ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-22202/17 от 15.09.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о принятии обеспечительных мер

г. Владивосток Дело № А51-22202/2017

15 сентября 2017 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал,

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «РАКВОН» о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РАКВОН» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.10.2008)

к управлению Министерства внутренних дел РФ по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.01.2003)

об оспаривании отказа от 11.07.2017 № 152 по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников

установил: Общество с ограниченной ответственностью «РАКВОН» (далее – заявитель, общество, декларант, ООО «РАКВОН») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее – ответчик, УМВД России по Приморскому краю) от 11.07.2017 № 152 в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Одновременно заявитель обратился с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия отказа от 11.07.2017 № 152в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников до даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по существу спора.

В обоснование заявленных обеспечительных мер общество указало, что обжалуемый отказ приведет или может привести к следующим негативным последствиям при осуществлении ООО «РАКВОН» коммерческой деятельности: неплатежеспособности - неспособности производить текущие платежи, в бюджеты всех уровней, ненадлежащему исполнению договоров подряда и субподряда, что приведет к дополнительным для заявителя расходам по уплате начисленных пеней и штрафов, причинит существенный ущерб деловой репутации общества.

Так, 31.10.2017 заканчивается срок действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников серии 25 №1600019990, выданное УФМС России по Приморскому краю.По названному разрешению ООО «РАКВОН» привлекло 50 иностранных работников, из них 20 человек по различным причинам к настоящему моменту прекратили трудовую деятельность, остальные 30 иностранных работников продолжают трудовую деятельность и в связи предполагаемым получением нового разрешения на привлечение с пролонгированным сроком действия на один год должны продолжать осуществлять трудовую деятельность на основании заключенных с ними трудовых договоров.

При отказе в получении разрешения на привлечение и использование иностранных работников и в случае непринятия срочных мер в обеспечение заявления работающие 30 иностранных работников обязаны будут прекратить трудовую деятельность у заявителя и покинуть территорию Российской Федерации, а ООО «РАКВОН» не имеет реальной возможности в кротчайшие сроки принять на работу такое значительное количество работников, для того чтобы в установленные нижеприведенными договорами сроки выполнить работы.

В связи с этим, оспариваемый отказ лишает возможности привлечения обществом иностранных работников в количестве, необходимом и достаточном для исполнения взятых на себя обязательств по контрактам.

ООО «РАКВОН» в настоящее время силами привеченных иностранных работников выполняется строительно-монтажные работы по заключенным договорам:

-договор подряда №01 от 16.11.2016, заключенного с ООО «МСК Трейд» на выполнение работ по социально-значимому объекту строительства: «Новолитовакая общеобразовательная школа на 220 учащихся с блоком 4-х дошкольных групп, Партизанский район, Приморский край». Планируемый срок окончания работ - 16.12.2017 (пункт 4.2. Договора). Согласно пункту 6.1. договора за нарушение срока окончания строительных работ предусмотрена неустойка в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки.

-договор №0309 подряда от 01.03.2017, заключенного с ООО «ЯВ-СТРОЙ» на выполнение работ по объекту строительства: «Комплексная застройка территории в районе ул.Русская, 73Б в г.Владивосток». Срок окончания работ - 01.12.2018 года (пункт 3.1. Договора).

- договор подряда №2 от 28.07.2017, заключенного с ООО «Мастерстрой-ДВ» на выполнение работ по объекту строительства: «Жилые дома со встроенными помещениями в районе ул.Нейбута, 81а в г.Владивостоке». Срок окончания работ -31.12.2017 года (пункт 5.1. Договора). Согласно пункту 10.3.1. за нарушение срока выполнения работ предусмотрена штрафная неустойка в размере 5% от стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки, но не более 20% от пены договора.

При заключении перечисленных договоров объем работ и сроки их выполнения согласовывались сторонами с учетом использования иностранной рабочей силы и предполагаемого получения нового разрешения на привлечение иностранных работников сроком действия на один год (октябрь 2018 года), так как строительно-монтажные работы выполняют исключительно иностранные работники. Иных возможностей исполнить принятые по указанным договорам обязательства ООО «РАКВОН» не имеет.

Кроме того, как указал заявитель, он, как налоговый агент, отчисляет в бюджет РФ в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ крупные денежные суммы, состоящие из:государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников (по 10 000 рублей за 1 человека), государственной пошлины за выдачу приглашения на въезд на территорию Российской Федерации (по 800 рублей за 1 человека), государственной пошлины за получение разрешения на работу для иностранных работников (по 3 500 рублей за 1 человека) и государственной пошлины за выдачу виз (1 600 рублей за 1 человека). За одного иностранного работника Заявителем уплачивается государственная пошлина в размере 15 900 рублей, за 91 испрашиваемых иностранных работников - 1 446 900 рублей. Размеры государственной пошлины за указанные действия установлены статьей 333.28. Налогового кодекса РФ.

Также ООО «РАКВОН», являясь налоговым агентом своих работников (в том числе и иностранных), своевременно производит уплаты налога на доход работников при выплате их заработной платы.

Оспариваемый отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников влечет не поступление налогов и пошлин в бюджет Российской Федерации.

Заявитель также отметил, что приостановление действия отказа ответчика от 11.07.2017 № 152 не нарушит баланс интересов общества и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения решения государственного органа при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные, временные меры по обеспечению иска, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.

Частью 3 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ. В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.

Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные, временные меры по обеспечению иска, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.

Исходя из системного толкования части 2 статьи 90 АПК РФ, обеспечительные меры допускаются в случае наличия хотя бы одного из следующих оснований:

- если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;

- в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

При оценке обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (пункт 10 вышеуказанного Постановления).

Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Заявитель представил доказательства того, что оспариваемый отказ приведет или может привести к следующим негативным последствиям при осуществлении обществом коммерческой деятельности: неплатежеспособности – неспособности производить текущие платежи, в бюджеты всех уровней, ненадлежащему исполнению договоров подряда и субподряда, что приведет к дополнительным для общества расходам по уплате начисленных пеней и штрафов, причинит существенный ущерб деловой репутации общества.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит выводу о том, что обеспечительные меры связаны с предметом иска, являются разумными, обоснованными и не нарушают баланса интересов заинтересованных сторон.

Поскольку в рассматриваемом случае заявителем обоснована необходимость принятия вышеназванных обеспечительных мер, представлены доказательства в их обоснование, обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию (часть 2 статьи 91 АПК РФ), а также связаны с его предметом, то суд полагает необходимым их удовлетворить.

Руководствуясь частью 2 статьи 90 статьями 91, 184, 185, частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Приостановить действие отказа управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю от 11.07.2017 № 152в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников до даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-22202/2017.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Д.А. Самофал