АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. ВладивостокДело № А51-5067/2019
24 июня 2019 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Галочкиной Н.А.,
рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 о принятии мер по обеспечению заявления
по делу по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации 28.01.1999)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 11.11.1998),
Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004)
третьи лица: ФБУ «Кадастровая палата» по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 06.10.2000),
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконными действий по включению в карту (план) от 14.12.2015 запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Министерства обороны Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 в течение одного месяца с даты вступления решения суда законную силу и внести изменения в карту (план) от 14.12.2015 путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Министерства обороны РФ направить в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Приморскому краю сведения об исключении из Единого Государственного Реестр Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером
25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов, запретной зоны
без вызова сторон
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, третьи лица : ФБУ «Кадастровая палата» по Приморскому краю, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) от 14.12.2015 запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Министерства обороны Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 в течение одного месяца с даты вступления решения суда законную силу и внести изменения в карту (план) от 14.12.2015 путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Министерства обороны РФ направить в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Приморскому краю сведения об исключении из Единого Государственного Реестр Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о наличии на земельном участке с кадастровым номером
25:28:050048:1137, площадь 8326 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 514 м. от ориентира по направлению юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, разрешенное использование: объекты складского назначения, офисы, служебные помещения, категория земель: земли населенных пунктов, запретной зоны.
Рассмотрение дела назначено на 03.07.2019 в 13 час. 00 мин.
24.06.2019 года ИП ФИО1 обратился в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрещения Управлению муниципальной собственности г.Владивостока расторгать Договор аренды земельного участка № 05-Ю-18373 от 15.07.2014 и принимать какие-либо меры по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137 третьим лицам до вступления в законную силу решения суда по существу спора.
Ходатайствуя о принятии обеспечительных мер, заявитель указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050048:1137, расположенный в г.Владивостоке Приморского края, назначение земельного участка - для размещения склада и офисных помещений. Основание прав ИП ФИО1 на указанный земельный участок - договор №05-Ю-18373 аренды земельного участка от 15.07.2014, заключенный с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, соглашение о передаче прав и обязанностей от 19.05.2015.
19.07.2018 совершенно случайно арендатору стало известно, что земельный участок находится в зоне действия «Запретная зона военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ». Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, указанное ограничение поставлено на кадастровый учет 17.02.2016 года, то есть на момент наложения указанных ограничений земельный участок, предоставленный ИП ФИО1 в долгосрочную аренду, уже был сформирован, стоял на кадастровом учете, договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по ПК.
В тоже время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Таким образом, факт включения земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137 в запретную зону военного объекта имеет крайне существенное значение для ИП ФИО1, так как существенным образом влияет на его права и обязанности как арендатора данного земельного участка, на реализацию планов по хозяйственному освоению участка.
На спорном земельном участке арендатором планируется строительство склада, ведутся изыскательские работы, получены технические условия, ведется работа по подготовке проектной документации. В связи с указанными мероприятиями ИП ФИО1 понесены значительные затраты в целях хозяйственного освоения земельного участка и запланированы дальнейшие инвестиции для этих целей.
Нахождение данного земельного участка в запретной зоне военного лесничества Минобороны РФ не позволяет ИП ФИО1 в полном объеме реализовать свое законное право на использование данного земельного участка в соответствии с целями, для которых он был предоставлен, а также препятствует дальнейшей инвестиционной деятельности предпринимателя.
Договор аренды № 05-Ю-18373 от 15.07.2014 заключен на 5 лет. Следовательно, у ИП ФИО1 срок договора аренды истекает в 2019 году, а все вышеизложенные обстоятельства не позволяют осуществить строительство в срок, предусмотренный договором аренды.
Таким образом, данный земельный участок 3 года из 5, на которые он был предоставлен, находится в запретной зоне военного объекта, что не позволяло и не позволяет в настоящее время осуществлять на нем строительство.
Следовательно, если в ходе рассмотрения настоящего дела Договор № 05-Ю-18373 аренды земельного участка будет расторгнут и ИП ФИО1 более не будет владеть данным земельным участком, то исключение земельного участка из запретной зоны военного объекта не будет иметь интереса для ИП ФИО1, поскольку он более не будет являться его арендатором.
Однако, ИП ФИО1 заинтересован в реализации инвестиционного проекта именно на данном земельном участке с кадастровым номером 25:28:050048:1137.
В ответ на одно из обращений ИП ФИО1 в адрес Департамента земельных и имущественных отношений ПК, департамент в Письме от 07.03.2019 № 20/6835 пояснил, что по общему правилу действующая редакция Земельного кодекса РФ не предусматривает возможность продления ранее заключенного договора аренды.
Указанные в ответе Департаментом земельных и имущественных отношений нормы земельного законодательства свидетельствуют о том, что у ИП ФИО1 отсутствует преимущественное право на заключение нового договора аренды спорного земельного участка, а получить его возможно только по результатам участия в аукционе, где принимают участие и иные желающие третьи лица.
У ИП ФИО1 по прямому указанию закона отсутствует преимущественное право на продление договора аренды спорного земельного участка или права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Управлением муниципальной собственности г. Владивостока в пользу Управления муниципальной собственности г. Владивостока, с 01.05.2019 перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Владивостокского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно, в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Владивостокского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе полномочия арендодателя спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137 осуществляется Управлением муниципальной собственности г. Владивостока.
Таким образом, непринятие обеспечительных мер по настоящему делу повлечет причинение значительного ущерба заявителю в виде невозможности реализовать свое право по договору аренды земельного участка №05-Ю-18373 от 15.07.2014 по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит его подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Таким образом, одним из главных критериев при решении вопроса о необходимости принятия мер по обеспечению заявления является затруднительность или невозможность в будущем исполнить судебный акт либо предотвращение причинения заявителю значительного ущерба.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из обеспечительных мер является запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Часть 2 статьи 92 АПК РФ устанавливает, что в заявлении об обеспечении иска должна быть указана причина обращения с заявлением, обеспечительная мера, которую просит принять заявитель, и приложены документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 9 постановления от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» установлено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Процессуальный закон не предусматривает конкретных оснований, обязывающих суд обеспечить иск.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом арбитражный суд должен учитывать наличие данных, обосновывающих заявленные требования, и исходить из того, что меры по обеспечению иска принимаются с учетом конкретных обстоятельств дела и только тогда, когда в этом действительно есть необходимость.
Перечисленные в части 2 статьи 90 и части 2 статьи 91 Кодекса фактические обстоятельства носят оценочный характер, поэтому их установление происходит путем определения высокой степени вероятности их существования, особенно затруднительности либо невозможности в будущем исполнить решение арбитражного суда.
В нарушение норм АПК РФ, обращаясь с ходатайством о принятии обеспечительных мер по настоящему делу, заявитель не представил документального подтверждения намерений Управления муниципальной собственности г.Владивостока по принятию каких-либо мер по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:28:050048:1137 третьим лицам.
Принимая во внимание изложенное, основания для принятия заявленных обеспечительных мер отсутствуют.
Руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Отказать ИП ФИО1 в принятии обеспечительных мер.
Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
Судья Галочкина Н.А.