Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов
город Пермь
«21» октября 2021 года Дело № А50-18983/2020
Резолютивная часть определения оглашена 20.10.2021 года. Полный текст определения изготовлен 21.10.2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В., на основании распоряжения Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2018 № 16-р, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039) о включении в реестр требований кредиторов, поданное в рамках дела по заявлению Анисимовой Виктории Вячеславовны (02.05.1984 г.р., адрес места жительства: г. Пермь, ул. Ким,
д. 63, кв. 3) о признании Понькина Антона Николаевича (23.12.1972 г.р., место рождения г. Пермь, адрес места жительства: 614000, Пермский край,
г. Пермь, ул. Тимирязева, д. 26, кв. 23; Пермский край, г. Добрянка,
д. Конец Гор, участок 7; ИНН 590299676001) несостоятельным (банкротом),
при участии представителей:
от Уполномоченного органа – Ляпунова О.А. по доверенности от 27.07.2021 № 205, от 14.01.2021 № ЕД-24-18/18, предъявлен паспорт;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
УСТАНОВИЛ:
10.08.2020 Анисимова Виктория Вячеславовна обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании Понькина Антона Николаевича (далее – должник, Понькин А.Н.) несостоятельным (банкротом).
Определением от 10.08.2020 заявление Анисимовой Виктории Вячеславовны принято к производству суда.
Определением от 24.11.2020 (резолютивная часть определения объявлена 17.11.2020) в отношении Понькина А.Н. (введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждён Чупраков Алексей Сергеевич.
В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона
от 26.11.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации были опубликованы в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, – газете «Коммерсантъ» (выпуск за 15.12.2020).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2021 (резолютивная часть оглашена 17.06.2021) Понькин А.Н. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев финансовым управляющим имуществом должника утвержден Чупраков Алексей Сергеевич (ИНН 433801868570, саморегулируемая организация – Ассоциация арбитражных управляющих «Солидарность», адрес: 628305, ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Нефтеюганск, ул. Жилая, стр./13, офис 205; адрес арбитражного управляющего для корреспонденции: 614081, г. Пермь,
ОПС 81 а/я 2) (далее – Финансовый управляющий).
Сведения о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества опубликовано в газете «КоммерсантЪ» 03.07.2021.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
02.09.2021 от Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю поступило заявление от 01.09.2021 № 15-15/027936 о включении в третью очередь реестра требований кредиторов Должника задолженности по обязательным платежам в сумме 900 руб. (штрафы).
Уведомление о получении требований Кредитора опубликовано
на сайте ЕФРСБ – 13.09.2021 (сообщение № 7311514).
Финансовый управляющий представил в материалы дела письменный отзыв по доводам которого просит производство по требованию Уполномоченного органа прекратить в связи с тем, что постановления о назначении Понькину А.Н. административных наказаний вступили в законную силу после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) Должника, следовательно, обязательства по уплате штрафов, назначенных данными постановлениями, являются текущими.
Должник отзыв на заявление не представил, позиции относительно требований Уполномоченного органа не высказал.
Должник и Финансовый управляющий о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, в судебное заседание представителей не направили, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя не представили.
В силу положений статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание финансового управляющего, должника, иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления уполномоченного органа в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Уполномоченного органа заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которыми просит включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в сумме 600 руб. (штрафы).
Уточнение судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Уполномоченного органа на удовлетворении требований настаивал с учетом принятого судом уточнения требований.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства,
судом установлено следующее.
Обращаясь в суд, Уполномоченный орган просил (с учетом принятого судом уточнения требований) включить в реестр требований кредиторов Должника задолженность по обязательным платежам в сумме 600 руб. (штрафы).
В обоснование заявленных требований Уполномоченным органом в форме копий представлены: постановления мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 25.05.2021 по делу
№ 5-871/2021 и от 23.04.2021 по делу № 5-759/2021, протоколы об административных правонарушениях и иные документы.
Рассмотрев заявленные требования и оценив в совокупности представленные Уполномоченным органом доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
В пункте 26 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – сдругой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
При установлении не подтвержденных судебным решением требований Уполномоченного органа в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления Уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (пункт 2 статьи 5 Закона № 127-ФЗ).
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016) штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлено, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Уполномоченным органом в материалы дела представлены
достаточные доказательства наличия и размера задолженности Должника
(с учетом принятого судом уточнения требований), доказательств меньшего размера данной задолженности, более позднем сроке ее возникновения или сведений об удовлетворении требования на дату судебного заседания в материалы дела, как это предусмотрено статьей 65 АПК РФ, не представлено.
Сумма задолженности Должником не оспорена, процедура взыскания вышеуказанной суммы проверена судом и признана соблюденной.
