АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об увеличении лимита на привлечение лиц для обеспечения исполнения обязанностей
арбитражного управляющего
г. Ростов-на-Дону
«07» июня 2019 года Дело № А53-1473/17
Резолютивная часть судебного акта объявлена «06» июня 2019 года
Полный текст судебного акта изготовлен «07» июня 2019 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Авдяковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьминой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего ФИО1 об увеличении расходов на выплату лицам, привлеченным для обеспечения деятельности конкурсного управляющего,
по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр» (ИНН <***>, ОГРН <***>;
место нахождения: 344002, <...>) при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего: ФИО1 лично (паспорт)
установил: в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр» судом рассматривается заявление конкурсного управляющего ФИО1 об увеличении расходов на выплату лицам, привлеченным для обеспечения деятельности конкурсного управляющего, на сумму 1 060 000 рублей.
Определением председателя Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2019 произведена замена судьи Пипченко Т.А. и дело № А53-1473/2017 передано на рассмотрение судье Авдяковой В.А.
До судебного заседания от конкурсного управляющего в электронном виде поступили объяснения и консолидированные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал заявление, пояснил, что бухгалтер до настоящего времени работает в ООО Холдинговая компания «Домоцентр», поскольку постоянно возникают запросы о предоставлении документов и сведений со стороны работников и государственных органов, а также необходимость проведения сверок с налоговым органом. Сумма в части юридических услуг необходима в целях оплаты уже оказанных услуг со стороны ООО ЮК «ГОРОД» по представлению
интересов должника в обособленных спорах по обжалованию сделок с ЧОП Феникс (акт от 20.12.2018, т. 1 л.д. 41), ООО «ВОГ-Сибирь» (акты от 20.12.2018, 01.02.2019, т. 1 л.д. 39, 42), ПАО Сбербанк (акт от 09.01.2019, т. 1 л.д. 40, а также 50 000 руб. вторая часть фиксированного вознаграждения после удовлетворения заявления судом). В части услуг по хранению документов управляющий указал, что документы должника занимают помещение полюдью 150 кв. м. и их хранение необходимо до завершения конкурсного производства. Работа по сдаче документов архив проводится в настоящее время, в муниципальные архивы в регионах по месту нахождения подразделений должника направляются сформированные коробки документов. Однако, несмотря на значительное количество сдаваемой в архив документации, ее объем не влияет существенным образом на общее количество документов должника, сохранность которых необходимо продолжать обеспечивать, при этом ввиду неоплаты услуг хранителя от него поступают претензии о необходимости освобождения помещения.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет. Конкурсные кредиторы должника знают о начавшемся арбитражном процессе по делу о банкротстве, поскольку предъявили требования к должнику.
Суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствии представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2017 (резолютивная часть объявлена 19.04.2017) заявление общества с ограниченной ответственностью «Ковровый двор» признано обоснованным, в отношении общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр» введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО1.
Решением арбитражного суда от 19.10.2017 (резолютивная часть от 12.10.2017) общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура банкротства - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Пунктом 3 статьи 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 установлено, что размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, составляет при балансовой стоимости активов должника: от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей - не более двух миллионов двухсот девяноста пяти тысяч рублей и одной десятой процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей.
Заявление конкурсного управляющего ФИО1 об увеличении расходов на выплату лицам, привлеченным для обеспечения деятельности конкурсного управляющего, на сумму 1 060 000 рублей, мотивировано следующим.
Балансовая стоимость активов должника на дату введения процедуры составляет 757 259 тысяч рублей.
Таким образом, лимит составляет: 2 295 000 + (757 259 000- 300 000 000) * 0,1= 2 295 000 + 457 259= 2 752 259 рублей.
На текущую дату затраты на оплату услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве составили 2 747 000,00 руб., в том числе:
Ввиду необходимости продления процедуры конкурсного производства ООО ХК «Домоцентр» на 6 месяцев конкурсный управляющий указал, что предстоящие затраты на оплату услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, составят 1 060 000 рублей, которая состоит из следующих расходов:
Исследовав материалы дела, заслушав конкурсного управляющего, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан в том числе: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.
