ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-6570/08 от 16.07.2008 АС Приморского края

20/2008-46119(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская , 54
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Владивосток

Дело № А51-6570/2008 20-198

16 июля 2008 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой

при ведении протокола секретарем К.В. Фирсова

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению :

Администрации Надеждинского сельского поселения

к МИФНС России № 10 по Приморскому краю

о признании недействительным Решения № 56 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 мая 2008 года

При участии в заседании :

от Заявителя : ведущий специалист 2 разряда юридического отдела Шумейко А.А. Дов. № 19 от 02.10.2007

от Налогового органа - не явился, извещен

У с т а н о в и л :

Рассматривается заявление Администрации Надеждинского сельского поселения ( далее по тексту Заявитель, Учреждение ) о признании недействительным Решения МИФНС России № 10 по Приморскому краю № 56 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 мая 2008 года с момента его принятия .

Заявитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении предъявленных требований указал, что администрация Надеждинского сельского поселения является ненадлежащим субъектом для привлечения ка налоговой ответственности за совершение указанного налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 НК РФ.

В соответствии с абзацем вторым части 10 статьи 3 федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В настоящее время государственная собственность на земельные участки , составляющие территорию Надеждинского сельского поселения


не разграничена, законами Приморского края земельные участки в собственность Надеждинскому сельскому поселению не переданы.

Информация о земельных участках являющихся объектом налогообложения и о правообладателях земельных участков администрацией Надеждинского муниципального района администрации Надеждинского сельского поселения не предоставляется.

Других доводов в обоснование оспаривания ненормативного акта не привел.

Затребованные судом документы , поименованные в определении суда , представлены не были .

Налоговый орган в судебное заседание опоздал, через канцелярию суда в материалы дела представил письменные возражения по предъявленным требованиям, которые сводятся к следующему : 07.12.2004 Законом Приморского края от 06.12.2004 № 182-КЗ «О Надеждинском муниципальном районе» муниципальное образование Надеждинский район был наделен статусом муниципального района (статья 1).

В составе Надеждинского муниципального района были образованы три муниципальных образования: Надеждинское; Тавричанское; Раздольненское (статья 4 указанного выше Закона).

В статье 5 указанного Закона Надеждинское муниципальное образование было наделено статусом сельского поселения, включающее в себя села Вольно-Надеждинское. Прохладное, Кипарисово, поселки Де- Фриз, Западный, Зима Южная, Кипарисово-2. Ключевой, Мирный, Морской, Новый, Рыбачий, Сиреневка, Соловей-Ключ, Шмидтовка. Таежный, Тоннель, Стеклозаводский.

Таким образом, законодатель установил двухуровневое местное самоуправление в Надеждинском муниципальном районе.

19.12.2005г. Устав Надеждинского сельского поселения был зарегистрирован в Главном управлении юстиции Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу - государственный регистрационный № 255083012005001.

В статье 66 заключительных положений Устава Надеждинского сельского поселения указано, что устав подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после государственной регистрации и вступает в силу с 01.01.2006г.

24 декабря 2005г. в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Надеждинского сельского поселения - решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения - было утверждено Положение об Администрации Надеждинского сельского поселения, вступившее в силу с 01.01.2006г.

11 января 2006г. Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю была произведена государственная регистрация Администрации Надеждинского сельского поселения, о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц ОГРН № 1062502000220 и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 25 № 002816518.

Администрация Надеждинского сельского поселения была поставлена на налоговый учет с 11 января 2006 (свидетельство о постановке на налоговый


учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия 25 № 00324187) с присвоением ИНН 2521009768 и КПП 252101001.

Таким образом , Администрация Надеждинского сельского поселения является органом самостоятельного муниципального образования - Надеждинское сельское поселение.

В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по земельному налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки в целях предпринимательской деятельности), исчисляется налоговыми органами.

В статье 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В п. 4 ст. 396 НК РФ установлено, что представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

При этом, сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 НК РФ, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

В п. п. 11, 12 ст. 396 НК РФ на органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложена обязанность по предоставлению информации в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 ст. 396 НК РФ, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

С 12.05.2006г. Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 47 н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2006 N 7712) утверждена форма сведений о земельных участках, предоставляемая


органами муниципальных образований в налоговый, предусмотренных п.п. 11, 12 ст. 396 НКРФ.

Следовательно, Администрация Надеждинского сельского поселения является органом муниципального образования, на который п. 12 ст. 396 НК РФ возложена обязанность по предоставлению сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

19.03.2007 состоялось совещание при Администрации Надеждинского муниципального района с главами поселений, образованными на территории Надеждинского муниципального района с участием представителя МИ ФНС России № 10 по Приморскому краю (протокол и сопроводительное письмо № 511 от 19.03.2007г.).

На данном совещании присутствовал в частности первый заместитель главы Надеждинского сельского поселения Столяров Александр Иванович.

