ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-30411/19 от 24.10.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции  г. Пермь 

Полный текст определения изготовлен 28 октября 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Гилязетдиновой А.Р.  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой  К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  муниципального унитарного предприятия "Водоканал" к отделу судебных  приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы судебных  приставов по Пермскому краю об уменьшении размера исполнительского  сбора, с извещением судебного пристава - исполнителя отдела судебных  приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы судебных  приставов по Пермскому краю ФИО1 и Управления  Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, 

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее -  Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении  размера исполнительского сбора по постановлению от 17.04.2019 №  59040/17/4048064, вынесенного судебным приставом-исполнителем отдела  судебных приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы  судебных приставов по Пермскому краю ФИО1 в  рамках исполнительного производства № 114237/19/59040-ИП, на 12500 руб. 

Участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не  направили, о времени и месте слушания дела в порядке, определенном ст.ст.  122-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), в т. ч. публично в сети Интернет, извещены, что не  является препятствием для рассмотрения заявления. 

Рассмотрев заявление, исследовав письменные доказательства, суд  приходит к следующим выводам. 

Из материалов дела следует, что 13.01.2017 на основании  исполнительного документа, выданного 29.09.2015 Воткинским районным  судом по делу № 2-1167/2015, должностным лицом службы судебных  приставов возбуждено исполнительное производство в отношении №  799/17/59040-ИП в отношении Предприятия (должник) в пользу Управления 


Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (взыскателя с предметом  исполнения – обязать разработать проекты зон санитарной охраны  подземных источников водоснабжения хозяйственно-питьевого водопровода,  Чайковского артезианского водозабора по адресу: УР, Воткинский район, п.  Новый, ул. Посторечная, 20, а именно проекты зон санитарной охраны  артезианских скважин №№ 1э, 2э, 4э, 5э, 8э, 15э, 15э, 16э, 17э, 19э, 4н, 11н,  14н, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водные  объекты, используемые для целей питьевого и хозяйственного-бытового  водоснабжения, а именно на артезианские скважины скважин №№ 1э, 2э, 4э,  5э, 8э, 15э, 15э, 16э, 17э, 19э, 4н, 11н, 14н; выполнить ограждение первого  пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных  на территории п. Новый, МО "Нововолковское", Воткинского района:  артезианские скважины №№ 1э, 2э, 4э, 5э, 8э, 15э, 15э, 16э, 17э, 19э, 4н, 11н,  14н – радиусом 50 м. 

Полагая, что имеются основания для уменьшения исполнительского  сбора, Предприятие обратилось в арбитражный суд. 

Частью 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что  никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 2 мотивировочной части  Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010   № 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является  необходимой составляющей закрепленного ст. 46 (ч. 1) Конституции  Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно -  гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным  предписаниям корреспондируют положения международных договоров  Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и  основных свобод от 04.11.1950, обязывающие государства обеспечивать  каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела  независимым, беспристрастным и созданным на основании закона  компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по  рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил  подведомственности и подсудности, судом. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от  11.07.2006 № 262-О также разъяснено, что рассмотрение дел должно  осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом  правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей  компетенцией по рассмотрению конкретного дела. 

Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также  означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.06.2010 № 3342/10 указано, что арбитражные суды не 


вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать  правила подведомственности. 

В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду  подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в  порядке административного судопроизводства возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические  споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и  гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об  административных правонарушениях, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Статья 329 АПК РФ предусматривает, что постановления главного  судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава  субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их  заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие)  могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам,  установленным главой 24 АПК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Закона № 229-ФЗ постановления  должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие)  по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в  арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности  которого указанное лицо исполняет свои обязанности. 

Частью 2 ст. 128 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что заявление об  оспаривании постановления должностного лица службы судебных  приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в  случаях: 

В силу п. 3 ст. 128 Закона № 229-ФЗ в случаях, не указанных в ч. 2 ст.  128 указанного закона заявление подается в суд общей юрисдикции. 

Согласно п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об 


исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ) должник вправе в  порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд  с иском об уменьшении размера исполнительского сбора. 

В соответствии с ч. 2.1 ст. 324 АПК РФ вопрос об уменьшении размера  исполнительного сбора рассматривается арбитражным судом по правилам,  установленным ч. 2 указанной статьи. 

