Арбитражный суд Пермского края
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь
31 марта 2016 года Дело №А50-20537/2011
Резолютивная часть определения оглашена 28 марта 2016 года
Определение в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Басовой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хмелевской В.В., в открытом судебном заседании, рассмотрел заявление конкурсного управляющего, уполномоченного органа о признании недействительным решения собрания кредиторов от 26.01.2016, поданное в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» пос. Углеуральского (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии: от ФНС – ФИО1, паспорт
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.04.2012 МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» пос. Углеуральского признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением от 21.08.2012 конкурсным управляющим утвержден ФИО2
Уполномоченный орган 12.02.2016 обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 26.01.2016.
Определением от 19.02.2016 рассмотрение обоснованности назначено на 11.03.2016.
Конкурсный управляющий должника 10.02.2016 обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов, которое было оставлено без движения, рассмотрение его обоснованности было назначено к совместному рассмотрению с заявлением уполномоченного органа на 11.03.2016.
В судебном заседании 11.03.2016 представитель ФНС и конкурсного управляющего доводы заявлений о признании решений собраний кредиторов недействительными поддержали.
В судебном заседании 11.03.2016 установлено, что отсутствуют доказательства надлежащего извещения МУП «Тепловые сети Нагорнский» о времени и месте рассмотрения указанного выше требования, в связи с чем определением суда от 11.03.2016 рассмотрение заявления было отложено на 28.03.2016.
В судебное заседание 28.03.2016 явился представитель ФНС, на требованиях настаивает.
Конкурсный управляющий представил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие.
Иные участники извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, на 26.01.2016г. назначено собрание кредиторов МУП «ЖКХ» пос. Углеуральского по инициативе конкурсного кредитора МУП «Тепловые сети Нагорнский» со следующей повесткой дня:
1. Возобновление исполнительного производства № 1785, № 2137/15/59016-ИП в отношении МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» о взыскании денежных средств в пользу МУП «ЖКХ» п.Углеуральского;
2. Направление исполнительных документов Арбитражного суда Пермского края из УФК по Пермскому краю в ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску УФССП России по ПК.
На собрании кредиторов 26.01.2016г. большинством голосов конкурсными кредиторами приняты следующие решения:
- по вопросу № 1. Возобновить исполнительные производства № 1785, № 2137/15/59016-ИП в отношении МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» о взыскании денежных средств в пользу МУП «ЖКХ» п.Углеуральского (большинством голосов);
- по вопросу № 2. Направить исполнительные документы Арбитражного суда Пермского края из УФК по Пермскому краю в ОСП по г.Губахе и г.Гремячинску УФССП России по ПК (большинством голосов).
ФНС и конкурсный управляющий обратились с заявлениями о признании недействительными решений, приятых собранием кредиторов должника 26.01.2016.
В качестве доводов ФНС указывает на то, что решения приняты с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов. Конкурсный управляющий помимо указанного довода также считает, что решение собрания кредиторов от 26.01.2016 по первому и второму вопросу повестки дня нарушает права и законные интересы лиц. участвующих в деле о банкротстве; решение собрания по второму вопросу повестки дня об отзыве исполнительных документов из отдела № 8 УФК направлено на уклонение Администрации городского округа города Губахи от исполнения обязанности по погашению долга путем возвращения исполнительных документов приставам, повторного проведения мероприятий по поиску имущества у МБУ «СУУК». В настоящее время отделом № 8 УФК по Пермскому краю расчеты по лицевым счетам приостановлены, в связи с чем существует вероятность поступления денежных средств на расчетный счет МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского в счет погашения долга. В этой связи отзыв исполнительных документов из УФК экономически нецелесообразен. По мнению конкурсного управляющего, указанные действия приводят к затягиванию процесса погашения долга, и, как следствие, процедуры конкурсного производства в отношении МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского, нарушению интересов кредиторов.
Рассмотрев доводы ФНС и конкурсного управляющего, судом установлено следующее.
В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении и изменении плана внешнего управления;
об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
о заключении мирового соглашения;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
об избрании представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Таким образом, решение собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению, в том числе конкурсного управляющего в случае, если:
принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов установленной в ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве);
нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Конкурсный управляющий в своем заявлении указывает, что считает решение собрания кредиторов от 26.01.2016 № 21 недействительным (ничтожным), исходя из следующего.
