ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-2431/2022 от 10.10.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении требований в реестр требований кредиторов

город Пермь

10 октября 2022 года Дело № А50-2431/2022

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Кудриной Э.Р., при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва помощником судьи Гладышевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (<...>) о включении требований в реестр требований кредиторов

в рамках дела по заявлению ФИО1 (дата рождения: 03 марта 1982 года; место рождения: гор. Ижевск Удмуртская АССР; адрес регистрации: Удмуртская Республика, р?н Дебесский, <...>; <...>; ИНН <***>, СНИЛС № 092?934?124 81) о признании его несостоятельным (банкротом),

в судебном заседании приняли участие:

от уполномоченного органа: не явились, извещены надлежащим образом;

иные лица: не явились, извещены надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

02 февраля 2022 года ФИО1 (далее по тексту – должник) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), обосновывая свое требование наличием задолженности в общей сумме 2 830 768 руб. 37 коп. и не уплаченной свыше трех месяцев.

Определением суда от 10 марта 2022 года указанное заявление принято, возбуждено производство по делу А50-2431/2022 о банкротстве должника.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 мая 2022 года ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена – ФИО2 (ИНН <***>. регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих № 20283, адрес для корреспонденции: 614068, <...>), член Союза «Межрегиональный центр арбитражных управляющих».

В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве), сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве – Газета «Коммерсантъ» (выпуск за 14 мая 2022 года № 83), включены в федеральный информационный ресурс – Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (дата публикации– 06 мая 2022 года).

22 июля 2022 года (направлено в суд посредством почтовой связи 15 июля 2022 года, о чем свидетельствует оттиск почтового штемпеля на конверте) УФНС России по Удмуртской Республике (далее по тексту – уполномоченный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требования по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника в общей сумме 39 124,35 рублей.

В порядке, установленном пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве, сведения о требованиях кредитора включены финансовым управляющим должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (дата публикации – 21 июля 2022 года).

Определением суда от 25 июля 2022 года заявление уполномоченного органа было принято к производству, судебное заседание для его рассмотрения назначено на 20 сентября 2022 года.

13 сентября 2022 года от финансового управляющего должника поступил отзыв на заявление кредитора о включении в реестр требований кредиторов, в котором финансовый управляющий указывает, что срок предъявления данного требования в целях включения в реестр требований кредиторов уполномоченным органом нарушен. Финансовый управляющий не имеет возражений против заявленных требований относительно задолженности:
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 г.: основной долг ? 7442,97 руб., пени - 76,16 руб.;
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 г.: основной долг ? 28662,40 руб., пени - 293,31 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2020 г.: основной долг ? 355,00 руб., пени - 0,98 руб.
Финансовый управляющий возражает относительно требований об уплате обязательных платежей:
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 г.: пени - 263,49 руб.;
- страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 г.: пени - 1014,65 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2020 г.: пени - 15,39 руб.

Определением суда от 20 сентября 2022 года судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов отложено на 10 октября 2022 года.

Лица, участвующие в споре по заявлению уполномоченного органа, явку в судебное заседание не обеспечили, каких либо ходатайств не заявили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) не препятствует рассмотрению заявлению по существу.

Арбитражный суд, рассмотрев требование в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, исследовав материалы дела, установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Согласно пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьи 100 настоящего Федерального закона.

В ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом (пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве).

Как разъяснено в пунктах 24, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В рассматриваемом случае объявление о введении в отношении должника процедуры реализации опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 14 мая 2022 года, а с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов уполномоченный орган обратился 14 июля 2022 года (направлено в суд посредством почтовой связи, согласно отчету об отслеживании отправления трек-номер присвоен 14 июля 2022 года, в суд поступило 22 июля 2022 года), то есть в установленный срок.

В силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» предусмотрено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

В обоснование заявления о включении требования в реестр требований кредиторов уполномоченный орган ссылается на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в общей сумме 39 124,35 руб.

Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу норм действующего законодательства обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с неподтвержденными судебным актом требованиями к должнику по обязательным платежам является разновидностью судебного взыскания налогов (взносов) и пеней.

В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

В подтверждение обоснованности заявленного требования уполномоченным органом в материалы обособленного спора представлены: расшифровка задолженности; требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей); требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); подробные расчеты сумм пени; налоговые уведомления; расчеты транспортного налога; заявление о вынесении судебного приказа; акт налоговой проверки; решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из представленного уполномоченным органом расчета пени следует, что задолженность по пени рассчитана с учетом положений пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве. Иного суду не доказано (статья 65 АПК РФ), контрасчета финансовым управляющим не представлено.

С учетом изложенного доводы финансового управляющего в данной части подлежат отклонению.

Сумма задолженности в заявленном размере не оспорена, процедура взыскания вышеуказанных сумм проверена судом и признана соблюденной. Доказательства меньшего размера задолженности, ее частичной уплаты в материалы дела не представлены (часть 2 статьи 9, статья 65 АПК РФ).

Оценив представленные уполномоченным органом доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о доказанности наличия по обязательным платежам, не являющимися текущими, в указанном размере.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи. 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.

Следовательно, задолженность в сумме 28 662,40 рублей основного долга подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, а задолженность по иным обязательным платежам в общем размере 10 461,95 рублей, в том числе 7 797,97 руб. основного долга, 1 663,98 руб. пени и 1 000,00 руб. штрафов, – в третью очередь.

При этом согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Руководствуясь статьями 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края

О П Р Е Д Е Л И Л :

Включить требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике по обязательным платежам в общем размере 28 662,40 руб. основного долга во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО1 (дата рождения: 03 марта 1982 года; место рождения: гор. Ижевск Удмуртская АССР; адрес регистрации: Удмуртская Республика, р?н Дебесский, <...>; <...>; ИНН <***>, СНИЛС № 092?934?124 81).

Включить требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике по обязательным платежам в общем размере 10 461,95 рублей, в том числе 7 797,97 руб. основного долга, 1 663,98 руб. пени и 1 000,00 руб. штрафов, в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 (дата рождения: 03 марта 1982 года; место рождения: гор. Ижевск Удмуртская АССР; адрес регистрации: Удмуртская Республика, р?н Дебесский, <...>; <...>; ИНН <***>, СНИЛС № 092?934?124 81).

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его вынесения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Э.Р. Кудрина