ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А52-10/16 от 10.08.2017 АС Псковской области

2.23/2017-23309(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  180000, г. Псков, ул. Свердлова, д.36; (8112) 75-29-62, факс: (8112) 72-14-30, 

http://pskov.arbitr.ru; e-mail: info@pskov.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возмещении (распределении) судебных расходов 

город Псков Дело № А52-10/2016  17 августа 2017 года 

Резолютивная часть определения оглашена 10 августа 2017 года.

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толкановой  М.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление Псковской таможни о взыскании  судебных расходов в сумме 20 987 руб. 60 коп. по делу № А52-10/2016 по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» (место  нахождения: 610013, <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) к Псковской таможне (место нахождения: 180017, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>); третье лицо: общество с ограниченной  ответственностью «Транстерминал» (место нахождения: 450015, <...>, ОГРН <***>, ИНН  <***>) о признании незаконными решений по классификации товара по ТН ВЭД  ЕАЭС от 25.09.2015 № РКТ-10209070-15/000100 и от 12.10.2015 № РКТ-10209070- 15/000110 и обязании ответчика возвратить излишне взысканные таможенные платежи в  общей сумме 160876руб. 38коп. и пени в общей сумме 2406руб. 33коп., 

при участии в судебном заседании:

от Псковской таможни: ФИО1 - старший государственный таможенный инспектор  правового отдела, доверенность от 18.07.2017 № 07-43/0207; 

от ООО «Вятский фанерный комбинат»: представитель не явился, ходатайство о  рассмотрении заявления в отсутствие представителя; 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный комбинат» (далее  по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о  признании незаконными решений Псковской таможни (далее по тексту – таможенный  орган) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.09.2015 № РКТ-10209070-


15/000100 и от 12.10.2015 № РКТ-10209070-15/000110 и обязании ответчика возвратить  излишне взысканные таможенные платежи в общей сумме 160876руб. 38коп. и пени в  общей сумме 2406руб. 33коп. 

Решением суда от 18.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016  и Постановлением суда кассационной инстанции от 11.01.2017, состоявшиеся судебные  акты оставлены без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель таможни поддержал заявленное требование  по основаниям, изложенным в заявлении о взыскании судебных расходов. 

Общество, надлежаще извещенное о начавшемся судебном процессе, о времени и  месте рассмотрения заявления, представителя в судебное заседание не направило,  представило отзыв на заявление, согласно которому считает заявленный размер судебных  расходов несоразмерным и недоказанным. 

Суд, руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть  заявление в отсутствие представителя общества. 

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя таможенного органа,  суд находит требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего. 

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) в состав судебных расходов помимо государственной пошлины входят  издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом. 

К судебным издержкам в силу статьи 106 АПК РФ относятся денежные суммы,  подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с  проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных  лиц (представителей), оказывающих юридическую помощь, и другие расходы,  понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном  суде. 

В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных  расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими  процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются  арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым  заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. 


Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения  законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее по  тексту - постановление № 1) после принятия итогового судебного акта по делу лицо,  участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных  издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было  заявлено при его рассмотрении (пункт 28 постановления № 1). 

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их  несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом,  рассматриваемым в суде с его участием (пункт 10 постановления № 1). 

В подтверждение понесенных расходов за рассмотрение дела в апелляционной  инстанции таможней представлены на ФИО2 ксерокопии: приказа от 02.09.2016   № 1170-КМ о командировании ФИО2; билетов на проезд автобусом по маршруту  г. Псков - г. Санкт-Петербург и обратно; железнодорожных билетов: г. Санкт-Петербург –  г. Вологда № 20071891458645, г. Вологда – г. Санкт-Петербург № 20071891458660; счета  гостиницы от 05.09.2016 № Кей-144971; документов, подтверждающих проезд в  Петербургском Метрополитене; авансового отчета от 08.09.2016 № 2016-357. 

Согласно названным документам, документально подтверждены расходы в сумме  8982руб. 30коп., в том числе: на оплату проезда по маршруту г. Псков - г. Санкт- Петербург и обратно – 800руб., на приобретение железнодорожных билетов г.Санкт- Петербург - г. Вологда и обратно – 4862руб. 30коп., проезд в метрополитене - 70руб.,  проживание в гостинице – 2950руб., суточные - 300руб. 

В подтверждение понесенных расходов за рассмотрение дела в апелляционной  инстанции таможней представлены на ФИО3 ксерокопии: приказа от 02.09.2016   № 1170-КМ о командировании ФИО3; билетов на проезд автобусом по маршруту  г.Печоры - г. Санкт-Петербург и обратно; железнодорожных билетов: г. Санкт-Петербург  – г. Вологда № 20071891458656, г. Вологда – г. Санкт-Петербург № 20071891458671; счета  гостиницы от 05.09.2016 № Кей-144972; документов, подтверждающих проезд в  Петербургском Метрополитене; авансового отчета от 07.09.2016 № 2016-356. 