Во-первых, по мнению управляющего, решение собрания кредиторов от 26.01.2016 по первому и второму вопросам повестки дня нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 22.02.2013 по делу № А50-23436/2013 с МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» в пользу МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского взыскана задолженность за услуги теплоснабжения за период с октября 2010г. по июль 2011г. в размере 5 377 383,05рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2013 по делу № А50-23437/2013 с МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» в пользу МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского взыскана задолженность за услуги теплоснабжения за период с сентября 2010г. по июль 2011г. в размере 1 904 038,01рублей.
02.07.2013 судебному приставу-исполнителю направлен исполнительный лист серии АС № 000349134 на сумму 5 377 383,05 руб.
02.07.2013 судебному приставу-исполнителю направлен исполнительный лист серии АС № 000348869 на сумму 1 904 038,01 руб.
02.07.2013 судебным приставом-исполнителем возбуждено два исполнительных производства в отношении МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» № 10719, № 10720/13/16/59.
25.11.2013 судебным приставом - исполнителем отменены постановления о возбуждении исполнительного производства по обоим исполнительным документам на основании ст. 14, п. 9 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» как неподлежащие исполнению органами ФССП (л.д.42).
Письмом от 28.08.2014 начальник отдела ОСП по г.Губахе уведомил конкурсного управляющего о необходимости повторно направить исполнительные листы для принудительного исполнения. Действия судебного пристава-исполнителя по отмене постановлений о возбуждении исполнительных производств признаны незаконными (л.д.44).
12.01.2015 конкурсным управляющим повторно предъявлены исполнительные листы в ОСП по г.Губахе для принудительного исполнения.
22.01.2015 судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства.
По результатам проведения мероприятий по выявлению имущества должника, на которое возможно обратить взыскание, судебным приставом-исполнителем имущество не выявлено.
11.09.2015 постановлениями судебного пристава-исполнителя исполнительные производства окончены с актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (л.д.56-58).
В резолютивной части решения суда о взыскании с МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» в пользу МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского 5 377 383,05 руб. и 1 904 038,01 руб. указано на возможность обращения к Администрации городского округа город Губаха с требованием о погашении задолженность в порядке субсидиарной ответственности при недостаточности средств у МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» (л.д.33,39).
Поскольку имущество у МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» не выявлено, конкурсный управляющий направил заявление в отдел № 8 Управления Федерального казначейства по Пермскому краю в порядке субсидиарной ответственности.
В настоящее время исполнительные документы находятся на исполнении в отделе № 8 УФК по Пермскому краю (л.д.59-60).
Действия конкурсного управляющего в данном случае последовательны и законны, основаны на положениях ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При этом, правовые основания для отзыва исполнительных документов из отдела № 8 УФК по Пермскому краю и направления в ОСП по Г.Губахе, отсутствуют. Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, подтверждает отсутствие имущества у МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания». Отсутствие имущества у основного должника - МБУ «СУУК», является основанием для обращения к Администрации в порядке субсидиарной ответственности за погашением долга, что и сделано конкурсным управляющим в интересах конкурсных кредиторов.
По мнению конкурсного управляющего, действия Администрации городского округа города Губаха направлены на уклонение от исполнения обязательств по погашению долга перед МУП «ЖКХ» пос. Углеуральского.
Судом исследованы указанные доводы, установлено следующее.
Со дня предъявления исполнительного документа в Федеральное казначейство, должнику предоставляется три месяца на добровольное исполнение - погашение долга (п. 8 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ).
Последствием неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке является приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений (п.8 ст. 243.3 Бюджетного кодекса российской Федерации).
Трехмесячный срок на добровольное исполнение исполнительного документа Администрацией городского округа города Губаха истек 11.01.2016.
Администрацией городского округа город «Губаха» обязательства по погашению задолженности в общей сумме 7 281 421,06 руб. в добровольном порядке не исполнены.
Как указывает управляющий, во избежание приостановления операций по лицевым счетам Администрацией предпринимались меры по уклонению от исполнения обязательств по погашению долга; в его адрес направлялись письма с просьбой отозвать исполнительные листы.
Конкурсный управляющий считает, что собрание кредиторов созвано в интересах Администрации городского округа город Губаха, о чем свидетельствует присутствие на собрании кредиторов представителей Администрации города Губаха (протокол собрания кредиторов № 21). При этом, собрание инициировано МУП «Тепловые сети Нагорнский».
