ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А52-2510/2011 от 03.10.2011 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул.Некрасова ,23, г. Псков, 180001

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г.Псков                                                                         Дело №А52-2510/2011

04 октября  2011 года

Резолютивная часть оглашена  03.10.2011

Арбитражный  суд  Псковской  области  в  составе  судьи   Ледневой  О.А.,

при ведении протокола  судебного заседания   секретарем  судебного заседания  Зотовой  О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заместителя прокурора города Пскова

к закрытому акционерному обществу «Псковпищепром»

о привлечении к административной ответственности

при  участии в  заседании:

от  заявителя:  ФИО1,  старший помощник прокурора Псковской области, по доверенности от 20.12.2010;

от  ответчика: ФИО2, представитель, по доверенности от 01.03.2011 № 678-Д.

       Заместитель  прокурора города Пскова  обратился  с заявлением о привлечении  закрытого акционерного общества «Псковпищепром» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного  объекта  по адресу: <...>   без  лицензии.

Ответчик требование не признал, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, и мотивируя тем, что лицензия на данный вид деятельности у него имеется.  Ответчик полагает, что указание конкретного места осуществления деятельности в лицензии не является обязательным, поскольку Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599, не предусмотрено наличие в документе адресов, по которым осуществляется деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных  объектов.

        Исследовав  материалы  дела, выслушав  объяснения  представителей  сторон,  суд

                                                    установил:

Общество имеет  лицензию  от 15.01.2008 №ЭВ-23-000152 сроком действия до 15.01.2013  на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов по адресам: <...> и <...>.

08.07.2011 прокуратурой города Пскова совместно со специалистами  Отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о лицензировании при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, по результатам  которой  04.08.2011  заместителем прокурора города Пскова вынесено постановление  о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 14.1  Кодекса Российской  Федерации  об  административных правонарушениях.

В ходе проверки установлено, что Общество эксплуатирует газовую  котельную, являющуюся в соответствии с приложением №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасным производственным объектом,  расположенную  по адресу:  <...>,  не указанному в лицензии от 15.01.2008 №ЭВ-23-000152.

        Заявитель полагает, что ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации  об  административных правонарушениях и   просит   привлечь  ответчика   к  административной  ответственности    на  основании  указанной нормы.

       Суд  считает, что  заявление   заместителя прокурора города Пскова содержит   неправильную квалификацию  выявленного правонарушения.

 Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации   об  административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В рассматриваемом случае лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов у Общества имеется.

В соответствии с пунктом  1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ)  лицензированию подлежат названные в данной норме  виды деятельности.

К таким видам деятельности, в частности, относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (подпункт 28 пункта 1 статьи 17  Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ).  Обязанность иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов следует также из положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В силу указанной нормы наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, является требованием промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

         При этом  согласно  статье  10 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ в документе, подтверждающем право на осуществление конкретного вида деятельности, указываются, в том числе,  адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, документ, подтверждающий наличие лицензии, подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном статьей  11 Федерального закона от 08.08.2001 г.   № 128-ФЗ.

Из анализа  вышеуказанных  правовых норм следует, что одним из условий действия лицензии является указание в ней адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.

        Следовательно, осуществление деятельности  по месту, не указанному в лицензии, производится с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

 Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 Кодекса, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом.  Например, нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.11.2010 №8370/10 и определении от 27.07.2011 №ВАС-9328/11, эксплуатация опасного производственного объекта без лицензии, т.е. с нарушением требований промышленной безопасности, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного  частью  1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях  рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 1 статьи  9.1  Кодекса,  не отнесено к подведомственности арбитражных судов.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано на то, что если   рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращает производство в арбитражном суде и возвращает протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы административному органу.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

          Производство по делу № А52-2510/2011   прекратить.

          Возвратить  заместителю  прокурора города Пскова постановление о возбуждении дела об   административном правонарушении  от  04.08.2011 и приложенные  к  нему  документы.

          На определение в течение месяца после его вынесения может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Псковской области.

Приложение:  постановление о возбуждении дела об  административном правонарушении  от   04.08.2011  на 4  л.  и  приложенные  к  нему  документы  на    51  л.

           Судья                                                                         О.ФИО3