ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-37758/19 от 04.05.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о признании требований подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр

г. Пермь

12 мая 2022 года Дело № А50-37758/2019

Резолютивная часть определения объявлена 04 мая 2022 года.

Определение в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Басовой Ю.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилязетдиновой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю о включении требования в реестр требований кредиторов,

поданным в рамках дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) и ООО «Управляющая компания Бизнес, ремонт и строительство» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 614022, <...>) о признании индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; СНИЛС № <***>; 614014, <...>) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа: ФИО3, предъявлено удостоверение, доверенность;

от финансового управляющего: ФИО4, предъявлен паспорт, доверенность;

иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Определением Арбитражный суд Пермского края от 18 февраля 2020 года в отношении ФИО2 введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Финансовым управляющим для участия в процедуре должника утвержден - ФИО5 (ИНН <***>, адрес для корреспонденции: 614081, г. Пермь, ОПС 81, а/я 2) из числа членов Ассоциации арбитражных управляющих «Солидарность».

Объявление о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 42 от 07 марта 2020 года.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 июня 2020 года должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2020 года финансовым управляющим индивидуального предпринимателя ФИО2 утвержден ФИО5 (ИНН <***>, адрес для корреспонденции: 614081, г. Пермь, ОПС 81, а/я 2) из числа членов Ассоциации арбитражных управляющих «Солидарность».

29.09.2021 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования на сумму 84726,42 руб.

В ходе судебного заседания, состоявшегося 19.04.2022, от уполномоченного органа поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просит признать требования на сумму 117647,00 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Уточнение судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.

В ходе настоящего судебного заседания представитель уполномоченного органа в ходе судебного заседания на заявлении настаивает с учетом уточнения.

Представитель финансового управляющего против заявленных требований возражает по доводам письменного отзыва.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о дате и времени рассмотрения требования надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного Суда Пермского края в сети Интернет по адресу http://www.perm.arbitr.ru, в судебное заседание не явились, ходатайств, возражений суду не представили, что в силу положений ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

Арбитражный суд, рассмотрев заявление в порядке ст.ст. 16, 100 Закона о банкротстве, исследовав материалы дела, установил следующее.

Обращаясь с требованием о включении в реестр требований кредиторов, уполномоченный орган указал на наличие у должника задолженности по уплате обязательных платежей.

Задолженность, предъявленная уполномоченным органом, имеет следующую структуру: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017-2019 годы в сумме 30001,00 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в сумме 35626,00 руб.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в сумме 45770,00 руб.; штраф за неправомерное несообщение сведений налоговому органу за 1 квартал 2019 года в сумме 5000,00 руб.; штраф за непредставление налоговой декларации за 12 месяцев, квартальный, 2019 год, за непредставление налоговой декларации за 4 квартал 2019 года в общей сумме 1250,00 руб.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).

Таким образом, при рассмотрении заявлений о включении в реестр требований кредиторов в силу требований ст. 71, 100, 142 Закона о банкротстве судом проверяется обоснованность заявленных требований, определяется их характер, размер и обязательства, не исполненные должником.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. ст. 46, 47, 69, 70, 80, 87-89 НК РФ доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований уполномоченным органом представлены соответствующие документы.

Соответствующие доводы финансового управляющего судом рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.

Задолженность по транспортному налогу в требовании уполномоченного органа заявлена за 2017, 2018, 2019 годы в размере 30001,00 руб.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В качестве доказательств возникновения задолженности уполномоченный орган ссылался на налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76966039, требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 10.12.2020 № 110561, таблицей расчета пени.

Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 № 76966039 уполномоченным органом произведен перерасчет налога за 3 года, что не противоречит положениям ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Срок уплаты налогов, включенных в налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76966039, установлен 01.12.2020, соответственно, как верно указывает уполномоченный орган, сроки на принятие мер принудительного взыскания рассчитываются начиная с 02.12.2020.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с учетом уточнения заявлена в размере 35626,00 руб. (17947,00 руб., 17679,00 руб.) за 2019 год, а также задолженность по земельному налогу в размере 45770,00 руб. (37944,00 руб., 7826,00 руб.) за 2019 год.

В качестве доказательств возникновения задолженности уполномоченный орган ссылался на налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76966039, требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 10.12.2020 № 110561, требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 11.12.2020 № 104526, таблицей расчета пени.

Уполномоченным органом в соответствии со ст. 48 НК РФ по требованию от 11.12.2020 № 104526 со сроком исполнения 19.01.2021 было направлено в адрес судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми Пермского края заявление о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей вынесен судебный приказ от 03.03.2021 № 2а-1095/2021 о взыскании задолженности в общей сумме 55 962,26 руб., в том числе: по налогу на имущество в сумме 17947,00 руб. - основного долга, 22,88 руб. пени, по земельному налогу в сумме 37944,00 руб. - основного долга, 48,38 руб. пени.

Инспекцией в службу судебных приставов для принудительного исполнения предъявлен судебный приказ от 03.03.2021 № 2а-1095/2021 на сумму 55962,26 руб., на основании которого возбуждено исполнительное производство и 16.08.2021 произведено принудительное исполнение в полном объеме.

При этом, службой судебных приставов денежные средства по исполнительному документу перечислены единой суммой в задолженность по основному долгу по земельному налогу без распределения по КБК в соответствии с судебным приказом.

Согласно базе данных налогового органа по исполнительному производству поступила оплата задолженности в общей сумме 55962,26 руб. в КБК 18210606042041000110 по земельному налогу.

Определением от 31.08.2021 судебный приказ от 03.03.2021 по делу № 2а-1095/2021 на основании поступивших возражений от финансового управляющего должника отменен.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 29.11.2021 по делу № 2а-1095/2021 (исполнительный лист серии ВС № 093313553, выданный 28.12.2021) произведен поворот исполнения судебного приказа от 03.03.2021 по делу № 2а-1095/2021 и взыскании с ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в пользу ФИО2 денежных средств в размере 55962,26 рублей. Денежные средства перечислены Инспекцией налогоплательщику 13.04.2022.

Таким образом, на момент подачи требования в Арбитражный суд Пермского края (29.09.2021) сумма задолженности за 2019 год по земельному налогу перед уполномоченным органом отсутствовала.

В связи с тем, что произведен поворот исполнения судебного приказа от 03.03.2021 по делу № 2а-1095/2021, уполномоченным органом подано ходатайство об уточнении заявленных требований.

В соответствии с абзацем 6 п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве следует, что приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина происходит с даты вынесения арбитражным судом определения о признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.

В соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченного органа в делах о банкротстве, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 при проверке обоснованности требований уполномоченного органа по обязательным платежам судом проверяется соблюдение налоговым органом порядка и сроков принятия мер принудительного взыскания задолженности на дату введения первой процедуры банкротства.

Требование уполномоченного органа признается необоснованным в случае, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

На основании изложенного, требования уполномоченного органа в сумме 117647,00 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, поскольку заявителем пропущен двухмесячный срок на предъявление требований в реестр, требования подлежат удовлетворению в порядке п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Признать требование уполномоченного органа в сумме 111397,00 руб. основного долга, 6250,00 руб. штрафов обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; СНИЛС № <***>; 614014, <...>), имущества должника.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.Б. Басова