случае, если была предложена цена имущества должника, равная цене имущества должника, предложенной другим (другими) участником (участниками) торгов, представленным признается предложение о цене имущества должника, поступившее ранее других предложений.
33. В ходе проведения открытых торгов информация об открытых торгах подлежит размещению на электронной площадке и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Глава 5. Порядок подведения результатов проведения открытых торгов и признания открытых торгов несостоявшимися
34. По результатам проведения открытых торгов оператор электронной площадки с помощью программных средств электронной площадки в течение двух часов после окончания открытых торгов составляет протокол о результатах проведения торгов и направляет его организатору торгов для утверждения.
35. Организатор торгов незамедлительно с момента получения протокола о результатах проведения открытых торгов утверждает такой протокол и направляет его оператору электронной площадки в форме электронного документа для размещения на электронной площадке и для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Протокол о результатах проведения открытых торгов размещается оператором электронной площадки на электронной площадке, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение десяти минут после поступления данного протокола от организатора торгов.
В протоколе о результатах проведения открытых торгов указываются:
1) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов;
2) результаты рассмотрения предложений о цене имущества должника, представленных участниками торгов;
3) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене в ходе торгов (в случае использования открытой формы представления предложений о цене);
4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя открытых торгов.
36. В течение тридцати минут после размещения на электронной площадке протокола о результатах проведения открытых торгов оператор электронной площадки обязан направить такой протокол всем участникам открытых торгов.
37. В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах
или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.
Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах содержит предложение о цене имущества должника не ниже установленной начальной цены имущества должника, договор купли-продажи заключается организатором с этим участником торгов в соответствии с представленным им предложением о цене имущества должника.
38. В течение пяти дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов финансовый управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи имущества с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене лота.
39. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества являются:
сведения о продаваемом имуществе, его составе, характеристиках, описание имущества;
цена продажи имущества;
порядок и срок передачи имущества покупателю;
сведения о наличии или об отсутствии обременении в отношении имущества;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации условия.
При продаже имущества оплата в соответствии с договором купли-продажи имущества должна быть осуществлена покупателем в течении тридцати дней со дня подписания этого договора.
Передача имущества финансовым управляющим и принятие его покупателем осуществляются по передаточному акту, подписываемому сторонами и оформляемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав конкурсной массы должника.
40. В случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора купли-продажи в течение пяти дней со дня получения предложения арбитражного управляющего о заключении такого договора внесенный задаток ему не возвращается, и организатор торгов предлагает заключить договор купли-продажи участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену имущества должника по сравнению с ценой, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.
41. В случае, если открытые торги признаны несостоявшимися и договор купли-продажи не заключен с единственным участником торгов, организатор торгов в течение двух дней после завершения срока, установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, заключения договора купли-продажи с единственным участником торгов и заключения договора купли-продажи по результатам торгов, составляет и передает оператору электронной площадки протокол о признании открытых торгов несостоявшимися с указанием основания признания торгов несостоявшимися для размещения на электронной площадке и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
42. Организатор торгов в течение трех рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи направляет для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведения о заключении договора купли-продажи имущества должника (дата заключения договора с победителем открытых торгов или сведения об отказе или уклонении победителя открытых торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество приобретено покупателем).
43. Если в соответствии с настоящим положением открытые торги признаны несостоявшимися, организатор торгов в течение двух дней после утверждения протокола о признании открытых торгов несостоявшимися принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены.
44. Начальная цена имущества (согласно лотам) на повторных торгах устанавливается на 10 процентов ниже начальной цены продажи имущества, установленной в соответствии с настоящим положением на первоначальных торгах.
45. В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах в порядке, определенном ст. 138 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При этом конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, при оставлении предмета залога за собой обязан перечислить денежные средства в размере, определяемом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 138 Федерального закона, на специальный банковский счет в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи, в течение десяти дней с даты направления финансовому управляющему заявления об оставлении предмета залога за собой.
46. Если в течение тридцати дней со дня признания повторных торгов несостоявшимися кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, не воспользуется правом оставить предмет залога за собой, он подлежит продаже посредством публичного предложения.
Глава 6. Порядок проведения торгов в форме публичного предложения
48. При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
49. При продаже имущества должника посредством публичного предложения начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах и действует двадцать пять рабочих дней.
Период снижения цены продажи составляет – семь календарных дней.
Начальная цена продажи действует в первые семь календарных дней со дня начала приема заявок.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены, осуществляется снижение цены имущества.
Величина снижения начальной цены – 5 процентов от начальной цены для публичного предложения.
Снижение цены продолжается до цены отсечения – 50% процентов
от начальной цены, установленной для публичного предложения.
50. Форма подачи предложения о цене приобретения имущества
на торгах в форме публичного предложения – открытая.
51. Задаток на участие в торгах посредством публичного предложения – 20 % процентов от начальной цены, действующей в соответствующий период.
52. Для участия в торгах претендент направляет организатору торгов заявку с приложением документов в соответствии с пунктом 18 настоящего положения.
Одновременно с подачей заявки претендент передает организатору торгов предложение о цене приобретения имущества. Предложение должно быть оформлено в виде отдельного документа и содержать четкое предложение о цене приобретения имущества.
53. Рассмотрение организатором торгов представленной заявки
на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию
в торгах осуществляются в порядке, установленном настоящим положением.
54. При отсутствии в установленный срок заявки на участие
в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
55. Торги в форме публичного предложения считаются состоявшимися при условии подачи и принятии в установленном настоящем положении порядке хотя бы одной заявки.
56. Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.
В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
57. Подведение итогов торгов по продаже имущества должника путем публичного предложения осуществляется организатором торгов в срок и в месте, указанном в информационном сообщении. По результатам торгов составляется протокол.
58. В срок не позднее пяти календарных дней с момента подписания протокола о результатах торгов между продавцом и покупателем должен быть заключен договор купли-продажи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
59. К существенным условиям договора купли-продажи относятся:
предмет договора;
цена имущества, установленная в ходе торгов;
порядок, форма и сроки внесения платежей в уплату цены имущества;
определение момента перехода прав собственности на имущество к покупателю;
основания и формы ответственности покупателя и продавца за нарушение существенных и иных условий договора купли-продажи.
60. Покупатель обязан уплатить стоимость имущества в течение тридцати дней с момента подписания сторонами договора купли-продажи путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца имущества, указанный в информационном сообщении.
61. Покупатель самостоятельно и за свой счет несет расходы, связанные с оформлением технической и иной документацией на проданное имущество, государственной регистрации права на объекты приобретаемого недвижимого имущества и перехода права собственности, расходы по межеванию и кадастровому учету земель».
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о движении дела можно получить на интернет-сайте Арбитражного суда Пермского края www.perm.arbitr.ru, тел. специалиста <***>, факс <***>, е-mail: 3sostav@perm.arbitr.ru.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья Л.В. Саликова