ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А51-8642/14 от 09.06.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Владивосток                                            Дело № А51-8642/2014

09 июня 2014 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   А.А. Лошаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой В.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный экспресс" (ИНН 0158620 , ОГРН 2540007372 )

к Дальневосточной оперативной таможне (ИНН 6072201 , ОГРН 2501276609 )

о признании незаконными действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 23.05.2014);

от ответчика – представитель ФИО2 (доверенность № 01-27/60 от 10.01.2014);

установил: общество с ограниченной ответственностью  "Восточный экспресс" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточной оперативной таможне о признании незаконными действия Дальневосточной оперативной таможни по изъятию товара по ДТ 10714040/310114/0004469.

В судебном заседании 03.06.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 10 часов 00 минут 09.06.2014, о чем сделано публичное объявление путем размещения информации о перерыве и продолжении судебного заседания на официальном интернет сайте арбитражного суда Приморского края (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2006 года № 113 «О применении статьи 163 АПК РФ»). По окончанию перерыва судебное заседание продолжено.

 Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

          В соответствии с частью 2 статьи 3 АПК РФ порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»         арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Как установлено в ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов (ч. 3 ст. 198 АПК РФ).

При принятии заявлений и рассмотрении дел необходимо, в частности, исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом норм, содержащихся в параграфе 1 Главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует признать, что спор об оспаривании действий правоохранительных органов, связанных с возбуждением и расследованием уголовного дела, а также в рамках производства оперативно-розыскной деятельности  в арбитражном суде рассмотрению не подлежит.

Как следует из протокола изъятия документов, предметов и материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий от 01.02.2014, письма Находкинской таможни от 10.02.2014 и письма Дальневосточной оперативной таможни от 28.02.2014 имущество заявителя было изъято в рамках проведения оперативно–розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закона № 144-ФЗ). 

Согласно указанной норме при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 данного закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона № 144-ФЗ оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 2 Закона № 144-ФЗ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. 

          Таким образом, настоящий спор фактически возник  не из гражданских правоотношений  и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку не отнесен к подведомственности арбитражного суда ни нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни нормами Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В соответствии с  п. 1 ч.1 ст. 151 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что  дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

          Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 150, 151, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

Прекратить производство по делу.

Вернуть Обществу с ограниченной ответственностью «Восточный экспресс» из федерального бюджета госпошлину в сумме  2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.02.2014 № 3383 на сумму 2 000 руб.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления определения в законную силу.

Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения  в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

Судья                                                                   Лошакова А.А.