Арбитражный суд Пермского края | |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е | |
г. Пермь | |
18 июня 2013 г. | Дело №А50-268/2011 |
Резолютивная часть определения оглашена 07 июня 2013 г.
Полный текст определения изготовлен 18 июня 2013 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Макарова Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Саликовой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению уполномоченного органа о признании Закрытого акционерного общества «Компания «Чайковский текстиль» (ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом)
(рассмотрение жалобы уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего ФИО1)
при участии:
от уполномоченного органа – ФИО2, доверенность от 23.05.2013, паспорт;
конкурсный управляющий – ФИО1, паспорт.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.02.2011 Закрытое акционерное общество «Компания «Чайковский текстиль» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, определением от 28.02.2011 конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
В Арбитражный суд Пермского края 17.05.2013 поступила жалоба уполномоченного органа в лице ИФНС по г.Чайковскому Пермского края на действия конкурсного управляющего ФИО1, которая была принята к производству суда определением от 20.05.2013.
Уполномоченный орган требует признать ненадлежащим исполнением обязанностей действия конкурсного управляющего по непропорциональному удовлетворению требований включенных в реестр требований по обязательным платежам.
Жалоба основана на том, что денежные средства, полученные от реализации конкурсной массы, направлены конкурсным управляющим на погашение требований по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование и земельному налогу, в то время как требования по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, транспортному налогу, капитализированным платежам в Фонд социального страхования, страховым взносам от несчастных случаев на производстве, страховым взносам в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования остались непогашенными.
В судебном заседании 04.06.2013 представитель уполномоченного органа ФИО2 на требованиях жалобы настаивал, указывая, что действия конкурсного управляющего привели к ущемлению прав различных бюджетов и внебюджетных фондов, интересы которых в деле о банкротстве представляет уполномоченный орган.
Конкурсным управляющим суду ФИО3 представлен отзыв на жалобу (л.д.18-20).
В судебном заседании конкурсный управляющий просил в удовлетворении жалобы отказать, так как требования по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование погашены в очередности, которая установлена для удовлетворения требований о выплате заработной платы, а соблюдение пропорциональности при удовлетворении требований уполномоченного органа по различным налогам, сборам и иным обязательные взносам, законом не предусмотрена.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в арбитражном процессе, и их представителей, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве, в рамках дела о банкротстве рассматриваются разногласия, возникшие между арбитражным управляющим и кредиторами, жалобы кредиторов о нарушении прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона о банкротстве, уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Также в статье 2 Закона о банкротстве определено, что обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате
налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Взыскание обязательных платежей является предметом ведения Российской Федерации (статья 71, пункты «ж», «з»; статья 78, часть 1, Конституции Российской Федерации; статьи 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как это указано в пункте 1 статьи 12 НК РФ, в Российской Федерации установлены следующие виды налогов: федеральные (статья 13 НК РФ), региональные (статья 14 НК РФ) и местные (статья 15 НК РФ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что доходы бюджетов, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39). Бюджет
субъекта Российской Федерации образуется за счет налоговых и неналоговых доходов. Распоряжение собственными доходами относится к бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации; статьи 56, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Полномочия предъявлять от имени государства в деле о банкротстве и в процедуре банкротства требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам по своей природе относятся к полномочиям исполнительной власти.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Правительство Российской Федерации осуществляет соответствующие полномочия и определяет порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей по делам о банкротстве и в процедуре банкротства, осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам (пункт 1 статьи 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательства.
Таким образом, уполномоченный орган в лице Федеральной налоговой службы лишь представляет в деле о банкротстве и в
процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, кредиторами же должника по соответствующим требованиям являются Российская Федерация, субъекты федерации, муниципальные образования и государственные внебюджетные фонды. (пункт 4 Определения Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 №455-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы о проверке конституционности абзаца девятого статьи 2 и пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Согласно пункту 3 статьи 142 Закона о банкротстве при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Хотя это прямо и не предусмотрено законом, но представляется суду очевидным следствием общего правила, изложенного в п.3 ст.142 Закона о банкротстве, требования по различным обязательным платежам должны подлежать пропорциональному погашению, так как иной порядок их погашения Законом о банкротстве не предусмотрен.
Как следует из отчета конкурсного управляющего от 15.05.2013 за счет денежных средств, полученные от реализации конкурсной массы, конкурсным управляющим полностью погашены требования по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 109 020 рублей и частично в сумме 3 729 786 рублей (75,9 %) по земельному налогу, в то время как требования по НДС, налогу на имущество, транспортному налогу, капитализированным платежам в Фонд социального страхования, страховым взносам от несчастных случаев на производстве, страховым взносам в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования не погашались.
Информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения платежных документов, подтверждающих перечисление денежных средств на погашение требований к должнику об уплате обязательных платежей, с указанием размера требования в отношении каждого из получателей денежных средств, предоставлена конкурсному управляющему 02.05.2012 (л.д.28-30) после чего им совершены платежи в погашение требований, включенных в реестр (л.д.39 об.)
В результате совершения платежей федеральные и региональные налоги, платежи в Фонд социального страхования, страховые взносы в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования уплачены не были, хотя такая возможность имелась.
Действия конкурсного управляющего противоречат охраняемым
законом интересам федерального и регионального бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, не соответствуют общим целям процедуры конкурсного производства и должны рассматриваться как ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Погашение требований по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование произведено конкурсным управляющим в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце четвертом пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 в очередности, которая установлена для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть до погашения иных требований, включенных в третью очередь реестра. Что не влияет на выводы суда по заявленным уполномоченным органом требованиям в соответствии с их общей формулировкой, как они изложены в просительной части жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 60 Закона о банкротстве, ст.ст. 184-188, 223 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Жалобу уполномоченного органа в лице Инспекции ФНС по г.Чайковскому Пермского края на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Закрытого акционерного общества «Компания «Чайковский текстиль» ФИО1 возложенных на него обязанностей удовлетворить.
Признать действия конкурсного управляющего Закрытого акционерного общества «Компания «Чайковский текстиль» ФИО1, выразившиеся в непропорциональном удовлетворении требований по обязательным платежам, ненадлежащим исполнением возложенных на конкурсного управляющего обязанностей.
Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о движении дела можно получить на интернет-сайте Арбитражного суда Пермского края www.perm.arbitr.ru, тел. специалиста <***>, факс <***>, е-mail: 3sostav@perm.arbitr.ru
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья | Т.В. Макаров |
2
3
4
5