Согласно названным документам, документально подтверждены расходы в сумме  11015руб. 30коп., в том числе: на оплату проезда по маршруту г. Печоры - г. Санкт-


Петербург и обратно – 1100руб., на приобретение железнодорожных билетов г. Санкт- Петербург - г. Вологда и обратно – 6595руб. 30коп., проезд в метрополитене - 70руб.,  проживание в гостинице – 2950руб., суточные - 300руб. 

Из пункта 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам,  связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг  адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах»  следует, что сторона по делу вправе привлечь к участию в деле нескольких  представителей. 

Предметом рассмотрения дела № А52-10/2016 являлось оспаривание решений  Псковской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Интересы Псковской  таможни в суде апелляционной инстанции представляли ФИО2 – главный  государственный таможенный инспектор правового отдела, и ФИО3 – старший  государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и  происхождения товаров. 

При таких обстоятельствах суд считает разумным участие в судебном процессе по  рассмотрению апелляционной жалобы Общества на решение суда первой инстанции, и  сотрудника правового отдела, и сотрудника отдела товарной номенклатуры и  происхождения товаров. 

В подтверждение понесенных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной  инстанции таможней представлены на ФИО2 ксерокопии: приказа от 28.12.2016   № 1815-КМ о командировании ФИО2; билетов на проезд автобусом по маршруту  г. Псков – г. Санкт-Петербург и обратно; документов, подтверждающих проезд в  Петербургском Метрополитене; авансового отчета от 11.01.2017 № 2017-1. 

Согласно названным документам, документально подтверждены расходы в сумме  990руб. 00коп. в том числе: на оплату проезда по маршруту г. Псков - г. Санкт-Петербург  и обратно – 900руб., проезд в метрополитене - 90руб. 

Таким образом, понесенные Псковской таможней судебные расходы  документально подтверждены, и фактически составили 20987руб. 60коп. 

Общество, не оспаривая право таможенного органа на взыскание судебных  расходов, заявило возражения относительно их размера. По мнению Общества 


представитель таможенного органа злоупотребил своими правами в части приобретения  гостиничного номера класса стандарт в городе Вологда, поскольку в гостинице  «Спасская» есть номера класса «эконом» стоимостью 1950 рублей за 1 сутки, включая  завтрак, доказательств отсутствия в гостинице 05.09.2016 номеров более дешевой  категории, таможенным органом не представлено; разумным размером расходов,  понесенных таможенным органом на проживание, считает 1100руб.; транспортные  расходы на приобретение железнодорожных билетов до г. Вологда и обратно с учетом  услуги по питанию являются чрезмерными; расходы по оплате проезда представителя  Малкова А.Б. по маршруту г. Печоры – г. Санкт-Петербург и в обратном направлении, не  подлежат возмещению независимо от его фактического проживания в г. Печоры, так как  это не является его постоянным местом прохождения федеральной государственной  службы, направление Малкова А.Б. в командировку в г. Печоры приказом не  оформлялось. 

Суд не принимает доводы Общества исходя из следующего. 

Согласно правовой позиции, изложенной в пункт 14 Постановления № 1  транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются  другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно  устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с  обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны. 

На основании пункта 4 Порядка и условий командирования федеральных  государственных гражданских служащих (далее по тексту - Порядок), утвержденного  Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 (далее по тексту - Указ   № 813), срок служебной командировки гражданского служащего определяется  представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с учетом объема, сложности  и других особенностей служебного задания. 

В соответствии с пунктом 11 Порядка при направлении гражданского служащего в  служебную командировку ему возмещаются: 

а) расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту  прохождения федеральной государственной гражданской службы; 

б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский  служащий командирован в несколько государственных органов (организаций),  расположенных в разных населенных пунктах; 

в) расходы по найму жилого помещения;

г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места  жительства (суточные); 


д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они  произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя  или уполномоченного им лица). 

Пунктом 21 Порядка, установлено, что расходы по проезду гражданских служащих  к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной  государственной гражданской службы (включая оплату услуг по оформлению проездных  документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также по проезду  из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в  несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных  пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом,  возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, по  следующим нормам - гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и  младшие должности гражданской службы: 

железнодорожным транспортом - в вагоне повышенной комфортности, отнесенном  к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне  категории «С» с местами для сидения. 

 В силу пункта 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных,  домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, в  поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны повышенной комфортности,  пассажиру предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого  включается в стоимость проезда. 

В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг,  стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной  комфортности, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2007 № 89, при  приобретении проездного документа (билета) пассажиром оплачивается стоимость  проезда, в состав которой включается стоимость услуг, оказываемых в вагонах  повышенной комфортности, в том числе питания. 

При этом согласно разделу 5 Требований к предоставлению пассажирам платного  сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности поездов дальнего  следования (Приложение № 2 к Распоряжению ОАО "РЖД" от 20.03.2008 № 537р) на  проездной документ (билет) наносится информация, обозначающая кратность  предоставляемых за время нахождения в пути следования рационов питания - "У1, У2, ...  У0", стоимость которых оплачена при оформлении проездного документа. 


