ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-23331/20 от 14.01.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дополнительной  судебной экспертизы,

о приостановлении производства по делу,

о назначении судебного заседания

г. Пермь

14 января 2022   года                                                       Дело № А50-23331/2020

Резолютивная часть определения вынесена 14 января 2022 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вихниной М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лекомцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1  о назначении дополнительной  судебной экспертизы по делу

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (614506, <...>; ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

к ответчикам обществу с ограниченной ответственностью «ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ» (614087, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

федеральному казенному учреждению «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ «ПРИКАМЬЕ» Федерального дорожного агентства» (614068, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании убытков,

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью СТРАХОВАЯ ФИРМА «АДОНИС» (614066, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),  ФИО2, Российская Федерация в лице Федерального дорожного агентства (129085, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

при участии:

от истца: представитель ФИО3 доверенность от 10.09.2020.

от ответчика общества с ограниченной ответственностью «ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ»: ФИО4  доверенность от 01.01.2022 №1/22.

от ФКУ «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ «ПРИКАМЬЕ» Федерального дорожного агентства» представитель ФИО5 доверенность от 10.01.2022 №6,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ» (далее – общество «ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ»), федеральному казенному учреждению «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ «ПРИКАМЬЕ» Федерального дорожного агентства» (далее – учреждение) о взыскании убытков в сумме 4 272 800 руб., расходов по оплате услуг эксперта в сумме 15 000 руб. (с учетом привлечения второго ответчика, произведенного определением от 07.12.2020).

Определением суда от 02.03.2021  суд удовлетворил ходатайство общества с ограниченной ответственностью «ДОРТЕХИНЖИНИРИНГ» о назначении судебной экспертизы, назначил по делу комиссионную судебную экспертизу. Производство экспертизы поручено комиссионно экспертам Федерального бюджетного учреждения Пермская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации  и доценту кафедры «Автомобили и технологические машины» ФГБОУВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» ФИО6. Данным определением суд предписал представить экспертное заключение в срок до «29» апреля  2021 года

16.09.2021 от экспертов поступило заключение № 892/09-3/21-38 от 13.09.2021 /(т. 3 л.д. 141), в котором содержатся следующие выводы:

Вопрос № 1: Так как на схеме осмотра места дорожно-транспортного происшествия не зафиксировано следов торможения, бокового скольжения, экспертным путем определить величину скорости движения автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К не представляется возможным.

Вопрос № 2: Термин «безопасная скорость движения», в экспертной литературе отсутствует.

Величина предельно допустимой по сцеплению скорости движения автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К при движении по закруглению проезжей части радиусом 2790 м., составляет примерно 238,0 км/ч.

Вопросы № 3, 4: Решение вопроса о том мог ли водитель автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К ФИО2 с рабочего места визуально определить границу проезжей части и обочины выходит за пределы компетенции эксперта автотехника, по причинам, указанным в исследовательской части.

При наличии на проезжей части видимой линии горизонтальной разметки 1.1. водитель автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К ФИО2 мог контролировать траекторию движения вдоль левого края правой полосы проезжей части.

Если условия движения автомобиля Mercedes-Benz были неблагоприятными небезопасными) для движения, то водитель автомобиля более чем за 3 км (441- 438=3) мог выбрать скорость соответствующую безопасному режиму движения автомобиля с учетом дорожных и метеорологических условий, руководствуясь требованиями Правил (п. 10.1).

Вопросы № 5: При зимнем содержании автомобильных дорог объективно существует период времени, в течение которого на дороге может наблюдаться как зимняя скользкость так и (или) наличие снежного покрова, который характеризуется несоответствием эксплуатационного состояния автомобильной дороги требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. Этот период времени определяется временем устранения зимней скользкости и окончания снегоочистки.

В этот период времени безопасность дорожного движения не может быть в о той мере обеспечена эксплуатационными характеристиками дороги, но должна обеспечиваться соблюдением водителями транспортных средств требований Правил дорожного движения. Так п. 10.1 обязывает водителя двигаться со скоростью, учитывающей особенности дороги и другие факторы, снижая её до безопасных значений вплоть до остановки транспортного средства.

Оценка действий организации, осуществляющей содержание автомобильной дороги М7 Волга, подъезд к г. Перми 441+0 Нытвенский район на участке 441+0 ш, не входит в пределы компетенции экспертов автотехников специальности 13.1.

Вопросы № 6: В исследованной ситуации водителю автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К ФИО2 следовало руководствоваться требованиями п.п. 1.3, 10.1 Правил дорожного движения, п. 1.1 Приложения 2 Правил дорожного движения.

Вопросы № 7, 8: Выполнив требования п.п. 1.3, 10.1 Правил дорожного движения, п. 1.1 Приложения 2 Правил дорожного движения, то есть, выбрав скорость движения в соответствии с дорожными условиями, позволяющую сохранять контроль за движением транспортного средства по правой стороне проезжей части, воздержавшись от пересечения линии горизонтальной разметки 1.1 водитель ФИО2 располагал возможностью предотвратить столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем Scania с полуприцепом Schmitz SK024.

В действиях водителя автомобиля Mercedes-Benz Actros 4141К ФИО2, с технической точки зрения, усматривается несоответствие требованиям п.п. 1.3, 10.1 Правил дорожного движения, п. 1.1 Приложения 2 Правил дорожного движения.

Вопрос № 9: В исследованной ситуации экспертным путем не представляется возможным установить причину дорожно-транспортного происшествия, по причинам, указанным в исследовательской части.

