АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
г. Ростов-на-Дону
«13» октября 2020 года Дело №А53-27392/2020
Резолютивная часть определения объявлена «08» октября 2020 года
Полный текст определения изготовлен «13» октября 2020 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Прокопчук С.П.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Таганрогу Ростовской области,
об установлении факта, имеющего юридическое значение,
при участии:
от заявителя – представитель ФИО2 (доверенность от 18.07.2019);
от заинтересованного лица – представитель ФИО3 (доверенность от 09.01.2020), представитель ФИО4 (доверенность от 27.04.2020),
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании факта того, что по состоянию на 1 марта 2020 года основная экономическая деятельность ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) соответствовала деятельности, предусмотренной по коду 47.19 ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2 (торговля розничная в неспециализированных магазинах товарами, из которых продукты питания не преобладают).
В предварительном судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Таганрогу Ростовской области возражали против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в отзыве.
Судом поставлен вопрос об оставлении заявления без рассмотрения ввиду наличия спора о праве.
Представитель заявителя возражал.
Представители заинтересованного лица вопрос об оставлении заявления без рассмотрения оставили на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком индивидуальным предпринимателем ФИО1 в ИФНС по г. Таганрогу Ростовской области было подано заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Инспекцией ФНС России по г. Таганрогу Ростовской области отказано в предоставлении вышеуказанной субсидии ФИО1. Причина отказа - отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Согласно выписке из ЕГРИП, 27.05.2020 внесены изменения в сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2), в качестве основного вида экономической деятельности налогоплательщиком заявлен ОКВЭД 47.19 - торговля розничная в неспециализированных магазинах товарами, из которых продукты питания не преобладают.
09.06.2020 предприниматель ФИО1 направил в ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области заявление о выдаче субсидии. 15.06.2020 инспекцией направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576. Причина отказа - иное. Срок подачи заявления заканчивается 01.06.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление N 576) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
В целях Правил (пункт 1) получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности (далее - ОКВЭД), информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Внесение сведений в ЕГРЮЛ и о кодах ОКВЭД осуществляется на основании документов, представленных при государственной регистрации хозяйствующим субъектом (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Код основного вида деятельности определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, и для внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в части смены основного ОКВЭД необходимо представить в регистрирующий орган соответствующее заявление. Датой внесения изменений в указанные выше реестры является дата осуществления государственной регистрации по представленному заявлению.
С учетом изложенного выше нормативными актами предоставлена возможность и право хозяйствующим субъектам самостоятельно определить ОКВЭД и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в том числе отнесение к основному либо дополнительному виду деятельности.
Вместе с тем, перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление N 434).
Таким образом, в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил, что исключает возможность получения указанным лицом субсидии.
В сведениях, содержащихся в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, у предпринимателя ФИО1 в качестве основного вида деятельности заявлена «Торговля розничная в неспециализированных магазинах» - ОКВЭД 47.1.
В утвержденном Перечне, указанный вид экономической деятельности и код ОКВЭД не поименован.
Предприниматель ФИО1, не оспаривая отказы инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании факта того, что по состоянию на 1 марта 2020 года его основная экономическая деятельность соответствовала деятельности, предусмотренной по ОКВЭД 47.19 (торговля розничная в неспециализированных магазинах товарами, из которых продукты питания не преобладают), указывая, что настоящее обращение в суд опосредовано тем, что вопрос о действительном виде основной экономической деятельности заявителя - это вопрос факта, который порождает юридические последствия для ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, предусмотренные Постановлением № 434 и Постановлением № 576, кроме того, для пострадавших отраслей предусмотрена мера поддержки в виде снижения ставки ЕНВД с 15% до 7,5%, в условиях, когда объекты розничной торговли фактически не работали, такая мера поддержки малого бизнеса необходима.
При этом ФИО1 указывает, что признание данного юридического факта наряду с другими условиями предоставления субсидий формируют у него право на обращение в соответствующем административном порядке за предоставлением субсидий и мер поддержки малого бизнеса в связи с ухудшением ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным названным Кодексом.
Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение (часть 2 статьи 217 Кодекса).
В силу части 2 статьи 218 Кодекса к числу дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых арбитражным судом, относятся дела об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности..
Согласно части 3 статьи 221 Кодекса при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании выясняет, не возник ли спор о праве.
Заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).
Арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 148 Кодекса, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Кодекса). Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» суд может принять к своему производству и рассмотреть заявление об установлении юридического факта только в том случае, если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду.
Из содержания требований заявителя видно, что в данном случае требование, сформулированное как заявление о признании установленным факта того, что по состоянию на 1 марта 2020 года основная экономическая деятельность заявителя соответствовала деятельности, предусмотренной по ОКВЭД 47.19, по существу представляет собой требование об установлении наличия или отсутствия права, рассмотрение такого заявления фактически влечет разрешение спора о праве, а не установление фактов, имеющих бесспорный характер.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для установления юридического факта в данном случае отсутствует, поскольку смысл поданного заявления об установлении юридического факта сводится, по существу, к требованию об установлении наличия или отсутствия права, которое не рассматривается в порядке особого производства, а подлежит разрешению в исковом порядке.
Настоящее заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно статье 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в определении об оставлении искового заявления без рассмотрения арбитражный суд решает вопросы о возврате государственной пошлины из бюджета Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ в случае оставления заявления без рассмотрения, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
При обращении с заявлением предпринимателем уплачено 3000 рублей государственной пошлины (чек-ордер от 26.08.2020).
На основании указанной нормы уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 148,176, 184, 185, 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Оставить без рассмотрения заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 26.08.2020 на сумму 3 000 рублей.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты его вынесения через суд, вынесший определение.
Судья С.П. Прокопчук