ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-29712-10/2022 от 13.09.2023 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об исключении имущества из конкурсной массы

г. Ростов-на-Дону

«20» сентября 2023 года Дело № А53-29712-10/2022

Резолютивная часть определения объявлена «13» сентября 2023 года

Полный текст определения изготовлен «20» сентября 2023 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Пипченко Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чигаревой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об исключении имущества из конкурсной массы всех получаемых денежных средств

по делу о несостоятельности (банкротстве) ФИО1
(ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Заветное Заветинского р-на Ростовской обл., СНИЛС <***>, ИНН <***>, адрес: <...>), в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил: в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (далее – должник) должник обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об исключении из конкурсной массы всех денежных средств, получаемых им с 08.12.2022 и до завершения процедуры реализации имущества.

Заявление рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, суд счел заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2022 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО2 (публикация в газете «Коммерсантъ» №76(7521) от 29.04.2023).

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2023 арбитражный управляющий ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО1.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2023 финансовым управляющим ФИО1 утвержден – ФИО3.

В соответствии со статьей 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 названной статьи.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

С учетом особенностей рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с Федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов, общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приведен в части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

Согласно абзацу восьмому части 1 статьи 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Закон об исполнительном производстве, дополняя статью 446 ГПК РФ, относит к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, компенсационные выплаты, в частности, пункт 6 статьи 101 Закона об исполнительном производстве к ним относит ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).

Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 14-О-О, статья 446 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, по смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13.10.2009 N 1325-О-О, от 15.07.2010, N 1064-О-О).

Согласно пунктам 6, 19 и 21 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 101 ФЗ N 229-ФЗ, к указанной выплате не могут быть применены положения пункта 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1908.

Данные разовые компенсационные выплаты не могут составлять конкурсную массу и расходоваться на удовлетворение требований кредиторов в деле о банкротстве.

Заработная же плата, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.

По правилам статьи 24 Гражданского кодекса РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Статья 446 ГПК Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

Данная норма предоставляет должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать ему и членам его семьи условия, необходимые для их нормального существования и деятельности; данное законоположение выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 N 10-П).

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, определены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 76-ФЗ и пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту, условия которого включают право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Согласно статье 12 Закона N 76-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Согласно статьей 4 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):

1) ежемесячная надбавка за выслугу лет;

2) ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);

3) ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;

5) ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;

6) ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;

7) премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

8) ежегодная материальная помощь.

Из изложенного следует, что ежемесячно выплачиваемые должнику доплаты в виде процентной надбавки за выслугу лет, секретность, охрану государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни. Данные выплаты по своей правовой природе сходны с компенсационными выплатами, связанными с осуществлением трудовой (служебной) деятельности работника (государственного служащего) - компенсациями за не использованный (в том числе дополнительный) отдых, которые ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, не отнесены.

В п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015) приведены следующие разъяснения.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Эти выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен ст. 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При этом компенсации в смысле ст. 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющий отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных ст. 164 ТК РФ, а не наименование (надбавка, увеличение оклада, льгота и т.п.).

В п. 2 определения Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2004 N 76-О указано, что компенсации, упомянутые в п. 3 ст. 217 НК РФ в качестве не подлежащих налогообложению, призваны возместить налогоплательщикам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением своих трудовых обязанностей, то есть являются обусловленными реальными расходами.

В данном случае указанные должником выплаты, имеющие периодический (ежемесячный) характер, а именно: процентная надбавка за выслугу лет, секретность, охрану государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни, осуществляются вне зависимости от конкретных условий прохождения должником службы, имеющих место в тот или иной период времени, и не обладают признаками возмещения понесенных расходов и входят, как следует из представленных в материалы дела документов, в действующую систему оплаты труда должника.

Как уже было отмечено выше, статьей 101 Закона об исполнительном производстве предусмотрены, в том числе, виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Спорные выплаты, имеющие ежемесячный характер, к выплатам, указанным в пп. 6 п. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве не относятся, к компенсационным выплатам, связанным со служебной командировкой не относятся, мерами социальной поддержки, выплата которых осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не являются.

Также соответствующие выплаты не связаны с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, они осуществляются вне зависимости от конкретных условий прохождения должником службы, имеющих место в тот или иной период времени, что исключает возможность применения к ним исполнительского иммунитета, предусмотренного пп. 21 п. 1 ст. 101 Закона об исполнительском производстве.

С учетом изложенного, оснований для исключения указанных выплат из конкурсной массы (процентная надбавка за выслугу лет, секретность, охрана государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни)как за период, истекший до обращения финансового управляющего с заявлением о разрешении соответствующих разногласий, так и после соответствующего обращения и до момента завершения процедуры реализации имущества гражданина, не имеется.

При этом финансовому управляющему при исчислении размера денежных средств, подлежащих включению в конкурсную массу, надлежит руководствоваться следующим.

