ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-4637/21 от 28.10.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

включении в реестр требований кредиторов

город Пермь

03.11.2021 года Дело № А50-4637/21

Резолютивная часть определения вынесена 28.10.2021 года.

Определение в полном объеме изготовлено 03.11.2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Седлеровой С.С., на основании распоряжения председателя суда от 29.05.2018 № 16-р, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черепановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю о включении в реестр требований кредиторов, поданным в рамках дела по заявлению ФИО1 (ранее: ФИО2, ФИО2) (дата рождения: 26 декабря 1952 года; место рождения: г. Пермь; ИНН <***>; СНИЛС № <***>; адрес фактического проживания: <...>; адрес регистрации: <...>) о признании его банкротом,

при участии:

от уполномоченного органа: ФИО3, по доверенности от 14.07.2021, предъявлен паспорт;

иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л :

01.03.2021 года ФИО1 (далее по тексту – должник) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его банкротом.

Определением суда от 25.03.2021 года заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А50-4637/2021 о банкротстве должника.

Решением суда от 30.06.2021 года (резолютивная часть объявлена 25.06.2021) должник ФИО1 (ранее: ФИО2, ФИО2) признан банкротом, по делу введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим для участия в процедуре банкротства должника утверждена ФИО4 (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих № 15 434, адрес для корреспонденции – 614095, <...>), члена ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».

В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве), сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве – Газета «Коммерсантъ» (выпуск за 10 июля 2021 года), на сайте https://bankrot.fedresurs.ru от 05.07.2021.

10.09.2021 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю поступило заявление о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 123 517 руб. 98 коп.

Уведомление о получении требований кредитора опубликовано на сайте https://bankrot.fedresurs.ru. 15.09.2021 г. (сообщение № 7335004).

13.10.2021 г. через систему «Мой арбитр» финансовым управляющим в материалы дела представлен отзыв на требование, возражений против включения требования в реестре не имеет.

Представитель уполномоченного органа на удовлетворении требований настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представил в материалы дела дополнительные письменные пояснения по вопросу соблюдения мер принудительного взыскания в отношении задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере 3387 руб.00 коп. и суммы пени в размере 304 руб. 91 коп. Пояснил, что в отношении данной задолженности Мировым судьей судебного участка№6 Свердловского района г. Перми был вынесен судебный приказ №2а-1640/6-2017 от 28.07.2017г., в подтверждении доводов приложил выкопировку с сайта Мирового судьи судебного участка №6 Свердловского района г. Перми. Заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу судебного приказа на принудительное исполнение.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направил, о времени и месте слушания дела в порядке, определенном ст.ст. 122-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в т. ч. публично в сети Интернет, извещены.

Арбитражный суд, рассмотрев требование в порядке статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), исследовав материалы дела, установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В силу ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, а также в период конкурсного производства определяются на дату введения соответствующей процедуры банкротства.

Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Согласно пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьи 100 настоящего Федерального закона.

Как разъяснено в пунктах 24, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В рассматриваемом случае объявление о введении в отношении должника процедуры реализации опубликованы в газете «Коммерсантъ» (выпуск за 10 июля 2021 года), на сайте https://bankrot.fedresurs.ru от 05.07.2021, а с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов уполномоченный орган обратился 10.09.2021 (направлено почтовой связью), то есть в установленный срок.

Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» предусмотрено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

При обращении с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов уполномоченный орган ссылается на наличие у должника задолженности по обязательным платежа в общей сумме 31 371 руб.11 коп.

Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

В силу норм действующего законодательства обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с неподтвержденными судебным актом требованиями к должнику по обязательным платежам является разновидностью судебного взыскания налогов (взносов) и пеней.

В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статьи 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

В подтверждение обоснованности заявленного требования уполномоченным органом в материалы обособленного спора представлены: налоговые уведомления,№ требования добровольной уплате от 12.12.2016 №5127, от 14.03.2018 №16171, от 12.02.2018 №254, от15.02.20018г., №4496, от 30.01.2019 №5446, от 13.07.2017 №117385, от 17.01.2018 №1065, от 05.02.2019г., №1863, от 01.02.2019 №13469, от 13.07.2018 №26817, от 06.02.2020 №15084, от 12.02.2018г. №12057 от 19.12.2019 №70131, от 12.02.2020 №12057, от 03.02.2021 №5407, от 22.06.2018г.№26673, от 16.12.2020 №85503, заявления о взыскании за счет имущества от 13.02.2017 №9508, от 17.05.2018 №8990, от 25.04.2018 №1663, от 27.03.2019 №5341, oт 13.06.2019г., №17707, , от 27.03.2019 №3975, от 26.11.2018 №4228, от 07.05.2020 №9075, от 30.04.2019 г. №6786, от 17.02.2020 №2576, от 03.02.2021 №5407, от 26.02.2021 №866, решения о взыскании за счет имущества от 03.08.2017г. №33979 от 20.09.2017г., №39151 от 07.02.2018г., №2011, постановления о взыскании за счет имущества от 03.08.2017г. №33611, от 20.09.2017г. №38817, от 07.02.2018г. №2066, расчеты пени.

