АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа
г. Ростов-на-Дону
«30» апреля 2021 года Дело № А53-11786/21
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Тановой Д.Г.
рассмотрел заявление взыскателя государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о выдаче судебного приказа на взыскание штрафных санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 годы в сумме 8 000 рублей,
установил: государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафных санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 годы в сумме 8 000 рублей в отношении должника - общества с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Суд, рассмотрев заявление, пришел к выводу о наличии оснований для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
При рассмотрении указанного заявления и оценки наличия либо отсутствий оснований для выдачи судебного приказа суд исходит из следующих обстоятельств.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, Управление также обратилось в суд с требованием о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 годы.
Как указано взыскателем, отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год представлен должником 02.03.2018, за 2018 год – 26.02.2019, за 2019 год – 02.03.2020.
Вместе с тем, судом установлено, что проверка проведена пенсионным фондом лишь 13.11.2020, что мотивировано пенсионным фондом направлением уведомления об устранении ошибок в индивидуальных сведениях застрахованных лиц, в результате аудита базы данных персонифицированного учета, однако чем вызван аудит базы данных персонифицированного учета за 2017-2019 годы в отношении должника пенсионным фондом не указано.
Судом также принимается во внимание, что указанное уведомление не содержит номера и даты его составления, вместе с тем, из актов усматривается, что уведомление составлено 11.08.2020.
Пенсионным фондом проведена проверка, по результатам которой составлены акты № 071S18200026945 от 13.11.2020 – за 2017 год, № 071S18200026948 от 13.11.2020 - за 2018 год, 071S18200026957 от 13.11.2020 – за 2019 год.
Указанные акты направлены должнику посредством почтовой связи 19.11.2020.
29.12.2020 пенсионным фондом вынесены решения о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде уплаты финансовых санкций в сумме 8 000 рублей:
по требованию № 071S18200026945 от 13.11.2020 – за 2017 год вынесено решение № 071S19200028750 на сумму финансовых санкций 2 500 рублей;
по требованию № 071S18200026948 от 13.11.2020 - за 2018 год вынесено решение № 071S19200028751 на сумму финансовых санкций 4 000 рублей;
по требованию 071S18200026957 от 13.11.2020 – за 2019 год вынесено решение № 071S19200028752 финансовые санкции на сумму 1 500 рублей.
Указанные решения направлены должнику посредством почтовой связи 30.12.2020.
По решению № 071S19200028750 вынесено требование № 071S01210001261 от 28.01.2021 об уплате финансовых санкций в срок до 16.02.2021;
По решению № 071S19200028751 вынесено требование № 071S01210001262 от 28.01.2021 об уплате финансовых санкций в срок до 16.02.2021;
По решению № 071S19200028752 вынесено требование № 071S01210001263 от 28.01.2021 об уплате финансовых санкций в срок до 16.02.2021.
Указанные требования направлены должнику посредством почтовой связи 04.02.2021.
Судом установлено, что Управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 16.04.2021 (направлено посредством Почты России 08.04.2021), то есть с пропуском установленного шестимесячного срока, а также взыскателем не мотивировано проведение проверки 13.11.2020 и аудита базы данных персонифицированного учета за 2018-2019 годы в отношении должника за пределами срока привлечения должника к ответственности.
Таким образом, предъявленные требования в отношении спорных сумм штрафных санкций – СЗВ- СТАЖ за 2017-2019 годы заявителем пропущен срок её принудительного взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, взыскателю надлежит отказать в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности, срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» отказ в принятии заявленияовыдаче судебного приказа мировым судьей, арбитражным судом по основаниям, указанным в части третьей статьи 125 ГПК РФ, части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, препятствует повторному обращению с таким же заявлениемовыдаче судебного приказа (часть третья статьи 134 ГПК РФ, часть 4 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявленияовыдаче судебного приказа отказано.
Основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа либо для отказа в его принятии подлежат выявлению мировым судьей, арбитражным судом в трехдневный срок со дня поступления заявления к мировому судье, в арбитражный суд (часть четвертая статьи 125 ГПК РФ, часть 4 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу положений пунктов 2, 7 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса РФ в ходе приказного производства не применяются правила, предусмотренные статьей 128, главами 14 - 19 настоящего Кодекса, и судебный приказ выносится на основании представленных взыскателем документах.
В силу положений пункта 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" истечение трехдневного срока со дня поступления заявления в арбитражный суд не лишает судью права вынести определение об отказе в его принятии при выявлении оснований, препятствующих вынесению судебного приказа (части 1 и 3 статьи 229.4 АПК РФ)
С учетом изложенного, суд отказывает в принятии заявленияовыдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, частью 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области (межрайонное) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в выдаче судебного приказа на взыскание штрафных санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 годы в сумме 8 000 рублей в отношении должника общества с ограниченной ответственностью "Бройлер Дон" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого определения через Арбитражный суд Ростовской области.
Судья Д.Г. Танова