В судебном заседании 27.10.2021, 25.11.2021 представитель истца заявил ходатайство о назначении дополнительной экспертизы  (т. 4 л.д. 7, 186) по следующим вопросам с учетом уточнений:

1. Определить, требованиями каких правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства  в момент возникновения опасности с учетом последствий   дорожно-транспортных   происшествий, ранее произошедших по ходу его движения?

2. Определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность предотвратить ДТП торможением с учетом его, движения по участку дороги (затяжной подъем и последующий спуск с поворотом) в условиях транспортно-эксплуатационного состояния дороги в виде скользкости дорожного покрытия и имеющихся последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших по ходу его движения, в виде внезапно остановившихся перед ним транспортных средств?

3.       Определить, повлияло ли на возникновение момента опасности для водителя транспортного средства то обстоятельство, что он пытался предотвратить ДТП в виде столкновения с остановившимся по ходу его движения легковым автомобилем?

4.       Определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения, для предотвращения ДТП с учетом последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших по ходу его движения и дефекта дорожного полотна в виде колейности и занижения обочины?

5.       С учетом ответов на предыдущие вопросы, определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения, для предотвращения ДТП?

Судебное разбирательство отложено до 14.01.2022.

Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

От ФБУ Пермская ЛСЭ Минюста России поступило согласие, указывает на  то,  что  производство автотехнической экспертизы возможно в рамках экспертной специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия». Производство автотехнической экспертизы может быть поручено экспертам, имеющим право самостоятельного производства экспертиз по экспертной специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия». Стоимость производства автотехнической экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия 27200,00 рублей. Срок производства экспертизы 30 календарных дней с момента предоставления всех данных, необходимых для проведения исследования или в срок, установленный в определении суда.

Представители ответчиков возражали против назначения дополнительной судебной экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 87 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела, арбитражный суд назначает дополнительную экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Принимая во внимание, что опрошенные эксперты дали пояснения, что выводы сделаны в отсутствие  сведений о наличии иных аварий на дороге, а также административных материалов, арбитражный суд усматривает  основания  для назначения дополнительной экспертизы.

Отводов предложенным кандидатурам не заявлено.

В материалах дела имеется – платежное поручение от 15.11.2021 № 900 на сумму 30 000 руб.  (т.4 л.д. 188).

Руководствуясь ст. 87, 143, 144, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

1)Ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить  назначить дополнительную судебную экспертизу по следующим вопросам

при исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия от 19.01.2020  в 12 час. 02 мин. с участием транспортного средства MERCEDES-BENZ ACTROS 4141 государственный регистрационный знак <***>:

1. Определить, требованиями каких правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства  MERCEDES-BENZ ACTROS 4141 государственный регистрационный знак <***> (далее – транспортное средство) в момент возникновения опасности с учетом последствий   дорожно-транспортных   происшествий, ранее произошедших по ходу его движения?

2. Определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность предотвратить ДТП торможением с учетом его, движения по участку дороги (затяжной подъем и последующий спуск с поворотом) в условиях транспортно-эксплуатационного состояния дороги в виде скользкости дорожного покрытия и имеющихся последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших по ходу его движения, в виде внезапно остановившихся перед ним транспортных средств?

3.       Определить, повлияло ли на возникновение момента опасности для водителя транспортного средства то обстоятельство, что он пытался предотвратить ДТП в виде столкновения с остановившимся по ходу его движения легковым автомобилем?

4.       Определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения, для предотвращения ДТП с учетом последствий дорожно-транспортных происшествий, произошедших по ходу его движения и дефекта дорожного полотна в виде колейности и занижения обочины?

5.       С учетом ответов на предыдущие вопросы, определить, имел ли водитель транспортного средства в момент возникновения опасности техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения, для предотвращения ДТП?

2)Производство дополнительной экспертизы поручить экспертам Федерального бюджетного учреждения Пермская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ул. Рабоче- Крестьянская, д. 28, <...>, телефон: <***>, 216-92-11 факс: 8(342)216-90-69 E-mail: permlsej@mail.ru).

Во исполнение требований части 4 статьи 82 АПК РФ суд предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ).

3)В распоряжение экспертного учреждения  предоставить копии административных материалов и CD-диска с фотоматериалами, поступившими в суд 23.12.2021 (подлинные документы оставить в суде),  материалы дела№ А50-23331/2020, дополнительно на диске материалы электронного дела № А50-23331/2020 на СД-диске.

4)Уведомить экспертов, что участвующие в деле  лица заявили намерение участвовать в обследовании места ДТП в случае его проведения в рамках проведения судебной экспертизы. В связи с этим о дате и времени обследования, месте встречи необходимо уведомить суд не позднее, чем  за 10 рабочих дней  в целях  извещения сторон.  

5)Определитьразмер вознаграждения экспертов   Федерального бюджетного учреждения Пермская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в размере 27200   руб.

6)Оплата экспертизы будет произведена после исследования экспертного заключения, на основании выставленного экспертным учреждением счета.

7)Экспертизу провести и представить экспертное заключение в срок до 15  марта 2022 года  в суд по адресу: <...>.

Разъяснить, что согласно ч. 6 ст. 55 АПК РФ в случае невыполнения требования арбитражного суда о представлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в части 4 указанной статьи, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

8)Производство по делу приостановить до окончания производства экспертизы.

9)Назначить судебное заседание  по вопросу возобновления производства по делу (рассмотрения спора по существу)  
на 29
 марта 2022 года  в 11 час. 40  мин. в помещении суда по адресу: <...>, зал 736 (факс <***>, тел. <***>), адрес электронной почты: 6sostav@perm.arbitr.ru. Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.perm.arbitr.ru.

Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                               М.А. Вихнина