ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-20221/14 от 21.07.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Пермь

28 июля 2017 года Дело № А50-20221/2014

Резолютивная часть определения оглашена 21 июля 2017 года

Определение в полном объеме изготовлено 28 июля 2017 года

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Басовой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания до перерыва (18.07.2017) помощником судьи Хмелевской В.В., после перерыва (21.07.2017) секретарем судебного заседания Чернопазовой М.С., в открытом судебном заседании

рассмотрел требование Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю о включении в реестр требований кредиторов,

поданное в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «СВЕГА» (ИНН <***> ОГРН <***>)

при участии:

до перерыва – от ФНС – ФИО1 по доверенности от 27.03.2017, удостоверение; ФИО2 по доверенности от 20.03.2017, паспорт

после перерыва – от ФНС – ФИО2 по доверенности от 20.03.2017, удостоверение; ФИО3, паспорт

У С Т А Н О В И Л:

решением арбитражного суда Пермского края от
27 апреля 2015 года Общество с ограниченной ответственностью «СВЕГА» (далее по тексту - должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4.

В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона
от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также – Закон о банкротстве), сведения о введении в отношении должника конкурсного производства были опубликованы в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, – газете «Коммерсантъ» (выпуск за 16 мая 2015 года).

27 апреля 2017 Федеральная налоговая служба России в лице инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю (далее также – уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением о включении требований по обязательным платежам в общем размере 995 969 руб. 29 коп. в реестр требований кредиторов, которое было оставлено без движения.

Недостатки устранены в установленный судом срок, определением суда от 26.05.2017 заявление принято к производству, рассмотрение обоснованности назначено на 18.07.2017.

В судебном заседании 18.07.2017 ФНС на требованиях настаивает.

От конкурсного управляющего поступили письменные возражения.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 21.07.2017 для явки управляющего в судебное заседание, подготовки ФНС пояснений по возражениям управляющего.

После перерыва управляющий не явился. Представил дополнения к отзыву, в которых также возражает по требованиям ФНС.

Судом исследованы материалы дела.

Требование ФНС основано на следующем:

Конкурсным управляющим должника в Инспекцию 12.01.2017 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года.

В связи с вышеизложенным, уполномоченный орган заявляет требования об уплате обязательных платежей в сумме 995 969.29 руб., в том числе: 842 382.00 руб. основного долга, 153 587.29 руб. пени.

Обоснованность требований уполномоченного органа к должнику подтверждается уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года, требованием об уплате задолженности, расчетом пени.

ФНС с учетом уточнений просит включить данную задолженность в реестр требований кредиторов должника. В обоснование уважительности причин пропуска срока по ст. 142 Закона о банкротстве указывает, что Конкурсным управляющим должника в Инспекцию 12.01.2017 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В связи с этим уполномоченный орган по объективным не зависящим от него причинам не мог обратиться с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по налогу на прибыль до закрытия реестра требований кредиторов (16.07.2015). Соответственно, размер требований по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года не мог быть установлен налоговым органом до окончания камеральной налоговой проверки, то есть до 12.04.2017. Таким образом, срок закрытия реестра следует исчислять со дня окончания камеральной проверки представленных должником уточненных деклараций по налогу на прибыль.

Конкурсный управляющий представил письменный отзыв, в котором указывает следующее:

Считает требование Федеральной налоговой службы в размере 995 969,29 руб. не обоснованным, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 11 февраля 2015 г. Федеральная налоговая служба России в лице начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Пермскому краю ФИО5 обратилось в Арбитражный суд Пермского края об установлении задолженности по обязательным платежам и включении в реестр требований кредиторов ООО «СВЕГА» в сумме 50 621 212,81 руб., из них сумма основного долга 46 654 574,31 руб., пени 3 751 53,45 руб., штрафы - 215 185,05 руб., в том числе:

-по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 202 484,00 руб., пени в размере 48 856,39 руб., штрафы в размере 20 248,40 руб.;

-по налогу на прибыль организаций, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 1 366 679,00 руб., пени в размере 391 584,02 руб., штрафы в размере 136 676,90 руб.

Обоснованность требований уполномоченного органа была подтверждена требованиями об уплате пени, решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств в банках, справкой о задолженности по состоянию на 23.12.2014 г. Определением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2015 г. по делу №А50-20221/2014 требование уполномоченного органа по обязательным платежам (недоимка) в размере 46 654 574,31 руб. и финансовых санкций (пени, штрафы) - 3 966 638,5 руб. включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «СВЕГА». В требовании Федерального налогового органа об установлении задолженности по обязательным платежам и включении в реестр требований кредиторов №20-04/03478 от 21.04;2017 г. указана задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 108 696,00 руб., пени в размере 19 818,00 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 733 686,00 руб., пени в размере 133 769,29 руб. В обоснование своего требования налоговый орган ссылается на уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 г., предоставленную в Инспекцию 12.01.2017 г. Уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 г. была предоставлена по требованию Межрайонной ИФНС №2 по Пермскому краю №14-04/10070 от 16.12.2016 г. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, указанная в налоговой декларации за 9 месяцев 2012 г. и в уточненной налоговой декларации за 9 месяцев 2012 г. остается неизменной. Доначисления суммы налога на прибыль за 9 месяцев 2012 г. не производилось. В уточненное декларации строка 001 - «Квартал, на который исчислены ежемесячные авансовые платежи (код)» в разделе 1.2 приведён в соответствии с пунктом 4.3 порядка заполнения декларации налога на прибыль, а именно: код в уточненной декларации остается незаполненным. На основании изложенного, управляющий считает, что требование ФНС России по сумме задолженности по налогу на прибыль уже включено в реестр требований кредиторов ООО «СВЕГА» и заявляется повторно, в связи с чем просит признать не обоснованным требование Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов ООО «СВЕГА» суммы 995 969,29 руб., в том числе: 842 382,00 руб. основного долга, 153 587,29 руб. пени и не подлежащим включению в реестр требований кредиторов ООО «СВЕГА».