В ходе совещания был обсужден вопрос о наличии обязанности у органов муниципальных образований, а именно сельских поселений, по предоставлению сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ и по итогам совещания было принято решение:

1. Поручить комитету по управлению имуществом Администрации Надеждинского муниципального района (Стуков И. А.) подготовить и передать в электронном виде главам поселений, имеющуюся информацию о земельных участках, расположенных на территории каждого поселения.

2. Поручить главам Надеждинского и других сельских поселений провести работу по передаче МИ ФНС России № 10 по Приморскому краю в порядке, предусмотренном ст. 396 НК РФ сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу.

По сроку на 01.02.2008г. в инспекцию от Надеждинского сельского поселения сведений о земельных участках не поступило.

21.05.2007 инспекцией в адрес главы Администрации Надеждинского сельского поселения было направлено письмо № 16/11/14 , которым инспекция передала Администрации Надеждинского сельского поселения копии правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные на территории Надеждинского поселения на 660 человек в целях формирования базы данных по земельным участкам муниципального образования и предоставления ежегодных сведений о земельных участках до 01 февраля года , являющегося налоговым периодом , в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ, по форме, предусмотренной Приказом Минфина России от 23.03.2006г. № 47н. Всего копий документов 708штук.

31.03.2008г. инспекцией на имя Главы Надеждинского сельского поселения снова было направлено письмо № 16/11/09311 с напоминанием об обязанности Надеждинского сельского поселения, предусмотренной п. 12 ст. 396 НК РФ и форме представления сведений, предусмотренной Приказом Минфина России от 23.03.2006г. № 47н.

Помимо этого, в письме от 31.03.2008г. Администрации Надеждинского сельского поселения разъяснялось, что Федеральным унитарным предприятием «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» разработан программный комплекс «Сведения о земельных участках муниципального образования». (ПК «ЗУМО»). Стоимость данного программного обеспечения 4000 рублей.


Также, в письме инспекция просила Администрацию Надеждинского сельского поселения заключить договор с разработчиком программы и приобрести программный комплекс «ЗУМО» для более оперативной обработки сведений и эффективном взаимодействии между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

Но даже после этого обращения налогового органа, с целью оказания помощи Администрации Надеждинского сельского поселения по формированию сведений о земельных участках, ответа не поступило.

Сведения, предусмотренные п. 12 ст. 396 НК РФ Администрацией Надеждинского сельского поселения представлены так и не были.

Тогда, налоговым органом в отношении Администрации Надеждинского сельского поселения был составлен акт № 66 от 05.05.2008г. о нарушении законодательства о налогах и сборах в чаоти не исполнения обязанности, предусмотренной п. 12 ст. 396 НК РФ.

Налоговый орган уведомил 26.05.2008г. о рассмотрении на 31.05.2008г. материалов проверки и вынесении решения по акту № 66 от 05.05.2008г. Администрацию Надеждинского сельского поселения.

31.05.2008г. было вынесено решение № 56 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Администрацию Надеждинского сельского поселения по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.

Кроме того, Администрацией Надеждинского муниципального района главам поселений неоднократно направлялись письма с информацией о налогоплательщиках на земельные участки, расположенные на территории Надеждинского муниципального района (письмо № 324/з от 24.06.2008г.)

Так , согласно письму № б/н от 28.12.2006г. на имя главы Надеждинского сельского поселения - комитет по управлению имуществом Администрации Надеждинского муниципального района сообщил, что база данных о налогоплательщиках на земельные участки на территории Надеждинского муниципального района опубликована на сайте Интернета: то есть фактически сведения по налогоплательщикам земельного налога были фактически переданы Администрации Надеждинского сельского поселения 28.12.2006 г.

Помимо этого, в письме № 506 от 28.03.2008г. на имя главы Надеждинского сельского поселения - Администрация Надеждинского муниципального района, в соответствии с письмом Администрации Приморского края от 18.01.2008г. № 11-1/225 «О расширении налоговой базы поземельному налогу» доводит до сведения о необходимости построения актуальной базы по земельному налогу, усилить мониторинг земель для расширения налоговой базы.

В абзаце 2 п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.


Из чего следует, что если существует закон субъекта РФ в этой части, то распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, а не обязательно органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, как сделала вывод при анализе этой нормы права Администрация Надеждинского сельского поселения в своем заявлении к инспекции.

Существенная разница выводов инспекции и заявителя состоит в том, что в соответствии со статьей 1 Законом Приморского края от 28 июня 2007 г. N 110-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Надеждинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Надеждинского муниципального района» было передано движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Надеждинского муниципального района в собственность Надеждинского сельского поселения, согласно приложению № 1 .

Но даже после этого обращения налогового органа, с целью оказания помощи Администрации Надеждинского сельского поселения по формированию сведений о земельных участках, ответа не поступило.

