853/2018-54557(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г.Владивосток, ул. Светланская, 54
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-29222/2017
Резолютивная часть определения объявлена 11.04.2018. В полном объеме определение изготовлено 18.04.2018. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куклиной Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального
предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 13.03.2015, юридический адрес: 690087, <...>; фактический адрес: 690091, <...>, литер 2)
к Департаменту финансов Приморского края (ИНН <***>, ОГРН
о взыскании расходов на оплату услуг защитника в размере 120 000 рублей 00 копеек, на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей 00 копеек
при участии в заседании: от заявителя – Мастерских В.А. (лично, паспорт) Мастерских Л.М., представитель по доверенности от 16.06.2016 сроком на 3 года, от ответчика – Секретарев Р.В., ведущий консультант по доверенности от 15.09.2016 № 28/01-30/1 сроком на 3 года.
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Департамента финансов Приморского края расходов на оплату услуг защитника в размере 120 000 рублей 00 копеек, на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей 00 копеек.
В ходе рассмотрения дела Департамент финансов Приморского края заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика Департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения мировых судей Приморского края, об объединении в одно производство дел № А51- 29222/2017, № А51-6281/2018, № А51-6284/2018.
В силу пункта 2 статьи 130 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. По смыслу данной статьи объединение нескольких дел в одно производство возможно при наличии двух критериев – однородности объединяемых требований и участии в объединяемых делах одних и тех же лиц.
Исходя из диспозиции указанной нормы объединение дел производится в целях эффективного правосудия в тех случаях, когда их субъектный состав совпадает и дела являются однородными.
Таким образом, исходя из содержания части 2 статьи 130 АПК РФ, объединение дел в одно производство для совместного рассмотрения является не обязанностью, а правом суда, которое он может использовать при наличии процессуальной целесообразности.
Судом установлено, что в производстве арбитражного суда находится дело № А51-6281/2018, в рамках которого судом рассматривается заявление ИП Мастерских Вадима Александровича о взыскании с Приморского края в лице Департамента Финансов Приморского края расходов на оплату услуг защитника в размере 70 000 рублей 00 копеек, расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
В рамках дела № А51-6284/2018 судом рассматривается заявление ИП ФИО1 о взыскании с Приморского края в лице Департамента Финансов Приморского края расходов на оплату услуг защитника в размере 50 000 рублей 00 копеек, расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей.
Несмотря на то, что субъектный состав в указанных делах совпадает, они не являются однородными, возникли из разных оснований (дел об административном правонарушении), доказательственная база по этим делам различна.
Тождественность предметов заявлений по требованиям, рассматриваемым в делах, сама по себе, не свидетельствует о наличии оснований, необходимых для объединения дел в одно производство.
Судом не установлено оснований полагать, что при рассмотрении указанных выше дел в отдельных производствах существует риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Таким образом, объединение дел в одно производство и их совместное рассмотрение не будет способствовать их быстрому и эффективному рассмотрению, может привести к затягиванию рассмотрения спора, и, как следствие, нарушение процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев ходатайство о привлечении к участию в деле, в качестве соответчика Департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения мировых судей Приморского края, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Как определено в статье 6 БК РФ, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право
распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом.
Пунктом 2.1.16 Положения о Департаменте по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2012 № 306-па, предусмотрено, что Департамент по координации правоохранительной деятельности осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и на реализацию возложенных на департамент функций, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В выписке из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств краевого бюджета… по состоянию на 20.11.2017, Департамент по координации значится под кодом 20008.
Законом Приморского края от 23.12.2016 № 52-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено выделение Департаменту по координации 26534 тыс. руб. бюджетных ассигнований в виде субвенций на реализацию отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий.
Таким образом, Департамент по координации правоохранительной деятельности является распорядителем в том числе денежных средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций на реализацию ими отдельных государственных полномочий по созданию административных комиссий.
В то же время административные комиссии создаются соответствующими органами местного самоуправления, а не органами государственной власти Приморского края.
В Положении о Департаменте по координации, утвержденном постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2012 № 306-па, не указано на то, что Департамент осуществляет какие бы то ни было административные полномочия в отношении них.
Следовательно, Департамент по координации не может отвечать по искам о возмещении ущерба, предъявляемым в связи с принятием незаконных решений административными комиссиями, по отношению к которым он не является вышестоящим органом.
Согласно приказу Департамента финансов Приморского края от 23.12.2015 N 273 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета", лимиты бюджетных обязательств утверждаются на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета в размере бюджетных ассигнований, установленных Законом, за исключением: лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, при отсутствии порядка расходования, установленного Администрацией Приморского края.
Порядок расходования субвенций, выделяемых из краевого бюджета для целей организации деятельности административных комиссий, утвержден постановления Администрации Приморского края от 03.12.2010 № 391-па «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделенных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию отдельных государственных полномочий исполнение судебных актов по искам к Приморскому краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Приморского края или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Приморского края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также
судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Приморского края (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Департамент по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения деятельности мировых судей Приморского края, не может являться соответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст. 46, 130, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
о п р е д е л и л:
В удовлетворении заявленных ходатайств Департамента финансов Приморского края о привлечении в качестве соответчика Департамента по координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства и обеспечения мировых судей Приморского края, об объединении в одно производство дел № А51- 29222/2017, № А51-6281/2018, № А51-6284/2018 отказать.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Чугаева И.С.
Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями
судей по делу № на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел»
(http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал государственных
услуг (ЕСИА).