344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а
об обеспечении заявления
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-18037/2006-С6-47
«05» декабря 2006г.
Арбитражный суд в составе судьи Сулименко Н.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону
о применении обеспечительной меры в виде обязания Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону возобновить движение денежных средств по счету Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону для расходования бюджетных средств по целевому признаку
при участии в судебном заседании:
от заявителя – начальник МУСЗН Первомайского района г. Ростова-на-Дону ФИО1, удостоверение №4;
от Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону – ФИО2, удостоверение №151; ФИО3, удостоверение №152
установил: Муниципальное учреждение Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий отделения по Первомайскому району г. Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области о приостановлении операции по расходованию средств на лицевом счете МУСЗН Первомайского района.
Одновременно заявителем представлено ходатайство о применении обеспечительной меры в виде запрещения Отделению УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону приостанавливать операции по расходованию средств на лицевом счете Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону и обязания Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону возобновить движение денежных средств по счету Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону для расходования бюджетных средств по целевому признаку.
В судебном заседании заявитель уточнил, какую обеспечительную меру он просит. Просил приостановить действие ограничения по распоряжению денежными средствами, находящимися на лицевом счете Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону.
Заявление об обеспечении иска рассмотрено судом в судебном заседании в присутствии представителей заявителя и Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону.
Заявитель поддержал ходатайство о принятии обеспечительной меры.
Представитель Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону не возражал против принятия обеспечительной меры, но пояснил, что эта мера может быть принята на ограниченный срок.
Ходатайство заявителя мотивировано тем, что МУСЗН Первомайского района г. Ростова-на-Дону является бюджетной организацией, финансирование которой осуществляется за счет субсидий областного бюджета на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией, переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Все денежные средства, поступающие на счет МУСЗН, являются целевыми и должны использоваться в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В тоже время предприняты действия по исполнению решений Первомайского районного суда от 19.06.2006г., 29.06.2006г., 04.07.2006г., 05.07.2006г. Непринятие обеспечительной меры может иметь неблагоприятные социальные последствия.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что подлежит удовлетворению заявление о принятии обеспечительной меры в виде временного приостановления действия ограничения по распоряжению денежными средствами, находящимися на лицевом счете заявителя.
При этом суд исходит из того, что обеспечительная мера может быть принята только в случае, если она связана с предметом спора. В силу этого, одна из испрашиваемых заявителем мер – запрещение Отделению УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону приостанавливать операции по расходованию средств на лицевом счете, не может быть принята судом, поскольку такая мера ограничивает действия Отделения УФК не только по исполнительным документам, которые уже предъявлены к исполнению и не исполнены в течение 3 месяцев, но и тех, которые могут быть предъявлены и срок исполнения по которым истечет после принятия обеспечительной меры. Такая мера противоречит правовой природе обеспечительной меры и выходит за пределы предмета спора по заявленному иску, поэтому не может быть принята.
Вместе с тем, суд считает обоснованным принятие обеспечительной меры в виде временного приостановления запрета на распоряжение денежными средствами лицевого счета заявителя.
Из представленных документов следует, что Муниципальное учреждение Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону является бюджетным учреждением, не имеющим собственных денежных средств. Финансирование учреждения осуществляется из бюджета по целевому принципу с учетом функций, возложенных на учреждение.
Основными задачами МУСЗН Первомайского района г. Ростова-на-Дону в соответствии с Уставом является:
- реализация переданных отдельных государственных полномочий Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан ветеранов, инвалидов, тружеников тыла, граждан, пострадавших от политических репрессий, граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним, а также других льготных категорий граждан Первомайского района г.Ростова-на-Дону;
-осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение социальной защиты населения Первомайского района г.Ростова-на-Дону в соответствии с нормативными актами органа местного самоуправления;
- своевременное и правильное назначение и выплата пособий, компенсаций, доплат к пенсии отдельным категориям граждан, установленных действующим законодательством;
- обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан на социальное обслуживание;
- расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидии гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ МУСЗН Первомайского района должно использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Как следует из материалов дела, Отделение УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону приостановило операции по лицевому счету учреждения в порядке, определенном статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в связи с неисполнением учреждением решений суда общей юрисдикции о взыскании компенсационных выплат в пользу физических лиц. О приостановлении операций по счетам учреждение извещено посредством направления ему уведомлений Отделения УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону №№89-115.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
В пункте 5 данной статьи указано, что главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Из смысла статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что приостановление операций по лицевому счету бюджетного учреждения осуществляется в целях побуждения должника – учреждения к исполнению своих обязательств посредством направления в Отделение Управления федерального казначейства письма, на основании которого производится расходование денежных средств для погашения задолженности, или, в случае отсутствия бюджетного финансирования на соответствующие нужды – направления главному распорядителю средств бюджета запроса-требования о необходимости финансирования.
