ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50-6945/17 от 20.12.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь

27 декабря 2018 года Дело №А50-6945/2017

Резолютивная часть определения объявлена 20.12.2018г.

Полный текст определения изготовлен 27.12.2018г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи О.А. Бояршиновой

при ведении протокола помощником судьи М.М. Каменских рассмотрел в судебном заседании заявление ООО «Строители Пермского края» об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц,

поступившее по делу А50-6945/2017 по иску Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику: ООО «Строители Пермского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании неустойки в сумме 14 566 159 руб. 17 коп.

по встречному иску ООО «Строители Пермского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику: Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании задолженности за фактически выполненные работы в сумме

13 050 422 руб. 40 коп.

от заявителя (ответчик по первоначальному иску): ФИО1 по доверенности от 12.04.2018, ФИО2 по доверенности от 08.12.2018.

от истца: ФИО3 по доверенности от 09.01.2018.

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2017 исковые требования Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края удовлетворены частично, с ООО «Строители Пермского края» в пользу Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края взыскана неустойка в сумме 2 911 231 руб. 83 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Встречные исковые требования ООО «Строители Пермского края» удовлетворены, с Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края в пользу ООО «Строители Пермского края» взыскана задолженность в сумме 13 050 422 руб. 40 коп.

Процессуальный зачет в порядке ст. 170 АПК РФ не произведен.

19.04.2018 в целях принудительного исполнения решения суда арбитражным судом выданы исполнительные листы.

Определением суда от 09.10.2018 заявление общества «Строители Пермского края» об отсрочке судебного акта удовлетворено. Обществу «Строители Пермского края» предоставлена отсрочка исполнения судебного акта по делу № А50-6945/2017 на три месяца.

Определением суда от 09.10.2018 в удовлетворении заявления общества «Строители Пермского края» об отложении исполнительных действий отказано.

06.12.2018 ООО «Строители Пермского края» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об обращении взыскания на имущество (денежные средства) должника Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, находящееся у третьих лиц – Финансового управления Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края, Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края в остаточной части задолженности в размере 10 350 422 руб. 40 коп.

В судебном заседании 20.12.2018 заявителем представлено уточненное заявление, просит обратить взыскание на денежные средства администрации, находящиеся у третьих лиц Финансового управления Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края, Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края, а также установить соответствующий порядок, способ исполнения решения Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2017 по настоящему делу.

Уточненное заявление судом принято.

Администрация городского округа «Город Губаха» представила отзыв на заявление, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что администрации являетсясамостоятельными юридическим лицом, имеющим свои бюджеты.

В обоснование заявления об обращении взыскания на имущество должника истец по встречному иску указал на то, что решение суда от 13.12.2017 года вступило в законную силу в марте 2018 года. Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края в разумные и законные сроки не исполнено на сумму 10 350 422 руб. 40 коп., в связи с отсутствием денежных средств на счетах непосредственно администрации городского округа «Город Губаха», расходные операции по счетам которой приостановлены с 03.11.2018. Имущество должника администрации городского округа «Город Губаха» (в том числе денежные средства) фактически находятся на счетах у Финансового Управления Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края; Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа "город Губаха" Пермского края; Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "город Губаха" Пермского края. По мнению заявителя данное обстоятельство подтверждается: Уставом Губахинского городского округа (в актуальной редакции); Решением Губахинской городской Думы I созыва от 12.03.2015 № 249 "Об учреждении органов местной администрации и утверждении Положений о них" (в актуальной редакции); другими решениями Губахинской городской Думы; официальными сведениями о структуре Администрации городского округа "город Губаха" Пермского края (в том числе на официальном сайте http://gubakhaokrug.ru/Organy-vlasti/Adminis administracii/); сведениями о бюджете; сведениями из ЕГРЮЛ; сведениями о заключаемых муниципальных контрактах. Заявитель в обоснование своих требований ссылается на положения ст. 77 ФЗ «Об исполнительном производстве»

В соответствии со ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. По правилам, установленным настоящей статьей, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства.

Квалифицирующим признаком, позволяющим изменить способ и порядок исполнения судебного акта, является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение этого акта. Затруднительный характер исполнения судебного акта или невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.

Согласно ст. 77 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта.

В рассматриваемом случае заявитель просит обратить взыскание на денежные средства должника администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, находящиеся у третьих лиц – Финансового управления Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края, Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «город Губаха» Пермского края в остаточной части задолженности в размере 10 350 422 руб. 40 коп.

Действующим законодательством предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 3 ст. 239, п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

В п. 12 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ указано, что в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение исполнительного документа производится только в случае, если должнику открыты счета в учреждении Банка России или в кредитной организации.

Между тем, в данном случае должником является субъект РФ - администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края, т.е. учреждение, и взыскание надлежит производить за его счет в порядке, определенном ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Иные учреждения должниками не являются, следовательно, обращение взыскания на их денежные средства, находящиеся на их лицевых счетах оснований нет.

В абз. 3 п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 приведены разъяснения, из которых следует, что согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Согласно п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Механизм, обеспечивающий в случае необходимости возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, предусмотрен действующим бюджетным законодательством. В силу ст. 217 Бюджетного кодекса РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 № 1312-0-0 указал, что согласно положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Сведения о завершении исполнительного производства и утверждении акта о невозможности взыскания с администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края заявителем не представлены.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления об обращении взыскания на имущество должника не имеется.

Руководствуясь статьями 184-188, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Строители Пермского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц отказать.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья О.А. Бояршинова