ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-2097/17 от 29.09.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь

05 октября 2017 г. Дело № А50-2097/2017

Резолютивная часть определения оглашена 29 сентября 2017 г.

Полный текст определения изготовлен 05 октября 2017 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саликовой Л.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1, секретарем Анохиной Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Западно-Уральского банка (614990, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом) ФИО2 (614014, <...>; ИНН <***>),

(рассмотрение обоснованности требования уполномоченного органа)

при участии:

от уполномоченного органа - ФИО3, паспорт, доверенность от 20.03.2017;

от Пенсионного фонда – ФИО4, паспорт, доверенность от 28.10.2016; ФИО5, паспорт, доверенность от 01.12.2016;

финансовый управляющий – ФИО6, паспорт (до перерыва).

Суд установил:

Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2017 (резолютивная часть от 05.04.2017) в отношении ФИО2 введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена ФИО6.

Объявление об открытии процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 71 от 22.04.2017.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее – заявитель, уполномоченный орган) 26.05.2017 обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов по обязательным платежам, которое определением суда от 02.06.2017 принято и назначено к рассмотрению в порядке ст.71, 213.8 Закона о банкротстве.

Протокольным определением суда от 05.09.2017 принято к производству суда уточненное требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов в сумме 223 891,94 рублей во вторую очередь реестра требований кредиторов, в сумме 56 270,99 рублей в третьею очередь реестр требований кредиторов.

Определением суда от 12.09.2017 к участию в деле привлечены Отделение пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (614990, <...>) и Управление пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Перми.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа на требованиях настаивает. Представил в материалы дела дополнительные документы.

Представитель Пенсионного фонда полагает, что расчет страховых взносов, подлежащих уплате за 2014,2015 г.г. исходя из суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, произведены Управлением верно на основании информации налоговых органов о сумме дохода и в установленные сроки, требование уполномоченного органа поддерживает. Представил в материалы дела дополнительные документы.

Финансовый управляющий в письменном отзыве против включения в реестр требований кредиторов возражает в части суммы 6710,32 рублей в связи с отсутствием документов, подтверждающих задолженность по земельному налогу; суммы 2000 рублей в связи с истечением срока принудительного взыскания штрафа. Полагает, что возможность взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам за 2014 год уполномоченным органом утрачена.

Арбитражный суд, рассмотрев заявление в порядке ст. 100 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», исследовав материалы дела, установил следующее.

В силу п.10 ст.16, ст.100 Закона о банкротстве проверка обоснованности размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

В соответствии со ст. ст. 46, 47, 69, 70, 80, 87-89 Налогового кодекса РФ доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена (п.п.19,22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №25).

Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов задолженности в по транспортному налогу в сумме 16008 рублей и пени 575,08 рублей пени; по земельному налогу в сумме 13 466 рублей основного долга и пени 275,61 рублей; по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 ,62 рублей; по НДФЛ в сумме 290,13 рублей.

В доказательство обоснованности требований по налогам и сборам, пени заявителем представлены требования об уплате налога №11015 от 18.12.2016, налоговым уведомлением от 06.08.2016, расчетом пени за период с 02.12.2016 по 04.04.2016, судебным приказом от 14.04.2017, постановлением судебного пристава (по транспортным и земельным налогам); требование об уплате налога №50712 от 05.06.2017 (пени по НДС); требование об уплате налога №11141 от 05.06.2017 (пени по НДФЛ)

Финансовым управляющим заявлено возражение в части суммы 6 710,32 рублей основного долга в связи с отсутствием документов, подтверждающих сумму долга.

В подтверждение наличия задолженности по земельному налогу уполномоченным органом представлено налоговое уведомление от 01.09.2017 №50663152 за 2016 год на сумму 6733 рублей.

Уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов суммы 3000 рублей по штрафам.

В доказательство обоснованности требований представлены акт о выявлении правонарушения от 27.04.2017, решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения от 15.06.2017 на сумму 1000, постановление мирового судьи судебного участка №136 Дзержинского района г. Перми от 23.01.2013 на сумму 2000 рублей.

Согласно п.1 ст.31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления.

Документов, свидетельствующих о предъявлении исполнительного документа по взысканию данной задолженности в службу судебных приставов, уполномоченным органом не представлены.

