ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А53-44118-26/20 от 12.10.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении в реестр требований кредиторов

г. Ростов-на-Дону

«12» октября 2021 года Дело № А53-44118-26/2020

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штрауб В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лучкиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление УФНС России по Ростовской области о включении в реестр требований кредиторов

предъявленным по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Югтранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 344000, <...>),

в отсутствие лиц, участвующих в обособленном споре,

установил: в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Югтранс» (далее – должник) в арбитражный суд поступило заявление ФНС России о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 8 007 057,55 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2021 (резолютивная часть оглашена 20.05.2021) должник – общество с ограниченной ответственностью «Югтранс» – признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – конкурсное производство по упрощенной процедуре как ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утверждена кандидатура ФИО1 (ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 344082, г. Ростов-на-Дону, а/я 8) из числа членов Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «КоммерсантЪ» №114(7076) от 03.07.2021.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суд не уведомил, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» направил дополнительные документы.

Конкурсный управляющий явку в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суд не уведомил, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений против включения уполномоченного органа в реестр требований кредиторов не представил.

Изучив материалы дела, выслушав представителя уполномоченного органа, суд установил следующее.

Основанием возникновения задолженности явилась неуплата должником обязательных платежей в сумме 8 007 057,55 руб. из которых:

- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, по представленным декларациям за 4 квартал 2019, 1,2,3,4 квартал 2020г., в сумме 6 101 906.49 руб.;

- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, по представленному 01.03.2021 расчету за 12 мес. 2020г., в сумме 314230.00 руб.; а также штраф в сумме 7 318.60 руб., по акту налоговой проверки от 09.08.2021№ 4897 за 1 квартал 2021г.;

- земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога № 1125772 от 12.08.2021г., за 2020 г., в сумме 153 736.00 руб.(с 01.01.2020 года у организаций отсутствует обязанность представления в уполномоченный орган налоговых деклараций по земельному налогу);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), по представленному 01.02.2021 расчету за 12 мес. 2020г., по сроку уплаты 16.11.2020,15.12.2020,15.01.2021, в сумме 123 132.18 руб.;

- транспортный налог с организаций, сообщение об исчисленной налоговым органом в сумме транспортного налога № 634093 от 26.05.2021 за 2020г., в сумме 60 229.00 руб.,(с 01.01.2020 года у организаций отсутствует обязанность представления в уполномоченный орган налоговых деклараций по транспортному налогу);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, по представленному 01.02.2021 расчету за 12 мес. 2020г., по сроку уплаты 16.11.2020,15.12.2020,15.01.2021, в сумме 43 814.43 руб.;

- страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда), по представленному 01.02.2021 расчету за 12 мес. 2020г., по сроку уплаты 16.11.2020,15.12.2020, в сумме 1115.75 руб.;

- доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, образована согласно вынесенным актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ:

- акт № 20706 от 06.08.2021г. за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 06.08.2020 №21697, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 6 мес. 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 1624 от 28.02.2020г. за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 13.02.2020 №3194, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 4 квартал 2019г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 25606 от 05.10.2020г., за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 10.09.2020 №24396, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 4 квартал 2019г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 24161 от 28.09.2020г., за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 03.09.2020 №24158, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 4 квартал 2019г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 24150 от 28.09.2020г., за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 03.09.2020 №24155, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 1 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 23155 от 16.09.2020, за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 25.08.2020 № 23161, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 1 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 22895 от 15.09.2020, за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 23.08.2020 № 22883, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 1 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт №22894 от 15.09.2020, за несвоевременное представление пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 24.08.2020 № 22934, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 2 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 20731 от 24.08.2020, за несвоевременное представлении пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 31.07.2020 № 21227, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 2 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 15677 от 10.12.2019, за несвоевременное представлении пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 21.11.2019 № 14080, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 3 квартал 2019г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 14393 от 05.11.2019, за несвоевременное представлении пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 16.10.2019 № 10706, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 3 квартал 2019г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 11031 от 17.07.2020г., за несвоевременное представлении пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 01.07.2020 № 19117, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 1 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- акт № 11030 от 17.07.2020 руб. за несвоевременное представлении пояснений на «Требование о предоставлении пояснений от 30.06.2020 №19071, которое было выписано в рамках проведения камеральной налоговой проверки Налоговая декларация по налогу добавленную стоимость представленной за 1 квартал 2020г., в сумме 5 000.00 руб.

- Штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), по следующим актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации за 2020 год:

- акт № 27460 от 28.07.2021г., в сумме 10 000.00 руб., за неисполнение требования от 16.09.2020 № 18512 о предоставлении документов в рамках камерального контроля.

- акт №27085 от 28.07.2021г., в сумме 10 000.00 руб., за неисполнение требования от 17.09.2020 № 18622 о предоставлении документов в рамках камерального контроля.

- акт № 26828 от 28.07.2021г., в сумме 10 000.00 руб., за неисполнение требования от 07.09.2020 № 3225 о предоставлении документов в рамках камерального контроля.

- акт №25365 от 28.07.2021г., в сумме 10 000.00 руб., за неисполнение требования от 25.08.2020 № 10127 о предоставлении документов в рамках камерального контроля.

- акт №26268 от 28.07.2021г., в сумме 10 000.00 руб., за неисполнение требования от 07.09.2020 № 17705 о предоставлении документов в рамках камерального контроля.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требование уполномоченного органа является обоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенным статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и от 30.09.2004
№ 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации по обязательным платежам, является Федеральная налоговая служба России.

Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Основанием для обращения уполномоченного органа в суд с настоящими требованиями послужил факт неуплаты должником задолженности по уплате обязательных платежей в сумме 8 007 057,55 руб.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а в случае выставления его в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункты 1, 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным кодексом.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы в сроки, установленные налоговым законодательством.

Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса (при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика), налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

В силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

Из материалов дела следует, что в целях взыскания задолженности по обязательным платежам вынесены и направлены должнику требования об уплате недоимки, пеней и штрафов: №№52562 от 12.07.2020; 57952 от 21.08.2020; 62510 от 06.11.2020; 1534 от 19.01.2021; 4085 от 05.02.2021; 5603 от 19.02.2021; 7316 от 12.03.2021; 7556 от 19.03.2021; 9293 от 09.04.2021; 10073 от 23.04.2021; 11645 от 14.05.2021; 12818 от 21.05.2021; 28467 от 23.06.2021; 29139 от 07.07.2021; 30180 от 16.07.2021.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом вынесены решения №№4660 от 28.06.2021; 4182 от 16.06.2021; 3920 от 04.06.2021; 3541 от 19.05.2021; 3002 от 23.04.2021; 2959 от 16.04.2021; 2663 от 02.04.2021; 2403 от 19.03.2021; 1632 от 26.02.2021; 9746 от 14.12.2020; 8648 от 16.10.2020; 8313 от 02.10.2020.

В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом направлены постановления №№ 5315 от 19.11.2020; 5583 от 21.12.2020; 5692 от 21.12.2020; 72 от 14.01.2021; 1539 от 09.03.2021; 1943 от 30.03.2021; 2096 от 13.04.2021; 2226 от 27.04.2021; 2363 от 04.05.2021; 2717 от 27.05.2021.

Суд считает, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, а также соблюдения порядка ее принудительного взыскания.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Поскольку в установленный законом срок сумма задолженности по обязательным платежам должником оплачена не была, налоговый орган в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил должнику пени.

Доказательств погашения вышеназванной задолженности материалы дела не содержат, порядок принудительного взыскания задолженности уполномоченным органом соблюден.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Закона о банкротстве в определении арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016) указано, что требование уполномоченного органа в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Таким образом, требования в части недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов

В соответствии со статьей 137 Закона о банкротстве требование кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Таким образом, требование уполномоченного органа об установлении пени и штрафов надлежит учесть отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 176, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

включить требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области в сумме 8 007 057.55 руб. в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Югтранс», из которых:

во вторуюочередь в сумме 437 362.28 руб. – основной долг;

в третью очередь 7 569 695.37 руб., из них: по основному долгу 6 415 886,6 руб., пени - 1 026 490,17 руб., штраф- 127 318,6 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования об установлении пени в размере 1 153 808,77 руб. учесть отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Определение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок в порядке статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Ростовской области

Судья В.Л. Штрауб