Как следует из пункта 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве, полномочия, возложенные в соответствии с данным Законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. Вместе с тем арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, поставлен в зависимость от балансовой стоимости активов должника.
Согласно абзацу первому пункта 6 указанной статьи оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет
имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с данной статьей, осуществляется по определению арбитражного суда.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» разъяснено, что при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных данным Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в данном пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», при расчете суммы процентов по вознаграждению и лимита расходов на основании балансовой стоимости активов должника (пункты 10, 11 и 14 статьи 20.6, пункты 3, 4 и 8 статьи 20.7 Закона) судам необходимо принимать во внимание следующее.
Суд вправе снизить сумму процентов по вознаграждению и размер лимита расходов, исходя из действительной стоимости имеющихся у должника активов по ходатайству участвующего в деле лица, при условии, если оно докажет, что действительная стоимость активов значительно меньше стоимости, рассчитанной на основании бухгалтерской отчетности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», при необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 Закона. Данное ходатайство рассматривается в порядке, определенном статьей 60 Закона.
Из представленных документов следует, что лимит расходов на привлеченных лиц в деле о банкротстве общества израсходован на мероприятия по ведению бухгалтерского учета, юридическое сопровождение конкурсного производства, в том числе проведение
анализа и оспаривание сделок должника, обеспечение сохранности и передачу в архив документации должника, учитывая цену и период действия договоров, при этом мероприятия конкурсного производства должника на момент рассмотрения настоящего заявления не завершены.
Конкурсным управляющим должника подано заявление об увеличении лимита расходов на привлеченных лиц с размером оплаты за счет имущества должника на 1 060 000 руб.
Как видно из материалов дела, 13.10.2017 между ООО ХК «ДОМОЦЕНТР» в лице конкурсного управляющего и ФИО2 заключен срочный трудовой договор, в соответствии с условиями которого ФИО2 приняла на себя обязательства по ведению бухгалтерского и налогового учета; ведению операций по расчетному счету; подготовке и сдаче промежуточной и годовой бухгалтерской и налоговой отчетности, подготовке и сдаче квартальной и годовой отчетности во внебюджетные фонды, в том числе предоставлению индивидуальных сведений в Пенсионный фонд РФ; сопровождению налоговых проверок (сбор и подготовка копий первичных документов, реестров, пояснений, ответов на запросы, требования налоговых органов); проведению и подготовке актов сверок по налогам и сборам, а также подготовке и проведению актов сверок с контрагентами; помощи в сборе и подготовке документов для обращения с исковыми заявлениями в суд.
Конкурсный управляющий указывает, что указанный список обязанностей не является закрытым, в обязанности бухгалтера ФИО2 также входит функции, связанные с подготовкой и отправкой документов не только бухгалтерского, но и кадрового учета, указанный специалист оказывает содействие конкурсному управляющему в проведении ликвидационных мероприятий, установленных законом о банкротстве, в том числе при формировании конкурсной массы, подготовке документов для взыскания дебиторской задолженности, сдаче бухгалтерской и иной отчетности, сдаче документов в архив.
С учетом того, что должник имел задолженность по выходным пособиям перед 116 работниками при недостаточности денежных средств для полного погашения долга разовыми платежами, в ходе конкурсного производства требовалось проведение объемной подготовительной работы бухгалтера по составлению пропорций частичной оплаты согласно остаткам задолженности каждого работника, с учетом календарной очередности возникновения задолженности каждого работника, формирования платежных документов на каждого работника в банке, начислению налоговых платежей, с учетом того, что не со всех выплат выходного пособия удерживаются налоговые отчисления, отражение всех операций в регистрах бухгалтерского учета.
Квалификация ФИО2 подтверждается диплом ль 13.05.2012 (т. 1 л.д. 34). Кроме того, до введения процедуры конкурсного производства ФИО3 работала бухгалтером ООО ХК «ДОМОЦЕНТР», знает специфику предприятия, организацию бухгалтерского и кадрового учета на данном рабочем месте. Определяя стоимость услуг привлеченного специалиста, конкурсный управляющий руководствовался стоимостью аналогичных услуг на рынке труда.
