ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-40839/19 от 17.02.2020 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции

г. Ростов-на-Дону                                                                                Дело №А53-40839/2019 

            Резолютивная часть определения объявлена       17 февраля 2020 года

            Полный текст определения изготовлен               25 февраля 2020 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Овчаренко Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аникиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению войскового атамана МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" ФИО1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области

о признании незаконным об исключении юридического лица

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 26.07.2019 №032 ФИО2, представитель по доверенности от 18.11.2019 № 038 ФИО3

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 16.09.2019 №06-14/1468 ФИО4

установил: войсковой атаман МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" ФИО1 обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области со следующими требованиями:

- о признании незаконным внесение Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области записи об исключении МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ",

- об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области исключить сведения о прекращении деятельности МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" в связи с прекращением из Единого государственного реестра юридических лиц. 

Представитель заявителя требования поддержал, настаивал на своей позиции.

Представитель управления против удовлетворения заявленных требований, возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Отзывом управление суду пояснило, что процедура исключениянедействующего юридического лица из ЕГРЮЛ управлением соблюдена, решение об исключениисоюза из ЕГРЮЛ вынесено правомерно и при наличии законных оснований, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, суд, установил следующие фактические обстоятельства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" зарегистрировано 22.10.1999 Министерством юстиции Российской Федерации, о чем выдано свидетельство №2664 о его регистрации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.09.2019 Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 28.08.2017 внесена запись ГРН 2176100069650 о прекращении деятельности МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Однако, войсковой атаман МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" ФИО1 считает, что МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" является действующей организацией, признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно, по его мнению, прекращение его правоспособности в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского Российской Федерации и в противоречии с федеральным законодательством нарушает права и законные интересы объединения.

Учитывая положения статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 года №11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном постановлении также разъяснено, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В соответствии с положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

К числу таких дел относятся, в частности, согласно положениям статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц, а также споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что заявитель оспаривает действия Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области об исключении МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из ЕГРЮЛ.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (абзац 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации.

Также из материалов дела следует, что МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) являлся общественным объединением, созданным форме общественной организации.

Основой вид деятельности за МЕЖДУНАРОДНЫМ СОЮЗОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) был зарегистрирован как «деятельность профессиональных организаций».

В соответствии с пунктом 2.1 Уставом Всевеликого Войска Донского от 3 декабря 1994 года, с дополнениями и изменениями 27 апреля 1999 года, опубликованным в сети Интернет на странице сайта МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ"  http://www.vvd2003.narod.ru/ustavv.htm, главной целью создания и деятельности Войска является возрождение и сплочение казачества, возрождение лучших традиций, форм самоуправления и землепользования, содействие реализации законных правы граждан в своем объединении на основе общности интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Устава основными задачами и направлениями деятельности Войска являются:

· оказание помощи гражданам России, иностранным гражданам, являющихся казаками (потомками казаков), в реализации их прав в соответствии с государственными программами (решениями) о возрождении и реабилитации казачества;

· содействие в местах компактного проживания Донских казаков установлению единой структуры органов местного самоуправления и порядка землепользования, культуры и обычаев казаков;

· оказание помощи Донским казачьим организациям и отдельным казакам в развитии промышленности, сельского хозяйства, в бытовых и иных предприятий, успешном ведении деятельности в условиях действия рыночных отношений;

· объединение всех заинтересованных в возрождении Донского казачества общественных организаций казаков;

· содействие государственным органам в реализации законодательства Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов и государственной поддержке казачества;

· установление и развитие международного сотрудничества с зарубежными казачьими организациями;

· духовная, общественная и материальная поддержка казачьих организаций, семей и отдельных казаков, оказавшихся в трудных условиях, особенно казакам – ветеранам Вооруженных Сил, инвалидам войны и труда;

· всесторонняя поддержка Русской Православной Церкви и утверждение норм христианской морали как основы возрождения и единения казачества при взаимном уважении других религий;

· ведение научно-исследовательской работы по изучению истории казачества, пропаганда места и роли казачества в историческом прошлом и современном России и других государств.

Согласно статье 8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии со статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7- ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7- ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ «Об общественных объединениях» также определено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Таким образом, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовывать свои уставные цели и задачи.

Из содержания пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, основополагающим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли.

С учетом данного признака, исходя из того, является ли деятельность по извлечению прибыли основной или нет, в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации проведено разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Предусмотренное пунктом 3 указанной статьи право некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, не изменяет вида юридического лица как некоммерческой организации.

Следовательно, некоммерческая организация, осуществляющая в установленных законом пределах предпринимательскую деятельность, не перестает быть некоммерческой организацией, поскольку деятельность по извлечению прибыли не является ее основной деятельностью.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о некоммерческих организациях, общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Исходя из общего правила подведомственности, предусмотренного в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с положениями статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся дела с участием тех организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К числу таких споров не могут быть отнесены споры о создании, реорганизации и ликвидации (в том числе, споры об исключении из ЕГРЮЛ) некоммерческих организаций, создаваемых в иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательства.

Суд, учитывает, что 01 октября 2019 вступили в силу изменения процессуального законодательства, следствием которых стало упразднение института «подведомственности».

Основная цель данной процессуальной реформы – это разрешение споров, связанных с данным институтом, путем укрепления единства судебной системы.

В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительным образом меняется текст, касающийся института подведомственности, лишь в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» вносится лишь частичное изменение данного института.

Нововведения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: В главе 4 АПК РФ «Компетенция арбитражных судов» исключены отдельные параграфы - «Подведомственность» и «Подсудность», но нормы, которые составляли их содержание остались. В статьях 27-32 АПК РФ понятие «Подведомственность» заменяется понятием «Компетенция», то есть нормы, ранее регулирующие подведомственность, закрепляют теперь компетенцию арбитражного суда. Статьи 34-39 АПК РФ, входившие ранее в раздел «Подсудность», по-прежнему регулируют отношения, связанные с ней.

Таким образом, в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации законодатель четко разграничивает понятия «Компетенция» и «Подсудность».

Нововведения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Глава 3 ГПК РФ, ранее называвшаяся «Подведомственность и подсудность» теперь закреплена как «Подсудность». При этом в статьях 22-22.1 данной главы ГПК РФ понятие «Подведомственность» заменяется понятием «Подсудность», хотя по содержанию данные нормы представляют собой то, что в АПК РФ закреплено как «Компетенция суда».

Таким образом, законодатель не включил в гражданский процессуальный акт понятие «Компетенция».

Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 №891-О-О, в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 22 Закона о регистрации во взаимосвязи с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица, деятельность которого связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с чем, суд учитывает внесенные изменения в арбитражное процессуальное законодательство, приходит к выводу, что дело по заявлению заявителя не относится к компетенции арбитражного суда, установленной частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, дело данной категории не отнесено к компетенции арбитражного суда иным федеральным законом Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - если при рассмотрении делав арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает делов верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его всуд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Поскольку МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" является некоммерческой организацией, основная цель которого не связана с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности и не направлена на получение прибыли от своей деятельности, данный спор о восстановлении права МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то данное дело не отнесено к компетенции арбитражного суда, и на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что настоящее дело подлежит передаче в Ростовский областной суд для направления его всуд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьями 39, 176, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Передать дело №А53-40839/2019 по подсудности в Ростовский областной суд.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок с даты его вынесения через суд, вынесший определение.

Судья                                                                                                Н.Н. Овчаренко