Сведения, предусмотренные п. 12 ст. 396 НК РФ Администрацией Надеждинского сельского поселения представлены так и не были.

Тогда, налоговым органом в отношении Администрации Надеждинского сельского поселения был составлен акт № 66 от 05.05.2008г. о нарушении законодательства о налогах и сборах в части не исполнения обязанности, предусмотренной п. 12 ст. 396 НК РФ.

Налоговый орган уведомил 26.05.2008г. о рассмотрении на 31.05.2008г. материалов проверки и вынесении решения по акту № 66 от 05.05.2008г. Администрацию Надеждинского сельского поселения.

31.05.2008г. было вынесено решение № 56 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Администрацию Надеждинского сельского поселения по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.

Кроме того, Администрацией Надеждинского муниципального района главам поселений неоднократно направлялись письма с информацией о налогоплательщиках на земельные участки, расположенные на территории Надеждинского муниципального района (письмо № 324/з от 24.06.2008г.)

Так, согласно письма №б/н от 28.12.2006г. на имя главы Надеждинского сельского поселения - комитет по управлению имуществом Администрации Надеждинского муниципального района сообщил, что база данных о налогоплательщиках на земельные участки на территории Надеждинского муниципального района опубликована на сайте Интернета: то есть фактически сведения по налогоплательщикам земельного налога были переданы Администрации Надеждинского сельского поселения 28.12.2006.

Помимо этого , в письме № 506 от 28.03.2008г. на имя главы Надеждинского сельского поселения - Администрация Надеждинского муниципального района, в соответствии с письмом Администрации Приморского края от 18.01.2008г. № 11-1/225 «О расширении налоговой базы поземельному налогу» доводит до сведения о необходимости построения актуальной базы по земельному налогу, усилить мониторинг земель для расширения налоговой базы.

В абзаце 2 п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная


собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из чего следует, что если существует закон субъекта РФ в этой части, то распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, а не обязательно органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, как сделала вывод при анализе этой нормы права Администрация Надеждинского сельского поселения в своем заявлении к инспекции.

Существенная разница выводов инспекции и заявителя состоит в том, что в соответствии со статьей 1 Законом Приморского края от 28 июня 2007 г. № 110-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в

муниципальной собственности , между Надеждинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Надеждинского муниципального района» было передано движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Надеждинского муниципального района, в собственность Надеждинского сельского поселения согласно Приложению 1.

В Приложение 1 указанного закона вошли перечень предприятий, учреждений, иного имущества: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения, автомобильные дороги общего пользования, мосты, и иные транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) муниципального значения, расположенные в границах поселения, имущество, предназначенное для создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры , имущество библиотек поселения.

Кроме того, по мнению Налогового органа, ссылки заявителя на решение Арбитражного суда по аналогичной ситуации , не может быть прияты , поскольку решением Арбитражного суда Приморского края действительно решение налогового органа № 84 от 04.06.2007г. было признано недействительным (дело № А51-6929/07 37-111), но однако одним из мотивов признания решения недействительным были процессуальные нарушения в его принятии.


Суд изучив имеющиеся в деле документы, выслушав пояснения Заявителя не может признать дело подготовленным к судебному разбирательству, поскольку для правильного разрешения спора необходимы дополнительные документальные доказательства.

Кроме того, суд по собственной инициативе в порядке статьи 51 АПК РФ привлекает в качестве 3 лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрацию Надеждинского муниципального района для дачи пояснений о факте передачи земельных участков Администрации Надеждинского сельского поселения.

Предварительное судебное заседание подлежит отложению.

Руководствуясь ст. 137, 158 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Привлечь в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора :

Администрация Надеждинского муниципального района ( 692481 село Вольно-Надежденское ул. Пушкина дом 59-А)

2. Предварительное судебное разбирательство отложить и назначить его к рассмотрению на « 11 » августа 2008 г. в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская,54, каб.113. тел.22-23-25.

Заявителю - направить копию заявления 3 лицу, доказательства отправки представить в суд ; представить письменные документальные возражения на доводы Налогового органа

Налоговому органу - направить сторонам отзыв, представленный в суд ; доказательства отправки представить в суд. В материалы дела представить Копию Устава, свидетельство о регистрации Администрации Надеждинского сельского поселения в качестве юридического лица; постановки её на налоговый учет, правоустанавливающие документы , послужившие основанием для ее государственной регистрации; приложение о передаче сведений о земельных участках; полную выписку из ЕГРЮЛ.

3 лицу : письменные пояснения по предъявленным требованиям; документальные доказательства передачи сведений по земельным участкам.

Судья

Н.Н.Куприянова



2 А51-6570/2008

3 А51-6570/2008

4 А51-6570/2008

5 А51-6570/2008

6 А51-6570/2008

7 А51-6570/2008

8 А51-6570/2008