ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А52-4137/07 от 19.12.2007 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

180001, г. Псков, ул. Некрасова, 23

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Псков                                                                                                 Дело № А52-4137/2007

25 декабря 2007 г.

Резолютивная часть определения объявлена 19.12.2007 года.

Судья Арбитражного суда Псковской области Рутковская Л.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рутковской Л.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Великолукской городской Думы от имени Муниципального образования город Великие Луки

к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Великолукская правда»

к Администрации города Великие Луки

о признании недействительным решения о реорганизации

при участии в заседании:

истец: ФИО1 – представитель (доверенность от 13.11.07 г.);

ответчики: от АНО: ФИО2 – представитель (доверенность № 243 от 24.11.06 г., со всеми правами);

от Администрации г. Великие луки: ФИО3 – начальник юридического отдела (доверенность № 408 от 27.03.07 г., со всеми правами);

Установил:МО г. Великие Луки в лице Великолукской городской Думы обратилось в суд с иском к Администрации г. Великие Луки и Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Великолукская правда» - правопреемнику согласно учредительным документам Редакции Средства массовой информации газета «Великолукская правда» (п. 1.2 Устава – л.д. 66-75 т. 2) – о признании недействительным решения от 08.07.2005 г. о реорганизации «Средства массовой информации газета «Великолукская правда».

Представитель Администрации г. Великие Луки требования признала.

Представитель АНО «Редакция газеты «Великолукская правда» требования не признал, утверждая, что законодательство не нарушено. Средство массовой информации газета «Великолукская правда» не являлось предприятием, а существовало до 2003 г. без организационно-правовой формы, в 2003 г. зарегистрировано как некоммерческая организация. Таким образом, решение о реорганизации в автономную некоммерческую организацию могло быть принято. Учредителями являлись не только администрация, но и коллектив журналистов, соответственно, решение о реорганизации должно было быть принято в форме решения учредителей. Интересы истца ничем не нарушены, ущерба от реорганизации нет. Дума не была учредителем, соответственно, ее права спорным решением не затронуты. Цель иска – переподчинить средство массовой информации и устранить конкурента, так как в 2006 г. после реорганизации газеты в АНО Администрацией города учреждено муниципальное предприятие с таким же названием «Великолукская правда».

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил, что

08.07.2005 г. Совет учредителей Средства массовой информации газета «Великолукская правда» на своем заседании принял решение о преобразовании СМИ газета «Великолукская правда» в Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Великолукская правда» путем реорганизации (п. 2 Постановления совета учредителей).

Полагая, что при принятии данного решения допущено нарушение законодательства и причинен ущерб имущественным интересам Муниципального образования г. Великие Луки, Великолукская городская Дума обратилась с настоящим иском.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела по спорам о реорганизации организаций, однако общее правило подведомственности арбитражных судов – дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности – установлено ч. 1 ст. 27 АПК РФ. В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ» дела по спорам о реорганизации некоммерческих организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Как следует из материалов дела, на момент реорганизации учредительным документом Средства массовой информации – редакции газеты «Великолукская правда» (далее Газета) являлся Устав, принятый общим собранием коллектива редакции 13.12.1993 г. и зарегистрированный Администрацией г. Великие Луки 19.12.1993 г. (л.д. 76-79 т. 2).

Зарегистрирована Газета, как средство массовой информации, и выдано свидетельство о регистрации Псковским облисполкомом 14.01.1994 г. (л.д. 82 т. 2), и Северо-Западным региональным управлением Государственного комитета РФ по печати 26.09.1997 г. (л.д. 81 т. 2).

09.12.2002 г. Газета прошла перерегистрацию, как юридическое лицо, зарегистрированное до 01.07.2002 г.

При этом из Устава Газеты (п. п. 1.1 – 1.6) следует, что юридическим лицом является редакция Газеты, представляющая периодическое печатное издание «Великолукская правда». Редакция осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», другими законодательными актами РФ и своим Уставом.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 г. № 2124-1 под средствами массовой информации понимается, в том числе, периодическое печатное издание, т.е. форма периодического распространения массовой информации, под редакцией понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации (ст. 2).

В соответствии со ст. 19 Закона, если редакция организуется в качестве предприятия, то она подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности, и помимо  производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке и иную, не запрещенную законом, деятельность. При этом устав редакции должен соответствовать законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности (ст. 20).

В соответствии с законодательством о местном самоуправлении, действовавшим на момент учреждения Газеты (Закон РСФСР от 06.07.91 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР») районные и городские Советы могли учреждать собственные средства массовой информации. Таким образом, органы местного самоуправления вправе были учреждать средства массовой информации с использованием этим средством  муниципальной собственности, однако законодательство о средствах массовой информации и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик не предписывали создание их только в форме коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утвержденных постановлением ВС СССР от 31.05.91 г. № 2211-1) юридическими лицами могли быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могли заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могли создаваться в форме предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения.

В соответствии с Законом РСФСР от 25.12.90 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия (ст. 1). Статья 3 также устанавливает, что если собственник не сам осуществляет предпринимательскую деятельность, то субъект предпринимательской деятельности управляет имуществом собственника на праве хозяйственного ведения. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном данным Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В соответствии со ст. 33 Закона учредительными документами предприятия кроме устава, является учредительный договор или решение о его создании, тогда как Законом о средствах массовой информации предусмотрено, для редакций, не являющихся предприятиями, достаточно в качестве учредительного документа только Устава.

В соответствии со ст. 7 Закона о предприятиях муниципальное предприятие учреждается местными Советами или организациями местного самоуправления, собственное наименование муниципального предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Из устава Газеты не усматривается, что она создана по решению местного совета или органа местного самоуправления в качестве муниципального предприятия, в названии нет указания на организационно-правовую форму – муниципальное предприятие. Иных учредительных документов, кроме Устава, суду не представлено, Устав принят только общим собранием коллектива редакторов 13.12.93 г.