Как следует из справки, представленной заявителем, и не оспаривается Отделением УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, на лицевом счете учреждения отсутствуют денежные средства, предназначенные для погашения задолженности по решениям суда общей юрисдикции. Все денежные средства, находящиеся на счете, предназначены для финансирования иных расходов и поступили из бюджета по целевому назначению, в том числе: для выплаты малоимущим семьям ежемесячных государственных пособий на детей, ежемесячных денежных выплат на детей 1-2 года жизни, жилищных субсидий, льгот по услугам ЖКХ. У учреждения отсутствуют денежные средства от осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что Муниципальное учреждение Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону приняло меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения решений суда общей юрисдикции. Заявитель направил в адрес уполномоченного органа запрос-требование от 06.09.2006г. для дополнительного финансирования расходов в связи с необходимостью исполнения судебных актов. Вместе с тем, главный распорядитель средств бюджета не осуществил выделение лимитов бюджетных обязательств и на лицевой счет учреждения испрошенные суммы не поступили, что не позволяет исполнить судебные акты.
Испрашиваемая заявителем обеспечительная мера направлена на исполнение обязательств государства по выплате социальных пособий физическим лицам, которые уже профинансированы из бюджета.
Непринятие испрашиваемой заявителем обеспечительной меры может повлечь невозможность исполнения государством обязательств по социальным выплатам физическим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на соответствующие льготы и социальные пособия от государства. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ по окончании финансового года не использованные по целевому назначению денежные средства, полученные заявителем, подлежат возврату в бюджет. Таким образом, обеспечительная мера заявлена в интересах широкого круга физических лиц – получателей социальных пособий и льгот. Непринятие испрашиваемой заявителем обеспечительной меры может повлечь неблагоприятные социальные последствия.
Вместе с тем, суд полагает, что заявленная обеспечительная мера может носить краткосрочный характер, поскольку принятие этой меры имеет своей целью расходование денежных средств, имеющих целевое назначение, до окончания финансового года. Учитывая правовую природу меры, предусмотренной пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, принимая во внимание, что приостановление операций по лицевому счету учреждения осуществляется в целях обеспечения исполнения исполнительных документов, а также то обстоятельство, что принятие обеспечительной меры судом направлено на выполнение обязательств перед физическими лицами, суд полагает, что обеспечительная мера может быть принята на ограниченное время.
В целях обеспечения баланса интересов физических лиц – получателей льгот, выплаты по которым уже профинансированы из бюджета, а также тех физических лиц, в пользу которых приняты судебные акты о взыскании компенсационных выплат, финансирование которых не произведено бюджетом, обеспечительная мера может носить только краткосрочный характер. Кроме того, принятие обеспечительной меры на определенный срок позволит обеспечить баланс интересов заинтересованных сторон.
Заявленная обеспечительная мера обоснована заявителем с точки зрения права и с точки зрения факта. Обеспечительная мера в виде временного приостановления запрета на распоряжение денежными средствами лицевого счета связана с предметом заявленных требований.
Учитывая изложенное суд считает, что ходатайство о принятии обеспечительной меры подлежит частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд, руководствуясь статьями 90-93, 184-185, 137 частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.
Приостановить действие ограничения по расходованию денежных средств с лицевого счета Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону, принятое Отделением УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в соответствии с уведомлениями №89-115, на срок до 15 января 2007 года.
Возобновить движение по счету Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону в Отделении УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону для расходования бюджетных средств по целевому признаку на срок до 15 января 2007 года.
Возобновить ограничение по расходованию денежных средств с лицевого счета Муниципального учреждения Социальной защиты населения Первомайского района г. Ростова-на-Дону, принятое Отделением УФК по Ростовской области в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в соответствии с уведомлениями №89-115, с 16 января 2007 года.
Определение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ростовской области.
Судья Н.В. Сулименко