Как установлено судом, мероприятия конкурсного производства завершены не в полном объеме, в том числе не произведены расчеты с кредиторами, не сдан промежуточный и ликвидационный баланс. Данная работа предполагает знания и навыки профессионального бухгалтера.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, предусмотрено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации, то есть в настоящее время – конкурсный управляющий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в связи с чем, привлечение главного бухгалтера необходимо до окончания конкурсного производства.
Также, конкурсный управляющий указал, что согласно единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2009 № 517, в процессе подготовки арбитражный управляющий получает знания, позволяющие анализировать бухгалтерский баланс, понимать бухгалтерские счета и налоговую отчетность, но не дающие специального образования бухгалтера, позволяющего самостоятельно вести бухгалтерский учет, начислять налоги и отчисления в фонды, заработную плату сотрудникам, вести налоговую отчетность.
При наличии в предприятии - банкроте сотрудников необходимо не только исчисление заработной платы и выходных пособий бывшим работникам, распределение для них полученных денежных средств, но и правильное исчисление всех видов налоговых начислений, формирование платежных документов в бюджеты и фонды, при постоянно меняющихся требованиях налогового законодательства.
С учетом представленных в материалы документов в отношении бухгалтера, пояснений конкурсного управляющего, а также принимая во внимание специфику длительности должника и объем работы в рамках конкурсного производства общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр», поскольку введение в отношении должника процедуры конкурсного производства не освобождает его от предоставления в установленные сроки бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и ведения бухгалтерского учета, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, суд приходит к выводу об обоснованности заявления конкурсного управляющего.
Размер заработной платы бухгалтера – 30 000 руб. в месяц не выходит за рамки стоимости аналогичных услуг и подлежит удовлетворению судом. Оснований для снижения заявленного размера вознаграждения судом не усматривается.
В части юридических услуг судом установлено следующее.
Конкурсный управляющий в объяснениях указал, что учитывая то обстоятельство, что определенный п. 1.2.1-1.2.2. Договора от 27.12.2017 перечень услуг по юридическому обеспечению деятельности должника, которые по своему характеру разнообразны, требуют специальных юридических познаний после проведения преддоговорных переговоров с ООО Юридическая фирма «ТЕМИДА», 29.12.2017 между должником ООО
«Юридическая компания «Город» заключено дополнительное соглашение к договору об оказании юридических услуг, в соответствии с которым ООО «Юридическая компания «Город» освобождена от части обязанностей, а именно – проведение претензионно- исковой работы по взысканию дебиторской задолженности ООО ХК «ДОМОЦЕНТР» (анализ документов; подготовка претензий, исковых заявлений, иных процессуальных документов), участие в судебных заседаниях, представление интересов в рамках исполнительного производства (п. 1.2.2. Договора), которые впоследствии переданы ООО Юридическая фирма «ТЕМИДА».
Непрерывный характер юридической помощи с стороны ООО «Юридическая компания «Город» в период действия договора подтверждается актами выполненных работ (т. 1 л.д. 39-46).
В соответствии с поручениями конкурсного управляющего специалистами ООО «Юридическая компания «Город» подготовлены заявления и оспорены сделки:
- по возврату денежных средств в размере 7 029 857,32 рублей по договору займа с ФИО4, заявление удовлетворено в полном объеме, решение вступило в законную силу.
- о зачете с ООО «ВОГ-Сибирь» на сумму 19 346 349,47 руб., заявление судом первой инстанции удовлетворено. Суд апелляционной инстанции отменил определение Арбитражного суда Ростовской области. ООО «Юридическая компания «Город» обеспечено предсталвение интересов конкурсного управляющего в суде первой, апелляционной, кассационной инстанции, подготовлена жалоба в Верховный суд Российской Федерации.
- о перечислении ООО ЧОП «Феникс» в размере 34 824 405,06 рублей. Заявление удовлетворено в полном объеме, решение вступило в законную силу.