В подтверждение обоснованности заявленных требований по штрафам Кредитором представлены копии постановлений мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 25.05.2021 по делу
№ 5-871/2021 и от 23.04.2021 по делу № 5-759/2021.
Из постановления мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 23.04.2021 по делу № 5-759/2021 следует, что Понькину А.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. за непредставление в установленный срок (до 15.07.2020) сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2020 года, следовательно, датой совершения правонарушения в настоящем случае является 16.07.2020.
Дело о несостоятельности (банкротстве) Должника возбуждено Определением от 10.08.2020.
Таким образом, установленный Законом № 27-ФЗ срок предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2020 года наступил до даты возбуждения производства по делу о банкротстве должника, при этом нарушение не является длящимся, а считается оконченным после наступления срока представления сведений, в связи с чем, требование в указанной части не является текущим, следовательно, подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Доводы Финансового управляющего относительно того, что требования Кредитора в указанной части являются текущими, поскольку постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 23.04.2021 по делу № 5-759/2021 вступило в законную силу после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), судом рассмотрены и отклонены как основанные не неверном толковании норм права.
С учетом изложенного суд находит требование Уполномоченного органа в части включения в реестр требований кредиторов Должника штрафа за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2020 года, в размере 300 руб. обоснованными и в силу статей 16,
134 Закона о банкротстве подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов.
Относительно требования в части включения в реестр требований кредиторов Должника штрафа за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М
за отчетный период июль 2020 года, в размере 300 руб., судом установлено следующее.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 23.04.2021 по делу № 5-759/2021 Должнику назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. за непредставление в установленный срок (до 17.08.2020) сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2020 года, соответственно, датой совершения правонарушения в настоящем случае является 18.08.2020.
Таким образом, указанное административное правонарушение совершено Должником после возбуждения в отношении должника дела о несостоятельности (банкротстве).
Поскольку, задолженность в сумме 300 руб. (штраф за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2020 года) возникла после возбуждения дела о банкротстве (после 10.08.2020), следовательно, указанные требования относятся к текущим платежам (пункт 1
статьи 5 Закона о банкротстве).
При таких обстоятельствах в силу статьи 148 АПК РФ требования в части включения в реестр требований кредиторов Должника штрафа за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2020 года, в размере 300 руб. подлежат оставлению без рассмотрения.
Озвученные в судебном заседании доводы представителя Уполномоченного органа об отнесении требований в указанной части к реестровым платежам со ссылками на то, что поскольку окончание отчетного периода (июль 2020 года) наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то требование не является текущим, судом рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики от 20.12.2016, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.
Пунктом 7 Обзора Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016 установлено, что, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником
(в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Заявленная к включению сумма является штрафом, назначенным
в порядке привлечения к административной ответственности, за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закон № 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан предоставлять отчет по форме СЗВ-М ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.
Таким образом, сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2020 года должны быть представлены страхователем в Пенсионный фонда не позднее 17.08.2020
(с учетом выходных дней).
Указанное правонарушение не является длящимся, а считается оконченным после наступления срока представления сведений (18.08.2021).
При таких обстоятельствах, срок уплаты штрафа и окончание налогового (расчётного) периода в рассматриваемом случае не имеют значения при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой.
Указанная позиция согласуется с правовым подходом, изложенным в Обзоре Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016.
Соответствующие доводы Уполномоченного органа подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Ссылки Финансового управляющего на необходимость прекращения производства по рассмотрению данного требования судом рассмотрены и отклонены в связи со следующим.
В силу абзаца 2 пункта 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.
Указанные положения направлены на разъяснение пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в недействующей редакции (отменена Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), ввиду чего не подлежат применению к рассматриваемой ситуации.
Правовым последствием признания задолженности, относящейся к текущим платежам, является необходимость ее взыскивать в ином (исковом порядке), что не исключает повторного предъявления аналогичного требования (часть 2 статьи 148 АПК РФ).
С учетом изложенного, требования в части включения в реестр требований кредиторов Должника штрафа за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период июль 2020 года, в размере 300 руб. подлежат оставлению без рассмотрения, соответствующие доводы Финансового управляющего подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 176, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 100, 134, 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю удовлетворить частично (с учетом принятого судом уточнения требований).
2. Включить в реестр требований кредиторов Понькина Антона Николаевича (23.12.1972 г.р., место рождения г. Пермь, адрес места жительства: 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Тимирязева, д. 26, кв. 23; Пермский край, г. Добрянка, д. Конец Гор, участок 7; ИНН 590299676001) требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю
(ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039) по обязательным платежам в состав третьей очереди реестра требований кредиторов в сумме 300 руб. (штраф за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период
июнь 2020 года).
3. Требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039) в части включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам
в сумме 300 руб. (штраф за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М
за отчетный период июль 2020 года) оставить без рассмотрения.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.
Судья С.В. Торопицин