ФНС представили дополнения на возражения. Управляющий представил дополнения к отзыву.

Исследовав материалы дела, суд считает требования ФНС обоснованными на основании следующего:

В соответствии со ст. 46, 47, 69 Налогового кодекса доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", следует, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2015 по делу №А50-20221/2014 в отношении ООО «СВЕГА» открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО4.

Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода в соответствии с п.3 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала десяти миллионов рублей за каждый квартал. Следовательно, организации, у которых выручка превышает указанное ограничение, являются плательщиками ежемесячных авансовых платежей.

Согласно налоговой деклараций по налогу на прибыль ООО "СВЕГА" за период с 01.10.2011 по 31.12.2011 выручка от реализации составила 236 869 020 руб., и за 9 месяцев 2012 года - 475 460 065 руб., что больше 10 млн. руб. за каждый квартал (236 869 020 руб. + 475 460 065 руб.) / 4 = 178 082 271 руб.), в связи с чем ООО «СВЕГА» является плательщиком ежемесячных авансовых платежей.

ООО «СВЕГА» представлена 29.10.2012 налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 года с отражением исчисленных ежемесячных авансовых платежи с кодом "24" (четвертый квартал) в сумме 842 381 руб. по срокам уплаты 29.10.2012, 28.11.2012, 28.12.2012., однако ежемесячные авансовые платежи с кодом "21" (первый квартал) в сумме 842 381 руб. по срокам уплаты 28.01.2013, 28.02.2013, 28.03.2013 не исчислены.

На основании п. 2 ст. 286 Налогового Кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме», при отличии суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал следующего налогового периода от суммы ежемесячных авансовых платежей на IV квартал текущего налогового периода (в частности, в связи с закрытием обособленных подразделений, реорганизации организации, вхождением организации в консолидированную группу налогоплательщиков) в состав Декларации за девять месяцев включаются две страницы подраздела 1.2 Раздела 1 с кодами "21" (первый квартал) и "24" (четвертый квартал) по реквизиту "Квартал, на который исчислены ежемесячные авансовые платежи".

ООО «СВЕГА» не заполнен раздел 1.2 с кодом квартала, на который исчислены ежемесячные авансовые платежи «21», таким образом, в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2012 не начислены ежемесячные авансовые платежи на 1 квартал 2013 года.

Для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими квартальными расчетами на основе Деклараций за соответствующий отчетный период, указываемые по строкам 210, 220 и 230 суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период представляют собой подлежащие уплате суммы в течение отчетного (налогового) периода, т.е. суммы, причитающиеся к уплате согласно Декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитающиеся к уплате 28-го числа каждого месяца, в течение отчетного квартала, в соответствии с порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года сумма начисленных авансовых платежей ООО "СВЕГА" составила 2 131 676 руб. (стр. 180 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2012 + стр. стр. 290 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2012), т.е. сумма исчисленного налога за 1 квартал (2 162 193 руб.) уменьшена организацией на сумму ежемесячных авансовых платежей (1289295 руб. + 842 381 руб.), в результате чего сумма к доплате составила 395 467 руб.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 3 месяца 2013 года сумма начисленных авансовых платежей ООО "СВЕГА" составила 842 381 руб. (стр. 290 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2012), т.е. сумма исчисленного налога за 1 квартал (0 руб.) уменьшена организацией на сумму ежемесячных авансовых платежей (842 381 руб.), в результате чего сумма к уменьшению из бюджета составила 842 381 руб.

На основании изложенного, требования ФНС являются обоснованными.

При этом, исследовав доводы заявления, суд считает уважительной причиной пропуск срока на предъявление требований в реестр, поскольку конкурсным управляющим декларация в инспекцию была представлена 12.01.2017, и с учетом трехмесячного срока проведения камеральной проверки до 12.04.2017 не мог обратиться с данными требованиями в суд. В данном случае срок следует исчислять со дня окончания камеральной проверки представленных должником уточненных деклараций по налогу на прибыль, что не противоречит положениям "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 33, 38, 127, 135, 137, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Включить требование уполномоченного органа (ФНС России) в сумме 842 382 руб. основного долга, 153 587,29 руб. пени в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «СВЕГА».

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.Б.Басова