ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-2608/2021 от 25.02.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа

г. Пермь

25 февраля 2021 года Дело № А50-2608/2021

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В, рассмотрев заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе
г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес юридического лица: 614990, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Юлекс-Профи»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес юридического лица: 614046,
<...>)

о выдаче судебного приказа на взыскание финансовых санкций
в общей сумме 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (далее - заявитель, взыскатель, Управление, Управление ПФР, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью «Юлекс-Профи» (далее - должник, страхователь, Общество) финансовых санкций в общей сумме 10 000 рублей.

Как установлено частью 1 статьи 229.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), судебный приказ – это судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления
о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным
статьей 229.2 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 АПК РФ, а также
в случаях, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных
к нему документов усматривается наличие спора о праве (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» (далее также – Постановление от 27.12.2016 № 62) требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 15.11.2007 № 785-О-О указано, что наличие признаков спора о праве
в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений
в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.

Из содержания указанных правовых норм следует, что арбитражный суд при решении вопроса о выдаче судебного приказа должен установить бесспорность требования, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.

Как следует из представленных Управлением ПФР в суд с заявлением
о выдаче судебного приказа документов, основанием для привлечения страхователя решением фонда от 23.03.2020 № 203
S19200005993
к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон
№ 27-ФЗ) в виде штрафа в размер 1 500 руб. послужили выводы
о представлении должником недостоверных сведений для целей ведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах - ФИО1, ФИО2, ФИО3 в отчете по форме
СЗВ-СТАЖ за 2018 год, поскольку по информации, поступившей
из налогового органа по месту учета должника на основании представленным расчетов по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2018 года сведения об указанных физических лицах как получателях облагаемого страховыми взносами дохода не отражены. Наряду с этим, как установлено Управлением ПФР, в отношении отмеченных физических лиц страхователем представлены ежемесячные отчеты по форме СЗВ-М за 2018 год.

Другим основанием для привлечения должника к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 8 500 руб., как следует из решения фонда от 01.09.2020 № 203S19200028110, явилось нарушение Обществом срока представления сведений о застрахованных лицах в отчете по форме СЗВ-М за июнь 2020 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Товарищество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязано представлять
в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Как определено пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера,
на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; -другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, установлено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее
15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера,
на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Как установлено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2
статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Пунктом 1 статьи 11.1 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, нормативно закреплено, что налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя
в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: 1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Из представленных Управлением ПФР в суд с заявлением
о выдаче судебного приказа документов, следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ явились выводы фонда о представлении должником недостоверных сведений для целей ведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах - ФИО1, ФИО2, ФИО3 в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, поскольку по информации, поступившей из налогового органа по месту учета должника на основании представленным расчетов по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2018 года сведения об указанных физических лицах как получателях облагаемого страховыми взносами дохода не отражены.

Фактически, по выводам фонда, сведения в отношении указанных
трех физических лиц представлены в Управление ПФР ошибочно и впоследствии в установленном порядке допущенная неточность на основании уведомления фонда должником не устранена.

Пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусматривает обязанность страхователя ежемесячно представлять сведения не просто о каждом работающем у него лице, а именно о застрахованном лице, при этом часть 3
статьи 17 Закона № 27-ФЗ устанавливала применение финансовой санкции не за каждое лицо, по которому несвоевременно страхователем представлены сведения, либо неполные и (или) недостоверные сведения, а только
в отношении каждого застрахованного лица.

Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ устанавливает ответственность
за несвоевременное представление страхователем сведений, либо неполных и (или) недостоверных сведений именно в отношении застрахованных лиц.

Таким образом, для целей оценки правомерности привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ подлежит исследованию вопрос о наличии у отмеченных физических лиц статуса застрахованного лица.

Исходя из статьи 1 Закона № 27-ФЗ застрахованные лица - лица,
на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации».

Как определено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ
и оказание услуг.

На основании разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем), состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Из разъяснений, приведенных в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016
№ ЛЧ-08-19/10581, а также в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846, руководитель организации, являющийся единственным участником (учредителем), относится к числу застрахованных лиц, отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица (работающего на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этого лица отчетности по форме СЗВ-М.

Таким образом, страхователи обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ на руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями).

Из представленной Управлением ПФР выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества, а также сведений Единого государственного реестра юридических лиц, размещенных на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/)
ФИО1 значится единственным учредителем (участником) Общества и одновременного его руководителем (генеральным директором).

Исходя из положений Закона № 27-ФЗ, Закона № 167-ФЗ, приведенных разъяснений в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации
от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, а также
в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846, сведения в отношении ФИО1
как руководителя и единственного участника (учредителя) Общества, признаваемого застрахованным лицом, при отсутствии информации об ином назначенном в установленном порядке руководителе Общества, подлежали представлению в отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за отмеченный отчетный период 2018 года.

Наряду с этим, с учетом приведенных разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, отсутствие в конкретной периоде выплат и иных вознаграждений за отчетный период при осуществлении лицом трудовой деятельности или исполнении в интересах страхователя обязательств
по гражданско-правовому договору не является основанием для непредставления в отношении этого лица отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Выводы Управления о допущенных нарушениях, предопределившие привлечение страхователя к ответственности, основаны на сопоставительном анализе и сравнении отчетов по форме СЗВ-М, по форме СЗВ-СТАЖ
за 2018 год и сведений из расчетов по страховым взносам за 2018 год, представленных Обществом в налоговый орган по месту учета,
и не имеющем нормативного и фактического обоснования приоритетном значении показателей из расчетов по страховым взносам над информацией
о застрахованных лицах, отраженной в отчетах по форме СЗВ-СТАЖ
и по форме СЗВ-М за 2018 год.

Кроме того, Управлением не обосновано то, почему недостоверными являются именно сведения в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год,
а не в отчетах по форме СЗВ-М за 2018 год, а также то, почему без признания ошибочными, неактуальными (недостоверными) сведений в отчетах
по форме СЗВ-М за 2018 год, приведенная в отчете по форме СЗВ-СТАЖ
за 2018 год информация о застрахованных лицах является недостоверной.

По представленным с заявлением о выдаче судебного приказа документам требуется оценка правомерности применения фондом санкции
с учетом доказанности объективной и субъективной стороны правонарушения, в том числе ввиду того, что вывод о наличии правонарушения предопределен позицией Управления ПФР
о приоритетном значении показателей одной формы отчетности - расчетов по страховым взносам за 2018 года над сведениями отчетов по форме
СЗВ-СТАЖ за 2018 год, что указывает на наличие спора о праве.

Поскольку применительно к представленным документам
и приведенным нормативным положениям правомерность применения
к страхователю санкции не является бесспорной, что свидетельствует
о наличии спора, в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ следует отказать.

Согласно пункту 21 Постановления от 27.12.2016 № 62 отказ
в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, указанным в части 3 статьи 229.4 АПК РФ, препятствует повторному обращению
с таким же заявлением о выдаче судебного приказа (часть 4
статьи 127.1 АПК РФ). В этих случаях лицо вправе обратиться в суд
в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.

Руководствуясь статьями 184, 185, 188, 229.3, 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

В принятии заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе
г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
от 21.01.2021 № 04/81 о выдаче судебного приказа на взыскание с общества
с ограниченной ответственностью «Юлекс-Профи» (ОГРН <***>, ИНН <***>) финансовых санкций в общей сумме 10 000 руб. отказать.

Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 21.01.2021
№ 04/81 о выдаче судебного приказа и приложенные к нему документы возвратить заявителю.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения, через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования определения информацию о времени, месте и результатах рассмотрения жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин