[A1]
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 10/11-13
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о предоставлении рассрочки взыскания исполнительского сбора
Резолютивная часть определения объявлена 02 марта 2022 года. Определение в полном объеме изготовлено 03 марта 2022 года.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отсрочке, рассрочке исполнения требования об уплате исполнительского сбора,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от судебного пристава-исполнителя: не явился, извещен;
установил:
публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее – ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее – ГУП РО «УРСВ») о взыскании задолженности по договору энергоснабжения № 3191 от 01.05.2013 и договору купли-продажи электрической энергии (мощности) № 270100746 от 14.12.2016 в размере 9 439 504 рубля 09 копеек, 31701 рубль 76 пени, пени по день фактической оплаты задолженности.
Решением суда от 27.03.2019 исковые требования удовлетворены. С государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (ОГРН <***>, ИНН <***>) взыскана задолженность в размере 9 439 504 рубля 09 копеек, пени за период с 19.12.2018 по 31.12.2018 в размере 31701 рубль 76 пени, пени, начисленные на сумму задолженности в размере 9 439 504 рубля 09 копеек, в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», начиная с 01.01.2019 по день фактической оплаты задолженности, 70 356 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
[A2] Судом в адрес взыскателя был выслан исполнительный лист.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 определение суда от 17.09.2020 изменено. Размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области № 61018/18/49615 от 06.07.2020 уменьшен до 576 654,39 руб.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее - ГУП РО «УРСВ») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отсрочке исполнения взыскания исполнительного сбора сроком на 3 месяца, с последующей рассрочкой на 12 месяцев с уплатой ежемесячно равными частями до последнего числа каждого месяца по 48 054,53 руб.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Заявление рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, при наличии доказательств их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании постановления от 18.08.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области ФИО2 в отношении ГУП РО «УРСВ» возбуждено сводное исполнительное производство № 119070/17/16018-СД (в настоящее время сводное
исполнительное производство № 10587/18/61018-СД).
В ходе сводного исполнительного производства вынесено постановление № 61018/19/37734 от 07.06.2019 о возбуждении исполнительного производства № 19264/19/61018-ип на основании исполнительного листа ФС № 031803453 от 30.05.2019, выданного по решению Арбитражного суда РО от 30.04.2019 по делу А53-579/2019 о взыскании с ГУП РО «УРСВ» в пользу ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» задолженности в размере 9 541 561,85 руб.
В постановлении о возбуждении вышеназванного исполнительного производства предприятию предлагалось в пятидневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительных документах.
Поскольку предприятие не исполнило требования исполнительного документа добровольно в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области вынесено постановление № 61018/19/977 от 24.01.2019 о взыскании с Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» исполнительского сбора в размере 768 872,51 руб.
Постановлением № 61018/20/2399 от 30.01.2020 возбуждено исполнительное производство № 33479/20/61018-ИП по взысканию исполнительского сбора в размере 768 872,51 руб.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 определение суда от 17.09.2020 изменено. Размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов по Ростовской области № 61018/18/49615 от 06.07.2020 уменьшен до 576 654,39 руб.
ГУП РО «УРСВ» обратилось с заявлением об отсрочке и рассрочке взыскания исполнительского сбора.
[A3] Согласно части 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, установленным частью 2 статьи 324 названного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (п. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 «О практике рассмотрения дел, связанных с исполнением судебных актов арбитражных судов», арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава- исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Пунктом 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая
[A4] требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, по уплате исполнительского сбора.
В обоснование заявления предприятие ссылается на следующие обстоятельства.
В отношении предприятия на протяжении пяти лет ведётся сводное исполнительное производство, в ходе которого происходит постоянное предъявление всё новых и новых исполнительных документов и их полное погашение надлежащим исполнением с задержкой исполнения в среднем на 3-6 месяцев (на разных этапах сводного исполнительного производства), значительный размер предъявляемых и исполняемых в ходе исполнительного производства требований.
Так, с 2017 года по настоящее время в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам УФССП по Ростовской области в отношении ГУП РО «УРСВ» ведётся сводное исполнительное производство № 10587/18/61018-СД в ходе которого предъявлено к исполнению более 2 926 исполнительных документа на сумму 3 999 122 210,15 руб., из которых полностью погашены требования 2 222 на сумму 2 883 286 269,24 руб. В ходе исполнительного производства судебным приставом назначено более 658 постановлений о взыскании исполнительского сбора на общую сумму 180 603 088,28руб. Остаток неисполненных постановлений о взыскании исполнительского сбора составляет 161 195 868,48 руб.
В результате системной деятельности судебного пристава-исполнителя под контроль пристава взяты все финансовые потоки предприятия, в т.ч. движение денежных средств по кассе, движение денежных средств по банковским счетам, выявлено и арестовано всё движимое и недвижимое имущество предприятия.
В результате обращения взыскания на дебиторскую задолженность и имущественные права, контрагенты ГУП РО «УРСВ» не осуществляют какие-либо платежи в адрес ГУП РО «УРСВ», все причитающиеся средства поступают напрямую на счёт Межрайонного отдела УФССП России по РО и в последующем распределяется Межрайонным отделом УФССП России по РО между всеми взыскателями.
Затруднительное финансовое положение предприятия вызвано тем, что тарифы ГУП РО «УРСВ» подлежат государственному регулированию и за последние несколько лет они индексируются ниже уровня инфляции и экономически обоснованного размера.
Значительно влияет на имущественное положение предприятия низкая платёжная дисциплина и несвоевременная оплата абонентами потреблённых услуг. Задолженность по сводному исполнительному производству обусловлена, в том числе и наличием задолженности населения и юридических лиц перед ГУП РО «УРСВ» по оплате за водоснабжение и водоотведение. Взыскание задолженности в судебном порядке и исполнение таких актов службой судебных приставов происходит с существенной задержкой по времени, что образует кассовый разрыв в имеющемся финансовом потоке.
ГУП РО «УРСВ» не бездействует, а направляет все усилия на результативное взыскание задолженности за оказанные предприятием услуги и погашение имеющейся задолженности. В суды подается значительное количество исков о взыскании задолженности. Вступление в силу указанных судебных актов и их последующее исполнение службой судебных приставов также улучшит динамику погашения задолженности по сводному исполнительному производству. По состоянию на 20.08.2021 на принудительном взыскании в кредитных организациях и территориальных отделах УФССП России находится 623 исполнительных документов на общую сумму 146 467 022,06 руб. о взыскании в пользу ГУП РО «УРСВ» с должников - юридических лиц.
Суд учитывает, что ГУП РО «УРСВ» является крупным плательщиком налогов в бюджет.
За 2018 год общий размер налогов и сборов, уплаченных в соответствующие бюджеты, составил 282 104 620,6 руб., что подтверждается справкой МИФНС № 12 по Ростовской области от 27.02.2019 № 10-28/07480. За 2019 год общий размер налогов и
[A5] сборов, уплаченных в соответствующие бюджеты, составил 673 497 056,09 руб., что подтверждается справкой ГУП РО «УРСВ» от 12.05.2020. За 2020 год общий размер налогов и сборов, уплаченных в соответствующие бюджеты, составил 515 743 630,93 руб., что подтверждается справкой ГУП РО «УРСВ». За 1 полугодие 2021 год общий размер налогов и сборов, уплаченных в соответствующие бюджеты, составил 351 600 974,35 руб., что подтверждается справкой ГУП РО «УРСВ».
ГУП РО «УРСВ» является крупным поставщиком услуг водоснабжения в Ростовской области, определено в качестве гарантирующей организации в сфере водоснабжения для 84 населённых пунктов 12 районов Ростовской области с населением более 1,1 млн. человек.
В соответствии с п. 2.1 Постановления от 24.12.2012 № 1113 целями и предметом деятельности ГУП РО «УРСВ» является решение социальных задач, а также извлечение прибыли, оказание услуг, выполнение работ по осуществлению полномочий органов государственной власти Ростовской области, предусмотренных пп 5.1, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере обеспечения функционирования систем
жизнеобеспечения населения и реализации межмуниципальных инвестиционных проектов.
Учредителем ГУП РО «УРСВ» является Ростовская область, собственником имущества является Ростовская область.
Функции и полномочия учредителя ГУП РО «УРСВ» осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В соответствии с п. 2.1 Устава ГУП РО «УРСВ» целью создания предприятия является решение социальных задач, оказание услуг, выполнение работ в сфере обеспечения функционирования систем жизнеобеспечения населения и реализации межмуниципальных инвестиционных проектов.
ГУП РО «УРСВ» не имеет умысла на уклонение от исполнения обязательства по погашению имеющейся задолженности, не скрывает расчетные средства, движимое и недвижимое имущество, не препятствует деятельности судебного пристава-исполнителя, а наоборот, оказывает содействие сотрудникам Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области в целях исполнения судебных актов, продолжает оказывать услуги водоснабжения и водоотведения обслуживаемым районам Ростовской области.
Рассрочка исполнительского сбора не затрагивает прав и охраняемых интересов взыскателей.
В рассматриваемом случае арбитражный суд, проанализировав доводы должника, оценив представленные им доказательства, считает, что причины, побудившие ГУП РО «УРСВ» обратиться с заявлением, являются уважительными. При указанных обстоятельствах, заявление должника о предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для предоставления отсрочки уплаты исполнительского сбора на три месяца, ввиду следующего.
Как указывает заявитель между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, которому как главному распорядителю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ и ГУП РО «УРСВ» в соответствии с БК РФ, Положением о порядке предоставления субсидий организациям, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению
[A6] потребителям Ростовской области, в 2018-2020 годах, за 1 полугодие 2021 года были заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ростовской области:
в 2018 - соглашение № 171 от 07.12.2018, в размере 126 412 400 руб.; в 2019 - соглашение № 1 от 19.12.2019, в размере 372 284 000 руб.; в 2020 - соглашение № 1 от 31.08.2020, в размере 201 000 000 руб.; в первом полугодии 2021 - соглашение № 1 от 24.03.2021, в размере 201 709 275,93 руб..
Заявитель сообщает, что ожидается предоставление субсидии в размере
С учетом предполагаемого выделения ГУП РО «УРСВ» денежных средств из бюджета Ростовской области в рамках субсидии планируется в срок до 31.12.2021 осуществить погашение образовавшейся задолженности перед взыскателями (ресурсоснабжающими организациями), включенными в сводное исполнительное производство.
Таким образом, фактические обстоятельства позволяют сделать вывод о возможности заявителя осуществлять выплату исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Наличие обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки уплаты исполнительского сбора и их обоснование надлежащими документами, заявителем не приведены.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для предоставления отсрочки заявителю по уплате исполнительского сбора, поскольку отсрочка уплаты исполнительского сбора является исключительной мерой освобождения должника на определенный срок от ответственности за неисполнение исполнительного документа, применение которой возможно при наличии обстоятельств невозможности исполнения исполнительного документа и наличия реальности возникновения такой возможности к определенному сроку.
Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Предоставить государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) рассрочку взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области № 61018/20/977 от 24.01.2020 в размере 576 654,39 руб., установленного постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу А53-579/2019, сроком на 12 месяцев с момента вынесения настоящего определения с уплатой
[A7] ежемесячного платежа равными частями в размере 48 054,53 руб. до последнего числа каждого месяца.
В остальной части отказать в удовлетворении заявления.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия через суд, принявший определение.
Судья А.А. Твердой
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 27.12.2021 8:25:04
Кому выдана Твердой Александр Анатольевич