Из указанных документов следует, что задолженность состоит из следующих сумм:

Наименование налога (сбора)

Основная задолженность

Задолженность по пеням

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

2017г.- 6442,26 руб.

2018г.-12903,82 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года

2017г.- 1058,28 руб.

2018г.-2838,89 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года

2016г. - 3796,85 руб. (срок уплаты 09.01.2017г.)

Транспортный налог с физических лиц

2014г. - 3387,00 руб.

2016г.-3387,00 руб.

2017г.-3387,00 руб.

2018г. - 3387,00 руб.

2019г. - 3200,00 руб.

2020г. - 3200,00руб.

Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений

2016г. - 1310,82 руб.

2017г. - 2675,00 руб.

2018г.- 1,00 руб.

2019г.- 2,00 руб.

2020г. - 2,00 руб.

Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

2016г. - 1136,79 руб.

2017г.- 1220,00 руб.

2018г.- 3020,00 руб.

2019г.- 21413,00 руб.

2020г.- 23741,00 руб.

Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

2017г. - 677,74 руб.

2018г.- 862,00 руб.

2019г.-867,00 руб.

2020г.-818,00 руб.

Итого:

Сумма задолженности по обязательным платежам сторонами не оспорена.

Между тем, при проверке соблюдения уполномоченным органом процедуры взыскания судом установлено, что в отношении недоимки в размере 3 387 руб.00 коп. по транспортному налогу физических лиц исчисленному за 2014 год был вынесен судебный приказ Мирового судьи судебного участка№6 Свердловского района г. Перми №2а-1640/6-2017 от 28.07.2017г. Доказательств направления судебного приказа от 28.07.2017 в службу принудительного исполнения в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ). Уполномоченным органом заявлено о восстановлении срока на подачу судебного приказа в службу принудительного исполнения.

Суд не усматривает наличие оснований для восстановления пропущенного срока.

Исходя из положений пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм недоимки или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, несоблюдение сроков взыскания недоимки, исключает возможность взыскания соответствующих сумм пени.

С учетом изложенного, а также отсутствия доказательств принятия иных мер для взыскания недоимки в размере 3 387 руб.00 коп. и соответствующих сумм пени в общем размере 1 242 руб. 75 коп., оснований для включения данных сумм в реестр требований кредиторов судом не усматривается.

В отношении задолженности в общем размере 118 888 руб. 23 коп. суд пришел к выводу о доказанности наличия задолженности по обязательным платежам, не являющимися текущими, в указанном размере.

Применительно к истекшему налоговому периоду, за который подлежал уплате налог – 2020 год, введения в отношении должника процедуры банкротства, недоимка по налогу на имущество не относится к текущим платежам.

При этом, несмотря на то, что срок уплаты по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за период 2020 года на дату введения в отношении должника процедуры банкротства (0.06.2021) не наступил, поскольку налоговый период по указанному налогу - календарный год (статья 405, статья 360 НК РФ) закончился на дату введения первой процедуры банкротства, требования уполномоченного органа заявлены обоснованно.

В отсутствие в материалах обособленного спора доказательств погашения должником задолженности по обязательным платежам в вышеуказанной сумме, указанная задолженность подлежит признанию судом в силу статьей 16, 134 Закона о банкротстве подлежащей включению в третью очередь реестра требований кредиторов.

При этом согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 184 - 186, 223 АПК РФ, статьями 16, 71, 134, 137 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края

О П Р Е Д Е Л И Л :

Включить требование Федеральной налоговой службы России в лице в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Пермскому краю по обязательным платежам в общей сумме 118 888 руб. 23 коп., из них сумма основного долга – 19 346 руб. 27 коп. во вторую очередь реестра требований кредиторов, сумма основного долга – 82 001 руб. 37 коп., пени – 17 540 руб. 78 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО1 (ИНН <***>; СНИЛС № <***>).

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья С.С. Седлерова