Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требования в реестр требований кредиторов
город Пермь
31.01.2019 года Дело № А50-43445/17
Резолютивная часть определения объявлена 24.01.2019 года. В полном объеме определение изготовлено 31.01.2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н., на основании распоряжения председателя суда от 29.05.2018 № 16-р, при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой Н.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании обособленный спор по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; 614006, <...>) о включении в реестр требований кредиторов должника,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 618200, <...>),
при участии:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 18.01.2018);
от конкурсного управляющего – ФИО2 (предъявлен паспорт);
уполномоченного органа – ФИО3 (доверенности от 26.02.2018, 21.02.2018).
Иные участники спора в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания в порядке, определенном ст.ст. 122-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в т. ч. публично в сети Интернет, извещены, представили ходатайства о рассмотрении заявления в их отсутствие, что в порядке ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению заявления по существу.
Определением суда от 25.06.2018г. в отношении МУП «Горводоканал» введена процедура финансового оздоровления сроком на 24 месяца, административным управляющим МУП «Горводоканал» утвержден ФИО4.
Определением суда от 04.09.2018 ФИО4 освобожден от исполнения обязанностей административного управляющего МУП «Горводоканал». Административным управляющим МУП «Горводоканал» утверждена ФИО2 (регистрационный номер 2884, ИНН <***>, адрес для корреспонденции - 614077 <...>).
Объявление о введении процедуры финансового оздоровления опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 118 от 07.07.2018, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве опубликовано 29.06.2018.
02.11.2018 года в Арбитражный суд Пермского края от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство, кредитор) поступило заявление о включении в зареестровые требования кредиторов должника требование в сумме задолженности в размере 215 063,60 руб., пени в размере 27 850,74 руб.
Определением суда от 10.12.2018 заявление кредитора после устранения недостатков принято к производству в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, судебное заседание для рассмотрения его обоснованности назначено на 24.01.2019 года.
От конкурного управляющего поступил письменный отзыв в электронном виде.
От уполномоченного органа поступил письменный отзыв, согласно которому считает, что заявление Министерства удовлетворению не подлежит, поскольку оно не уполномочено представлять в арбитражном суде требования по обязательным платежам (плате за пользование водными объектами), а сама задолженность является текущей.
В судебном заседании заявитель представил уточнение к заявлению в части пени, согласно которому размер пени составил 40 668,53 руб., период остался прежним, в связи с чем, общая сумма требования составила 255 732,13 руб. На требовании настаивает с учетом уточнения, представил дополнительные документы.
Конкурсный управляющий просит отзыв, поданный ранее в электронном виде, не рассматривать, позиция, указанная в отзыве, ошибочная. Поддержал позицию уполномоченного органа.
Уполномоченный орган ходатайство об увеличении требований оставил на усмотрение суда, по требованию возражает, поддержал доводы письменного отзыва.
Уточнение принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Отзывы и дополнительные документы приобщены к материалам обособленного спора в порядке ст.ст. 131, 65-67 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Из абзаца второго пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве следует, что в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
На основании пунктов 1, 4 статьи 100 Закона о банкротстве, кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Материалами обособленного спора подтверждается, что требование заявлено кредитором в пределах срока, установленного абзацем третьим пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве.
Между тем, судом установлено, что Министерством подано требование по обязательным платежам.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 21.07.2017) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее – Постановление № 257) уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба, и именно она наделена правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
По смыслу пунктов 12 и 13 Постановления № 257, в настоящем случае Министерство имеет возможность направить Федеральной налоговой службе сведения о задолженности должника для заявления уполномоченным органом требований в деле о банкротстве должника.
Следовательно, Министерство не обладает полномочиями выступать в качестве уполномоченного органа применительно к положениям абзаца девятого статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Закона о банкротстве, в связи с чем, заявление Министерства удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Само по себе заявленное требование о включении в реестр требований кредиторов должника является необоснованным, поскольку спорная задолженность не является реестровой.
Из содержания пункта 1 ст. 5 Закона о банкротстве следует, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о банкротстве следует, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 1 Постановления Пленума от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах в денежных обязательствах в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 63) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).
Из материалов дела следует, что дело о несостоятельности (банкротстве) МУП «Горводоканал» возбуждено 18.12.2017. Между тем, задолженность по договору образовалась за 4 квартал 2017 года, платежный период по которому заканчивается 31.12.2017, то есть после возбуждения дела о банкротстве.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 ст. 5 Закона о банкротстве, пункта 16 Постановления Пленума от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах в денежных обязательствах в деле о банкротстве", требования заявителя в размере задолженности 215 063,60 руб. и начисленные на нее пени в размере 40 668,53 руб. являются текущими и не могли быть признаны включенными в реестр требований кредиторов.
С учетом установленного выше, требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 100, 134, 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
в удовлетворении требований отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объёме через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.Н. Саксонова