Таким образом, срок принудительного взыскания штрафа в сумме 2000 рублей.

Кроме того, уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 6527,54 рублей недоимки, 408,45 рублей пени; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 223 891,94 рублей недоимки и 22791,08 рублей пени.

Финансовый управляющий возражает в части включения суммы по страховым взносам за 2014 года. Полагает, что уполномоченным органом возможность взыскания в судебном порядке задолженности за 2014 год утрачена.

В доказательство обоснованности требований представлены налоговые декларации за 2014 год, 2015 год, уточненная декларация за 2014 год, сведения о доходах предпринимателя, уведомления о наличии задолженности от 10.05.2017, требованияоб уплате недоимки по страховым взносам от 25.11.2015, 08.02.2016, 13.07.2016, 16.08.2016, решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 21.02.2016, 21.04.2016, 11.08.2016, 11.10.2016, таблица расчета пени по страховым взносам, справка о состоянии расчетов по страховым взносам от 27.04.2017, 28.04.2017, 31.01.2017, решение о привлечении страхователя к ответственности от 15.06.2017, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика от 30.09.2016, 27.12.2016.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и другие государственные внебюджетные фонды.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов установлены ст. 14, 16 Закона №212-ФЗ.

Начиная с 01.01.2014 года для индивидуальных предпринимателей предусмотрено исчисление размера фиксированного страхового взноса в Пенсионный фонд России исходя из величины полученного ими дохода.

Так, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., то сумма страховых взносов в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации в фиксированном размере, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., то страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированном размере, будут равны произведению минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1.0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч.2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 9, 10 ст. 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщик страховых взносов за расчетный период.

Согласно ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае несоответствия уплаченных сумм страховых взносов полученным сведениям о доходах данных плательщиков страховых взносов, исходя из которых производится расчет указанных страховых взносов.

Законом № 212-ФЗ территориальные органы ПФР не наделены полномочиями самостоятельно определять суммы доходов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Данные о доходах поступают в Управление из налоговых органов в виде электронных файлов.

Требования, представленные для включения в реестр требований кредиторов, за 2014 и 2015год выставлены на сумму дохода, превышающую 300 тысяч рублей.

Согласно поступившей первоначально из ИФНС по Дзержинскому району г. Перми 03.08.2015г. информации, общая сумма дохода за 2014 год составила 10 640 867 руб. 300 000 руб. - необлагаемая сумма дохода.

Один процент от этой суммы, подлежащих уплате страховых взносов, составляет 103408,67 руб. На основании поступивших из ИФНС данных, предпринимателю 25.11.2015 было выставлено требование №203S01160030539 об уплате указанной суммы и начисленных на нее пеней.

Согласно представленным документам, ФИО2 предоставлена в налоговый орган уточненная декларация за 2014 года 06.08.2015.

Общая сумма дохода за 2014 год составила 11 950 855 руб., 300 000 руб. - необлагаемая сумма дохода. Один процент от этой суммы, подлежащих уплате страховых взносов, составляет 116 508,55 руб.

Общая сумма дохода за 2015 год составила 5 410 906 руб., 300 000 руб. - необлагаемая сумма дохода. Один процент от этой суммы составляет 51 109,06 руб.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляются плательщику страховых взносов контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, требования выставлены на сумму дохода, превышающую 300 000 рублей, своевременно, в соответствии с поступившими из налоговых органов данными о доходах.

В отношении требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в вышеназванном Обзоре разъяснено, что такие требования подлежат удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с п. 3 ст. 12 этого Закона.

Поскольку доказательств погашения задолженности, иных сроков ее возникновения арбитражному суду не представлено (ст.65 АПК РФ), взыскание проведено в установленные законом сроки, требования по обязательным платежам являются обоснованными в сумме 278709,91 рублейи подлежащими включению в реестр требований кредиторов.

Руководствуясь статьями 184-188, 223 АПК РФ и статьями 4, 100, 134 213.8 Закона о банкротстве, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Включить требование уполномоченного органа в сумме 223 891,94 рублей основного долга во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО2.

Включить требование уполномоченного органа в сумме 29 474 рублей основного долга, 24 343,97 рублей пени, 1000 рублей штрафов в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО2.

В удовлетворении остальной части отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о движении дела можно получить на интернет-сайте Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Л.В. Саликова