Поскольку право на ежемесячную выплату ему денежных средств в размере прожиточного минимума должник имеет в безусловном порядке, при этом определением суда от 04.06.2021 должнику дополнительно из конкурсной массы исключены денежные средства для оплаты найма жилого помещения в размере 15 000 руб. ежемесячно, учитывая динамический характер заработной платы должника, состоящей из должностного оклада и дополнительных выплат, в случае недостаточности заработной платы, полученной должником в конкретный расчетный период (календарный месяц), за вычетом указанных выше выплат, в отношении которых апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии у них исполнительского иммунитета, выплата в соответствующем периоде прожиточного минимума и оплата найма жилого помещения в недостающей части подлежат, в том числе, за счет спорных выплат (доплаты за работу в ночное время и за работу в праздничные дни, ежемесячные надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни, и за особые условия военной службы).

В отношении выплат: ежемесячная премия и единовременное денежное довольствие суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание на суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

- в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами,

- в связи с террористическим актом;

- в связи со смертью члена семьи;

- в виде гуманитарной помощи;

- за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений.

Доказательств того, что ежемесячные премии и единовременное денежное довольствие имели место в связи со случаями, указанными в пп. 14 п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве, материалы дела не содержат.

Согласно п. 2 ст. 12.1 Закона N 247-ФЗ ежегодная материальная помощь включена в перечень выплат, средства на которые предусматриваются при формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию.

Выплата материальной помощи в размере не менее одного оклада денежного содержания осуществляется ежегодно, вне зависимости от каких-либо конкретных обстоятельств.

Изложенное указывает на то, что данная выплата характера социальной компенсационной выплаты не имеет, что не исключает возможности обращения на нее взыскания в общем порядке и, соответственно, возможности включения в конкурсную массу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 76-ФЗ боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31.05.2018 N 22-П рассматривался вопрос об обложении НДФЛ денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, вместо предоставления дополнительных суток отдыха. Конституционный Суд РФ указал, что такая компенсация связана с прохождением службы за пределами установленного служебного времени, что может свидетельствовать в пользу ее отнесения к облагаемым НДФЛ выплатам, и как таковая во многом сходна с регулируемой трудовым законодательством компенсацией сверхурочной работы оплатой труда в повышенном размере (ст. ст. 149 и 152 Трудового кодекса РФ).

Исходя из анализа вышеприведенных нормативных положений, а также правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ, суд пришел к выводу, что спорные выплаты не относятся к числу тех, на которые не может быть обращено взыскание.

Денежная компенсация, выплачиваемая военнослужащим вместо предоставления дополнительных суток отдыха, является платой за исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей в связи с отказом военнослужащего от дополнительного времени отдыха. Данная компенсация по своей правовой природе сходна с компенсационными выплатами, связанными с осуществлением трудовой (служебной) деятельности работника (государственного служащего) - компенсациями за не использованный (в том числе дополнительный) отдых, которые статьей 101 Закона об исполнительном производстве к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, не отнесены.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что правовая природа денежных средств (процентная надбавка за выслугу лет, ежемесячная премия, секретность, охрана государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни, единовременная денежная выплата), которые должник просит исключить из конкурсной массы, носит характер стимулирующих выплат к заработной плате, а не компенсационных социальных выплат, в связи с чем, в исключении указанных денежных средств следует отказать.

Поскольку право на ежемесячную выплату должнику денежных средств в размере прожиточного минимума должник имеет в безусловном порядке, учитывая положения п.п. 1 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве", динамический характер заработной платы должника, состоящей из должностного оклада (оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, коэффициент повышения денежного довольствия) и дополнительных выплат, в случае недостаточности заработной платы, полученной должником в конкретный расчетный период (календарный месяц), за вычетом указанных выше выплат, в отношении которых суд пришел к выводу об отсутствии у них исполнительского иммунитета, выплата в соответствующем периоде прожиточного минимума в недостающей части подлежат, в том числе, за счет выплат (процентной надбавки за выслугу лет, ежемесячной премии, секретность, охрану государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни, единовременной денежной выплаты).

Руководствуясь статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184, 185, 223 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

исключать из конкурсной массы, формируемой в деле о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (ежемесячно, начиная с 08.12.2022 по дату завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу), за счет сумм его дохода денежные средства в размере выплаченных и подлежащих выплате в связи с прохождением военной службы по контракту в вооруженных силах Российской Федерации.

Отказать в удовлетворении заявления должника ФИО1 об исключении из конкурсной массы денежных средств, полученных и предстоящих к получению в составе заработной платы, в виде процентной надбавки за выслугу лет, ежемесячной премии, секретность, охрану государственной границы, сложность и значимость, надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни, единовременной денежной выплаты при условии достаточности денежных средств на выплату прожиточного минимума.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения, в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции через суд, вынесший судебный акт.

Судья Т.А.Пипченко