Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Псков | Дело № А52-2905/2022 |
01 августа 2022 года |
Резолютивная часть определения оглашена июля 2022 года
Полный текст определения изготовлен 01 августа 2022 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Будариной Ж.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тельновым М.П., рассмотрев ходатайство инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району города Витебска (210029, <...>) о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения Экономического суда Витебской области от 30.04.2021 по делу №152ЭИП21165 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 – Великие Луки» задолженности,
при участии в заседании:
от заявителя, ответчика: не явились, извещены,
установил:
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району города Витебска (далее - Инспекция), обратилась через Министерство юстиции Российской Федерации в Псковский областной суд с заявлением о признании и приведении в исполнение решения Экономического суда Витебской области от 30.04.2021 по делу №152ЭИП21165 (далее - Решение Экономического суда) в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Великие Луки» в республиканский бюджет государственной пошлины в сумме 3261 руб. 64 коп. Национального банка Республики Беларусь.
Определением от 03.06.2022 Псковского областного суда по делу №13-43/2022 ходатайство Инспекции передано для рассмотрения в Арбитражный суд Псковской области.
Стороны, надлежащим образом извещенные, в том числе в порядке, предусмотренном Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что в силу части 2 статьи 243 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению заявления по существу в их отсутствие.
Суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу Решением Экономического суда с Общества по иску прокурора Полоцкого района в интересах производственного унитарного предприятия «Полоцкие напитки и концентраты» взыскано 2 521 311 российских рублей, из которых 2 337 102 руб. 85 коп. российских рублей основного долга; 184 209 российских рублей пеней, а также в республиканский бюджет в качестве государственной пошлины взысканы 3261,64 белорусских рублей.Выдан судебный приказ от 25.05.2021.
Данный приказ в отдел принудительного исполнения Октябрьского района города Витебска не направлялся, исполнительное производство не возбуждалось, что подтверждается справкой Главного управления юстиции Витебского областного исполнительного комитета (л.д.13).
Инспекция через Минюст России обратилась в компетентный суд Российской Федерации с заявлением о принудительном исполнении на территории Российской Федерации Решения Экономического суда.
В силу части 1 статьи 241 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
Признание и приведение в исполнение решений компетентных судов государств - участников Содружества Независимых Государств (включая Российскую Федерацию и Республику Беларусь), вынесенных по спорам, возникшим из договорных или иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляется на основании Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" (далее - Соглашение от 20.03.1992) и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами - членами Содружества Независимых Государств в Минске 22.01.1993.
Согласно части 1 статьи 245.1 АПК РФ решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения, не требующие принудительного исполнения, признаются в Российской Федерации, если их признание предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
Российской Федерацией и Республикой Беларусь 17.01.2001 во исполнение Соглашения от 20.03.1992 заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерацией и хозяйственных судов Республики Беларусь (далее - Соглашение от 17.01.2001), по которому судебные решения российских арбитражных судов и белорусских хозяйственных судов не требуют специальной процедуры признания и подлежат исполнению в том же порядке, в каком исполняются судебные акты национальных судов. Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 11 июля 2002 года № 90-ФЗ.
В совместном информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2004 № С1-7/МО-627, Министерства юстиции Российской Федерации от 29.01.2004 № 06/899-ЮЧ, Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2004 № 01/31-2020 приведены разъяснения по вопросам применения названного Соглашения, согласно которым решения судов обоих договаривающихся государств не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и решения судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, вынесших решения.
Согласно преамбуле указанного Соглашения от 17.01.2001 его действие распространяется только на хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Беларусь. В данном случае, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что должник является юридическим лицом, зарегистрированном в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Таким образом, Общество является юридическим лицом по российскому законодательству и осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов. Исходя из системного толкования статей 48, 49, 51, 1202 ГК РФ личным законом Общества, образованного и зарегистрированного на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, считается право Российской Федерации, по которому и определяется правоспособность юридического лица. Юридическим лицом согласно российскому законодательству признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 ГК РФ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов, в том числе приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям международных договоров судебный и иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, подлежит исполнению на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих условий: судебный акт или иной акт, вынесенный компетентным органом иностранного государства, прошел установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания (экзекватуру); судебный акт или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры) в силу положений международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, компетентным органом которого такой акт был вынесен.
В статье 1 Соглашения от 17.01.2001 определено, что судебные акты компетентных судов Республики Беларусь не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и хозяйственные суды Республики Беларусь.
В силу пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 "О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь" хозяйственные суды областей (города Минска) Республики Беларусь переименованы в экономические суды областей (города Минска) Республики Беларусь.
Согласно статье 3 Соглашения от 17.01.2001 если взыскатель не располагает сведениями об имеющихся банковских счетах должника и о наличии на них денежных средств или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.
Из материалов дела не следует, что Инспекция обращалась к органам Российской Федерации к компетенции которых относится исполнение судебных актов. Заявитель правом обратиться в компетентное структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации с приложением соответствующих документов, не воспользовался. Доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку судебный акт от 25.05.2021 по делу №152ЭИП21165 о взыскании в республиканский бюджет должен исполняться на территории Российской Федерации без процедуры признания, арбитражный суд приходит к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Вместе с тем, суд разъясняет, что заявитель вправе обратиться в компетентное
структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации с приложением соответствующих документов.
На основании изложенного, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 241, 243-246, 184-185, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу о признании и приведении в исполнение решения экономического суда Витебской области Республики Беларусь от 30.04.2021 по делу N 152ЭИП21165 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 - Великие Луки» в республиканский бюджет государственной пошлины в сумме 3261 руб. 64 коп. Национального банка Республики Беларусь.
На определение в течение месяца после его вынесения может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Западного округа через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Ж.В. Бударина