Анализ основных положений Устава в совокупности также позволяет сделать вывод о том, что он не соответствует законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма Газеты вообще не усматривается из Устава, усматривается только, что Газета  в лице редакции является юридическим лицом. Из пунктов 1.1., 1.2, 1.4 Устава усматривается, что создана Газета именно в соответствии с законодательством о средствах массовой информации, которое предусмотрело возможность ее создания в форме предприятия, но не предписывало это в обязательном порядке. Органы управления редакцией (совет учредителей – общее руководство, общее собрание – высший орган журналистского коллектива, редактор – руководитель редакционного коллектива) также свидетельствуют о специфичной организационно-правовой форме Газеты, не являющейся муниципальным предприятием.

Анализ иных положений Устава (разделы V,VII,VIII), а также фактических имущественных прав Газеты свидетельствуют о том, что Газета создавалась лишь с целью выпуска средства массовой информации (п.п. 1.1., 7.4), а иные виды производственной, коммерческой и финансовой деятельности осуществляются ею, если они необходимы для реализации уставных целей и задач (п. 5.3 Устава), что соответствует ч.3 ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Газета не осуществляла иных видов хозяйственной деятельности,  которые бы осуществлялись не в соответствии с основной целью – выпуском средства массовой информации. Согласно представленным Газетой сведениям имевшаяся прибыль использована на ремонт помещения, приобретение мебели и оргтехники.

Газета не наделялась в установленном порядке в момент создания муниципальным образованием основными средствами на праве хозяйственного ведения, осуществляла свою деятельность на условиях «условного хозрасчета» (п. 5.1. Устава), а п.5.2. предусматривал, что редакция обладает обособленным имуществом на праве собственника. Фактически договором от 01.06.95 г. имущество было предоставлено Газете в доверительное управление (л.д. 145-150 т.1, л.д. 31 т.2) и находилось у нее на этом праве на момент реорганизации, при этом в п. 2.2. договора были предусмотрены ограничения в распоряжении имуществом «закрепленным за учреждением».

22.09.05 г. Великолукским городским судом Псковской области был разрешен спор между Газетой и регистрирующим органом – МРИ № 2 ФНС РФ о приведении правоустанавливающих документов в соответствие с избранной организационно правовой формой (до государственной регистрации в качестве юридического лица 24.01.06 г. АНО «Редакция газеты Великолукская правда» - л.д. 51 т.1, л.д. 64-65 т.2). В данном решении суд общей юрисдикции сделал вывод о том, что «в соответствии с ч.2 п.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации редакция газеты «Великолукская правда» ведет хозяйственную деятельность, получая прибыль, реализует ее для достижения целей, ради которых она создана – выпуск газеты, и, таким образом, по всем признакам является некоммерческой организацией».

Спор разрешен в соответствии с подведомственностью судов общей юрисдикции, решение оставлено без изменения кассационной инстанцией. В соответствии с ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд невправе вторгаться в компетенцию судов общей юрисдикции. Практика судов по применению гражданского законодательства, в т.ч. в части создания, реорганизации, ликвидации организаций, а также в оценке подведомственности споров, должна быть единой.

По заявлению представителя Газеты в настоящем судебном заседании, данный ответчик никогда не считал себя предприятием, полагает, что до 2003 г. Газета существовала без организационно-правовой формы, что подтверждается требованиями инспекции МНС РФ по г. Великие Луки от 30.05.00 г. (л.д. 65 т.1) и Комитета по средствам массовой информации от 24.07.02 г. (л.д. 67 т.1), а в 2003 г. в государственный  реестр были внесены сведения о том, что Газета является прочей некоммерческой организацией (л.д. 98 т.2). Это подтверждается и оспариваемым решением о реорганизации от 08.07.03 г. в АНО.

Таким образом, суд не принимает доводов истца о том, что Газета являлась на момент оспариваемого решения предприятием, по изложенным выше мотивам. Ссылка истца на решение Псковского облисполкома от 26.11.92 г. № 183, решение Великолукского городского Совета от 01.03.93 г. № 23 о передаче в муниципальную собственность г. Великие Луки предприятия «Редакция газеты «Великолукская правда» не принимается судом, т.к. в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О средствах массовой информации» в случае смены учредителя средство массовой информации подлежит перерегистрации. После передачи газеты из областной собственности в муниципальную такая перерегистрация и была произведена на основании устава 1993 г. без определения организационно-правовой формы Газеты, как муниципального предприятия. Представленная справка Комитета госстатистики об организационно-правовой форме Газеты, как муниципального предприятия (л.д. 13 т. 1), не подтверждена учредительными документами. В то же время, регистрирующий орган Газету, как предприятие, не регистрировал – письмо ИМНС по г. Великие Луки от 05.05.04 г. (л.д. 53 т. 2).

Следовательно, на момент реорганизации Газета не являлась предприятием либо иной коммерческой организацией, на момент разрешения настоящего спора Газета также является Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Великолукская правда».

 Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 150, ст. ст. 27, 33 АПК РФ спор неподведомственен арбитражному суду, и производство по делу подлежит прекращению.

Надлежит возвратить Великолукской городской Думе уплаченную государственную пошлину.

Руководствуясь ст. ст. 27, 28, 33, 150 ч. 1, 184-185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.12.2002 г. № 11, арбитражный суд

определил:

Производство по делу прекратить.

Возвратить Великолукской городской Думе 2000 руб. расходов по оплате госпошлины.

На определение в течение месяца дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                     Л.Г. Рутковская