За принятие спорных решений проголосовали помимо МУП «Тепловые сети Нагорнский» (61,2 % голосов), также МУП «МПО ЖКХ Северный» (4,1 % голосов), то есть кредиторы, являющиеся муниципальными унитарными предприятиями, учредителями которых является Администрация городского округа «город Губаха» Пермского края, то есть лицо, которым не исполняются обязательства по погашению задолженности в общей сумме 7 281 421,06 руб. перед должником. Как пояснил представитель конкурсного управляющего в судебном заседании 11.03.2016, Администрация через свои унитарные предприятия, используя большинство голосов кредиторов (МУП «Тепловые сети Нагорнский» (61,2 % голосов), также МУП «МПО ЖКХ Северный» (4,1 % голосов), таким образом блокирует выполнение обязательств по решению суда, пытаясь затянуть процесс погашения долга.
При этом, независимые от Администрации кредиторы - ОАО «Метафракс» (4,6 % голосов), ФНС (30,0 %) голосовали против принятия оспариваемых решений.
Решение собрания кредиторов противоречит интересам конкурсных кредиторов, что прослеживается из расстановки голосов по вопросам повестки дня (конкурсные кредиторы голосовали по обоим вопросам повестки дня «против», за исключением инициатора проведения собрания).
Поскольку правовые основания для отзыва исполнительных документов из отдела № 8 УФК по Пермскому краю отсутствуют, решение собрания кредиторов по второму вопросу повестки дня об отзыве исполнительных документов из отдела № 8 УФК направлено на уклонение Администрации городского округа города Губаха от исполнения обязанности по погашению долга путем возвращения исполнительных документов приставам, повторного проведения мероприятий по поиску имущества у МБУ «СУУК».
В настоящее время отделом № 8 УФК по Пермскому краю расчеты по лицевым счетам приостановлены, в связи с чем существует вероятность поступления денежных средств на расчетный счет МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского в счет погашения долга.
В этой связи отзыв исполнительных документов из УФК не экономически нецелесообразен.
Указанные действия приводят к затягиванию процесса погашения долга, и, как следствие, процедуры конкурсного производства в отношении МУП «ЖКХ» пос.Углеуральского, нарушению интересов кредиторов (ст. 10 ГК РФ).
Исследовав заявленные доводы, представленные в материалы дела документы, учитывая, что имущество у МБУ «Северо-Углеуральская управляющая компания» не выявлено, о чем 11.09.2015 постановлениями судебного пристава-исполнителя исполнительные производства окончены с актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (л.д.56-58); учитывая зависимость кредиторов МУП «Тепловые сети Нагорнский» (61,2 % голосов), также МУП «МПО ЖКХ Северный» (4,1 % голосов) от Администрации, с которой согласно судебным актам подлежит взысканию задолженность; учитывая факт злоупотребления правами; учитывая отсутствие правовых оснований для отзыва исполнительных документов их отдела № 8 УФК по Пермскому краю и направления в ОСП по Г. Губаха, суд считает, что принятые на собрании 26.01.2016 решения нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, поскольку противоречит интересам кредиторов и ведет к затягиванию процедуры банкротства, что является основанием для признания его недействительным по вопросам №1 и № 2.
Кроме того, суд отмечает, что решение собрания кредиторов от 26.01.2016 по первому и второму вопросам повестки дня принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов, установленной в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 12 - 15, 126, 129 Закона о банкротстве, собрание кредиторов (комитет кредиторов) является особым коллегиальным органом, к компетенции которого относится решение вопросов, связанных с процедурами банкротства, не подменяя при этом органы управления должника.
Пределы компетенции собрания кредиторов установлены нормами ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, нормами ст.ст. 12,15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Решение вопросов о возобновлении исполнительного производства, отзыву исполнительных документов из УФК и предъявления в ОСП по г.Губахе не относится к компетенции собрания кредиторов.
Оспариваемое решение собрания кредиторов фактически направлено на понуждение конкурсного управляющего совершить действия по повторному направлению исполнительных документов в ОСП по г.Губахе. В то время как право обязать конкурсного управляющего совершить действия относится к исключительной компетенции суда.
В этой связи принятие собранием кредиторов решений непосредственно обязывающих управляющего совершить те или иные действия, не допускается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 184 - 188, 223 АПК РФ, ст. ст. 12, 15, 60, 61 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявления уполномоченного органа (МИФНС № 14 по Пермскому краю) и конкурсного управляющего ФИО2 удовлетворить.
Признать недействительными решения, принятые собранием кредиторов МУП «ЖКХ пос. Углеуральского», 26.01.2016.
Определение подлежит немедленному исполнению, в четырнадцатидневный срок может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Ю.Б.Басова