ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А50П-203/13 от 26.04.2013 ПСП АС Пермского края

56/2013-2104(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края

в г. Кудымкаре

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу

г. Кудымкар

26 апреля 2013 года

Дело № А50П-203/2013

24 апреля 2013 года – оглашена резолютивная часть

26 апреля 2013 года - определение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре в составе судьи: Данилова А.А.,

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой И.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кочевский",

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (619435, Россия, д. Мыс, Косинский район, Пермский край, ул.Мира, 10-2 ИНН <***> ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: не явились

от предпринимателя: не явились

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кочевский" обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии.

В судебное заседание представители сторон не явились, представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей сторон.


Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как видно из материалов дела, Отделом 15 марта 2013 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: <...> принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1

В ходе проверки установлено, что в магазине в нарушение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" осуществлялась реализация алкогольной продукции в отсутствие лицензии (специального разрешения).

По результатам проверки составлены протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15 марта 2013, протокол изъятия вещей и документов от 15 марта 2013 года.

15 марта 2013 года в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные материалы проверки в силу ч. 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были переданы Отделом в арбитражный суд для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

В силу п. 1 ст. 16 указанного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.


Ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков;

- розничной продажи спиртосодержащей продукции;

- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

- розничная продажа алкогольной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Ч.2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензией), если такое разрешение обязательно, установлена ответственность в виде административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлен факт реализации индивидуальным предпринимателем ФИО1 алкогольной продукции «Сибирская береза» емкостью 0.5 литров за 130 рублей в магазине, расположенном по адресу: д. Порошево Косинского района, пер. Пионерский, в нарушение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в отсутствие лицензии (специального разрешения), что предприниматель не отрицает.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 16 вышеназванного Закона розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.


Предприниматель не имеет права получать соответствующую лицензию и заниматься указанной деятельностью и, следовательно, не может выступать и субъектом ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.10.2006 N 18 разъяснил, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.

Таким образом, нарушение предпринимателем требований названного Закона, которым закреплено правило, что производство, оборот и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии соответствующей лицензии, является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за нарушение которых установлена ч.3 ст. 14.16 Кодекса, так как она устанавливает ответственность за нарушение правил розничной продажи конкретного товара (алкогольной продукции).

При квалификации действий лица по ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ (п. 20 Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.10.2006 N 18).

Таким образом, судом установлено, что осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии следует квалифицировать по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку вменяемое предпринимателю правонарушение относится к нарушению иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п. 3 ст. 29 АПК РФ суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с правилами, установленными ст. 23.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса, арбитражным судам не подведомственно. В силу ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ указанные дела рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

Таким образом, производство по делу подлежит прекращению, административный протокол с приложенными документами необходимо возвратить заявителю для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности в соответствии с подведомственностью спора.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

определил:

Производство по делу прекратить.

Протокол об административном правонарушении от 15 марта 2013 года № 59 51 003831/70 и прилагаемых к нему документов возвратить административному органу.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Данилов А.А.



2 А50П-203/2013

3 А50П-203/2013

4 А50П-203/2013

5 А50П-203/2013