В ч. 2 ст. 324 АПК РФ установлено, что такое заявление рассматривается  арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в  арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника  и судебного пристава-исполнителя. 

Заявления должника об отсрочке или о рассрочке взыскания  исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от  взыскания исполнительского сбора должны рассматриваться с учетом  правил, определяющих подведомственность дела об оспаривании  постановления о взыскании исполнительского сбора. 

Как следует из материалов настоящего дела, основанием для взыскания  исполнительского сбора послужило неисполнение Предприятием в  установленный срок требований исполнительного документа, выданного  Воткинским районным судом по делу № 2-1167/2015. 

Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя о  взыскании исполнительского сбора вынесено в рамках исполнительного  производства № 799/17/59040-ИП, возбужденного на основании  исполнительного листа суда общей юрисдикции. 

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 64 Закона № 2529-ФЗ взыскание  исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, под  которыми понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем  действия, направленные на создание условий для применения мер  принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному,  правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в  исполнительном документе. 

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения  должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок,  установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и  устанавливает должнику новый срок для исполнения.  

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании  исполнительского сбора является исполнительным документом. Оно  выносится в процессе исполнительного производства по делам, разрешаемым  судами и иными уполномоченными органами. В этой связи оно носит  производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в  процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на  основании выданных ими исполнительных документов. 

В рассматриваемом случае вынесение судебным приставом- исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора от  17.04.2017 было направлено на создание условий для применения мер 


принудительного исполнения, а также на понуждение Предприятия к  полному, правильному и своевременному исполнению требований,  содержащихся в исполнительном листе, выданном Воткинским районным  судом. 

Иными словами, постановление о взыскании исполнительского сбора  напрямую связано с исполнением исполнительного листа, выданного судом  общей юрисдикции. 

При этом такое постановление вынесено именно в рамках  исполнительного производства, возбужденного на основании  исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, а не в  рамках отдельно возбужденного исполнительного производства по  взысканию с Предприятия исполнительского сбора. 

Определяющим значением является орган, который выдал  соответствующий исполнительный документ. В случае если исполнительный  документ выдан судом общей юрисдикции либо иным несудебным органом,  проверка законности которого относится к компетенции суда общей  юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений (в том числе о  взыскании исполнительского сбора), действий (бездействия) судебного  пристава-исполнителя, связанные с осуществлением исполнительного  производства, возбужденного на основании такого исполнительного  документа, в любом случае разрешаются только судом общей юрисдикции. 

Кроме того, в сохраняющем силу постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 № 3342/10 указано,  что производство, связанное с исполнением судебных актов суда общей  юрисдикции, является завершающей стадией гражданского процесса и  регулируется разделом VII Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации. При этом арбитражные суды не вправе вмешиваться  в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила  подведомственности. 

Исходя из смысла приведенных выше норм АПК РФ и Закона № 229-ФЗ,  определяющих компетенцию арбитражных судов по разрешению споров,  возникающих на стадии исполнительного производства, и приведенных  выше правовых позициях высших судебных инстанций, арбитражные суды  неправомочны рассматривать дела об оспаривании решений и действий  (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, связанных с  исполнением исполнительного документа, выданного судом общей  юрисдикции, равно как и рассматривать дела об уменьшении размера  исполнительского сбора либо об освобождении от исполнительского сбора,  взысканного с должника в связи с исполнением судебного акта суда общей  юрисдикции. 

В соответствии с ч. 4 ст. 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в  арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом  общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд  республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд  автономной области или суд автономного округа того же субъекта 


Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к  подсудности которого оно отнесено законом. 

С учетом изложенного, основываясь на вышеизложенных нормах  законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что  рассмотрение настоящего заявления относится к компетенции судов общей  юрисдикции. 

При таких обстоятельствах дело должно быть передано в Пермский  краевой суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности  которого оно отнесено законом. 

Руководствуясь ст.ст. 29, 39, 184-188 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Пермского края, 

О П Р Е Д Е Л И Л :

Передать дело № А50-30411/2019 в Пермский краевой суд для  направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно  отнесено законом. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  десяти дней со дня его вынесения через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья А.Р. Гилязетдинова