- о перечислении должником в ПАО «Сбербанк России» денежных средств в размере 214 560 000 руб., заявление удовлетворено в полном объеме, судом апелляционной инстанции определение Арбитражного суда Ростовской области отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Также, 09.01.2018 между ООО «Юридическая фирма «ТЕМИДА» и конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «ДОМОЦЕНТР» заключен договор об оказании юридических услуг.
Конкурсный управляющий в обоснование выбора данной юридической компании указал, что ООО Юридическая фирма «ТЕМИДА» существует с 1997 года и имеет в своем штате специалистов с опытом работы от 10 до 20 лет, в том числе специалистов, имеющих опыт работы по делам о банкротстве юридических лиц.
В соответствии с условиями заключенного договора ООО ЮФ «ТЕМИДА» привлечено в целях обеспечения текущей деятельности, а также в целях обеспечения исполнения возложенных на конкурсного управляющего полномочий, а именно: по представлению интересов должника в судах, органах государственной власти и местного самоуправления, сопровождению исполнительного производства, ведению претензионной работы и оказанию иных юридических услуг, за исключением оспаривания сделок должника.
За время действия договора специалистами ООО ЮФ «ТЕМИДА» проанализирована дебиторская задолженность 234 контрагентов, по результатам анализа направлено 219 претензий, возбуждено 50 исполнительных производств в различных регионах Российской федерации, специалисты ООО ЮФ «ТЕМИДА» принимали участие в рассмотрении дел о взыскании дебиторской задолженности в судах общей юрисдикции (Советский районный суд города Новосибирска), Новосибирском областном суде (по апелляционным жалобам лиц, имеющим задолженность перед ООО ХК «ДОМОЦЕНТР»), Арбитражном суде Новосибирской области.
01.09.2018 договор об оказании юридических услуг расторгнут по инициативе ООО «Юридическая фирма «ТЕМИДА» в связи с регулярными нарушениями сроков оплаты выполненных работ.
Вместе с тем, результатом работы ООО ЮФ «ТЕМИДА» явилось поступление на расчетный счет должника на 31.01.2018 средств в сумме 8 000 273,42 руб., что более чем в 10 раз превышает затраты на привлечение данного лица.
В судебном заседании конкурсный управляющий указал, что все услуги ООО «Юридическая фирма «ТЕМИДА» оплачены за счет конкурсной массы должника с соблюдением установленной очередности текущих платежей. Перед ООО «Юридическая компания «Город» имеется задолженность за оказанные услуги по оспариванию сделок должника в первой и кассационной инстанции в размере 300 000 руб.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает возможным удовлетворить заявление конкурсного управляющего в части увеличении лимитов для оплаты оказанных услуг ООО «Юридическая компания «Город» в сумме 300 000 руб. единоразово.
В части оказания услуг по хранению документов должника судом установлено следующее.
Согласно пояснениям конкурсного управляющего, в ходе работы по настоящему делу им принято более 30 тысяч коробов документов по личному составу, хозяйственных договоров, бухгалтерской и иной документации. Хранение данной документации необходимо для решения задач конкурсного производства в соответствии с законом о банкротстве. С этой целью 27.12.2017 между ООО «Факел» и конкурсным управляющим ООО Холдинговая компания «ДОМОЦЕНТР» заключен договор хранения, в соответствии с условиями которого ООО «Факел» принимает на себя обязательства по хранению документов ООО ХК «ДОМОЦЕНТР», начиная с 01.01.2018 года и до прекращения (завершения) производства по делу № А53-14723/2017 по адресу: <...> (5 этаж) в помещении площадью 150 квадратных метров.
Необходимость заключения данного договора обусловлена тем, что организация- должник существует достаточно длительное время, а именно с 23.12.1996, в период осуществления деятельности имела филиалы в различных регионах, в результате чего образовался достаточно большой объем документов, которые необходимо хранить в период процедуры банкротства и часть из которых подлежат передаче в архив, в связи с чем их сохранность является необходимым и обязательным условием соблюдения конкурсным управляющим обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.
Кроме того, документы являются источником информации об активах и сделках должника. Архив нуждается в хранении до момента его передачи в государственный или муниципальный архив, иные документы должны находится в сохранности для реализации конкурсным управляющим своих полномочий, в том числе для формирования конкурсной массы и иных процедур, предусмотренным законом.