Из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель предусмотрел право  перевозчика предоставить пассажирам платное сервисное обслуживание, которое  включается в цену проезда в поезде дальнего следования, имеющем в составе вагоны  повышенной комфортности. 

Как следует из железнодорожных билетов за 05.09.2016 по маршруту г.Вологда- г.Санкт-Петербург, в них не выделена стоимость услуги питания (У1) отдельной строкой. 

При таких обстоятельствах, всю сумму оплаты, включая услугу по питанию, суд  расценивает как стоимость проезда железнодорожным транспортом. 

Доказательств того, что ФИО3 и ФИО2, которым компенсированы  расходы по оплате проезда в полном объеме, включая стоимость сервисных услуг, имели  возможность приобрести билеты на поезда, которыми они следовали к месту  командировки и обратно, без оплаты дополнительных услуг, суду не представлено. 

Заявленные таможенным органом к возмещению транспортные расходы и расходы  на проживание представителей в гостинице соответствуют разумным пределам. То, что  они не соответствуют ценам, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а  также ценам на услуги, связанные с обеспечением проживания в месте (регионе), в  котором они фактически оказаны, Обществом не доказано. 

Представленная ответчиком в материалы дела распечатка с сайтов в сети Интернет, в  которой перечислены гостиницы и указана стоимость размещения судом не принимается.  Как следует из распечатки, ответчик выбрал только тот стоимостной диапазон, который  ниже стоимости в размере 2 950 руб. Из характеристик части гостиниц, указанных в  распечатке следует, что они расположены не в городе Вологда, а в поселках Вологодского  района, в частности Рубцово, Семенково, Ватланово, гостиничный комплекс ТриА,  расположен на Пошехонском шоссе. Сведения о наличии свободных номеров на дату  судебного заседания не указаны. 

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленный таможенным  органом размер расходов на проживание для участия представителей в рассмотрении  настоящего дела, соответствует разумному экономному уровню. 

Проживание в безопасных и обеспечивающих средний уровень комфорта гостиницах  является обычным в деловых поездках и не может расцениваться как выход за пределы  экономически оправданных расходов. Представители стороны по делу не обязаны в целях  минимизации возможных расходов изыскивать в других городах гостиницы,  оказывающие наиболее дешевые услуги. Тем более, что ответчик сравнивал стоимость с  наименьшей, а не со средней (обычной) стоимостью аналогичных услуг. 


Период, за который представителям таможни выплачивались суточные,  соответствует срокам, учитывающим проезд к месту рассмотрения апелляционной  жалобы и обратно. Размер суточных соответствует норме, установленной постановлением  Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 "О размерах возмещения  расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской  Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального  бюджета" - 100 рублей за каждый день нахождения в командировке. 

Относительно возмещения расходов по командировке ФИО3, проживающему  в <...>, суд отмечает следующее. 

Действительно, согласно подпункту "а" пункта 11 Указа № 813 при направлении  гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы на  проезд к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения  федеральной государственной гражданской службы. 

Однако, подпунктом "д" пункта 11 Указа № 813 установлено, что госслужащему  возмещаются и иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии что  они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя  нанимателя или уполномоченного им лица). 

 В силу пункта 2 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим при  определенных условиях, предусмотренных данным Законом или иными нормативными  правовыми актами РФ, может предоставляться право на транспортное обслуживание,  обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от  категории и группы замещаемой должности гражданской службы. 

Из содержания пункта 1 Указа № 813 следует, что под командировкой понимается  поездка гражданского служащего на определенный срок для выполнения служебного  задания (в данном случае - для участия в судебном заседании суда апелляционной  инстанции). 

По мнению суда, спорные выплаты по своей направленности и экономическому  содержанию представляют собой возмещение расходов госслужащего, обязанного  выполнять служебные обязанности. В рассматриваемой ситуации госслужащий вынужден  осуществлять переезды из места проживания в место проведения судебного заседания  судом апелляционной инстанции исключительно в целях выполнения служебного  задания, и организация, оплачивая соответствующие расходы, фактически компенсирует  госслужащему право на его транспортное обслуживание. 


При проезде к месту проведения судебных заседаний сотрудниками таможни 

использовались экономные виды транспорта - автобус, метро, железная дорога.

Таким образом, суд приходит к выводу, что судебные расходы в размере 20987руб. 

документально подтверждены и соответствуют разумным пределам

Срок на обращение с заявлением соблюден - постановление суда кассационной 

инстанции в полном объеме изготовлено 11.01.2017, заявление подано в суд – 06.07.2017.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 184 Арбитражного процессуального 

кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Псковской таможни удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вятский фанерный 

комбинат» в пользу Псковской таможни судебные расходы в сумме 20987руб. 60коп.
Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.

На определение в течение месяца после его вынесения может быть подана 

апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через 

Арбитражный суд Псковской области.

Судья И.М. Радионова