Должник не имеет собственных помещений для хранения документов, транспортировка по месту государственной регистрации должника является нецелесообразной в виду необходимости затрат на их перевозку и хранение, исходя из удаленности и количества документов. С учетом того обстоятельства, что подлежащие хранению документы занимают помещение площадью 150 квадратных метров, конкурсный управляющий полагает, что стоимость услуг хранения соответствует стоимости аренды занимаемой площади, условия данного договора являются рыночными.
Акты приема-передачи выполненных услуг по Договору хранения от 27.12.2017 за период с 31.01.208 года по 28.02.2019 представлены с пояснениями управляющего (т. 1 л.д. 57-70).
Кроме того, 28.10.2018 между индивидуальным предпринимателем ФИО5 и конкурсным управляющим ООО Холдинговая компания
«ДОМОЦЕНТР» заключен договор, в соответствии с условиями которого ИП Дмитриев О.Ю. принимает на себя обязательства оказать ООО ХК «ДОМОЦЕНТР» перечень услуг в соответствии со составом работ и оказанными расценками, приведенными в Приложении № 1 к заключенному договору.
В соответствии с заключенным договором, обязательства ИП ФИО5 включают в себя сбор и подготовку документации должника для сдачи в архив, а именно: учредительных документов (свидетельство о регистрации или документы о создании, устав или положение, документ о ликвидации, приказы и/или распоряжения о создании, переименованиях, документы о ликвидации); приказов и/или распоряжений о приеме, увольнении, переводе, установлении должностных окладов, отпусках (если на предприятии использовались профессии на вредном производстве); трудовых договоров, контрактов, соглашений, договоров подряда; личных карточек формы Т-2 (в том числе временных работников); личных дел уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты и т.д.); лицевых счетов работников или ведомостей по начислению заработной платы; расшифровки кодов видов начислений заработной платы и удержаний; невостребованных личных документов (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т.д.); актов о несчастных случаях; штатных расписаний; журналов учета движения трудовых книжек, списков личного состава, алфавитных книг, других документов, подтверждающих трудовой стаж, оплату труда, получение образования, имущественные и льготные права, изменение в должности и социально-правовом положении граждан; табелей и нарядов работников вредных профессий; описи дел по личному составу.
Конкурсный управляющий полагает, что данный договор является экономически обоснованным исходя из того, что самостоятельная сдача документов требует не только специальных познаний, но и расходов на транспортные услуги. В то же время, как следует из письма Муниципального архива г. Ростов-на-Дону № 59-44/291 от 30.08.2018, направленного по запросу конкурсного управляющего должника, документы в архив передаются в упорядоченном состоянии в соответствии с научно-справочным аппаратом, согласно правилам организации хранения, комплектования учета и использования документов в организациях. Упорядочение документов включает в себя комплекс работ по формированию документов в архивные дела, их переплет и оформление, составление описей дел и предисловий к ним, а также составление исторической справки об организации. Документы передаются в архивных коробах соответствующих размеров 170x280x380мм.
Кроме того, как следует из письма Муниципального архива г. Ростов-на-Дону № 59-44/467 от 21.12.2018 года, цена за единицу хранения архивных документов в год составляет 18,73 рубля. Таким образом, стоимость передачи документов в архив Муниципального архива г. Ростов-на-Дону без стоимости подготовительных работ, расходных материалов, составления исторической справки и приведения упорядоченное состояние в соответствии с научно-справочным аппаратом составляет 1 156 * 18,73* 50 лет хранения = 1 082 594 рубля, что существенно дороже заключенного договора с привлеченным специалистом.
Конкурсный управляющий указал, что рентабельность привлеченного специалиста достигается за счет работы узких специалистов по архивной обработке документов, распределения транспортных расходов на нескольких заказчиков, сдающих документы в архив в одном регионе, различия ценовой политики и условий сдачи документов в архив в разных административных субъектах.
Объем документов, подлежащих передаче в архив, отсутствие специального оборудования и расходных материалов не позволяют в установленные сроки конкурсному управляющему без привлечения иных лиц исполнить обязательства, возложенные на него законом, при этом основной вид деятельности индивидуального предпринимателя ФИО5, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а именно «Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги (ОКВЭД 18.14)» позволяет ему оказывать услуги в соответствии с заключенным договором.
Также, конкурсный управляющий указал, что квалификация и опыт ИП ФИО5 подтверждаются его участием в открытых конкурсах (госзакупках). При этом, участвуя восемь раз в открытых конкурсах, в пяти ИП ФИО5 признан победителем, реализация по которым завершена исполнением.
Проанализировав представленные конкурсным управляющим документы, информацию о стоимости аналогичных услуг (т. 1 л.д. 71,79), суд приходит к выводу о том, что стоимость оказания архивных услуг является не завышенной, сопоставимой и рыночной в соотношении иными субъектами, оказывающими аналогичные услуги, что подтверждается приложенными к настоящему заявлению ответами на запросы конкурсного управляющего, содержащие расценки иных компаний.
В соответствии с п. 2 ст. 129 Закона о несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными названным Законом.
В части 10 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Основанием для передачи служит договор между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. Организация процедуры упорядочения архивных документов - прямая обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего.
Должник до признания должника несостоятельным (банкротом) являлся крупным действующим предприятием, активно ведущим хозяйственную деятельность по реализации строительных материалов в нескольких регионах России. На предприятии осуществляли трудовую деятельность более сотни сотрудников. В соответствии с вышеизложенными обстоятельствами, принимая во внимание большой объем подлежащих передачи документов, а также нормы Федерального закона «Об архивном
деле в Российской Федерации» и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» презюмируется невозможность единоличного осуществления подготовки документации (приведение в законодательно установленную форму) для последующей передачи дел в Архив.
При этом, с учетом доводов конкурсного управляющего о том, что сдаваемые в архив документы не устраняют необходимости хранить до завершения конкурсного производства иные документы должника, общий объем которых продолжает занимать помещение полюдью 150 кв. м., исследовав представленные договоры хранения от 27.12.2017 и оказания архивных услуг от 28.10.2018, акты приема-передачи и выполненных работ (оказанных услуг), суд полагает возможным удовлетворить заявление конкурсного управляющего и увеличить размер лимитов на оплату услуг по хранению документов должника в размере 65 000 руб. в месяц на период в течении 8 месяцев, итого 520 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20.7 Закона № 127-ФЗ оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
Доводы уполномоченного органа о завышенном размере оказанных услуг судом не принимаются, поскольку в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило надлежащих доказательств в обоснование своей позиции.
Уполномоченный орган в отзыве привел доводы о превышении конкурсным управляющим установленного законом лимита на привлечение лиц в процедуре банкротства.
Конкурсным управляющим представлен значительный перечень мероприятий, которые соответствуют достижению целей конкурсного производства - получение денежных средств в конкурсную массу для наиболее полного погашения всех имеющихся требований.
Суд учитывает, что процедура несостоятельности (банкротства) в отношении ООО Холдинговая компания «Домоцентр» с учетом объема документации, количества совершенных должником сделок, количества работников предприятия, дебиторов и кредиторов должника является качественно и количественно объемной.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности конкурсным управляющим обстоятельств, свидетельствующих о необходимости увеличения лимита на привлечение лиц для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего в деле о банкротстве ООО Холдинговая компания «Домоцентр» за счет имущества должника на 1 060 000 рублей в целях оплаты услуг бухгалтера, юридических услуг и хранения документации должника.
Руководствуясь статьями 20.7, 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Увеличить лимит на привлечение лиц для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего в деле о банкротстве общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «Домоцентр» за счет имущества должника на
1 060 000 рублей, установив стоимость вознаграждения привлеченных лиц в следующем размере:
- стоимость услуг бухгалтера в размере 30 000 руб. в месяц на период в течении 8 месяцев, итого 240 000 рублей;
- стоимость юридических услуг в размере 300 000 рублей;
- стоимость услуг по хранению документов должника в размере 65 000 руб. в месяц на период в течении 8 месяцев, итого 520 000 рублей.
Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Определение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок в порядке статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Ростовской области.
Судья В.А. Авдякова