ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А54-2791/2022 от 08.04.2022 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об обеспечении заявления

г. Рязань                                                                                  Дело № А54-2791/2022

08 апреля 2022 года

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ОГРН <***>) о принятии мер по обеспечению заявления общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1046218008870 )

третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения №1800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.12.2021,

установил: общество с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (далее заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Рязанской области (далее ответчик, налоговый орган), третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области о признании недействительным решения №1800 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.12.2021.

Одновременно заявитель ходатайствует о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения, в том числе с приостановкой любых действий налогового органа по взысканию начисленной недоимки, до окончания рассмотрения спора в Арбитражном суде Рязанской области.

Определением суда от 08.04.2022 основное заявление принято к производству и назначено судебное заседание.

Рассмотрев заявление Общества о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд находит его подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Таким образом, обеспечительные меры могут быть приняты судом не только по арбитражным делам, возбужденным на основании искового заявления, но и по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в том числе по делам, связанным с обязанностью налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В силу пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 №83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать то, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в статье 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им решения.

В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено: арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

Необходимость принятия вышеуказанных обеспечительных мер заявитель мотивирует тем, что согласно резолютивной части решения №1800 от 06.12.2021 ООО "ПЕРСПЕКТИВА" привлечено к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 167182,00 (Сто шестьдесят семь тысяч сто восемьдесят два) рубля 00 копеек, Обществу предложено уплатить в бюджет недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 1671817,94 (Один миллион шестьсот семьдесят одна тысяча восемьсот семнадцать) рублей 94 копейки и пени за несвоевременную уплату в бюджет данного налога в размере 853999,76 рублей; 10.12.2021 налоговым органом было принято решение №4 о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа следующего имущества: здание склада, кадастровый  номер  62:22:0030108:35,  расположенного  по  адресу: <...> - кадастровой стоимостью 4099016,31 (Четыре миллиона девяносто девять тысяч шестнадцать) рублей 31 копейка; 18.03.2022 налоговым органом в адрес ООО "ПЕРСПЕКТИВА" было выставлено требование №4159 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 18.03.2022 на общую сумму 2816831,84 (Два миллиона восемьсот шестнадцать тысяч восемьсот тридцать один) рубль 84 копейки, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 1676237,94 (Один миллион шестьсот семьдесят шесть тысяч двести тридцать семь) рублей 94 копейки, срок исполнения вышеуказанного требования установлен - до 07.04.2022; в случае оставления требования без исполнения, налоговый орган имеет право принять все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статьи 45, 46, 47, 76, 77 НК РФ); ООО "ПЕРСПЕКТИВА" считает, что непринятие срочных обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в случае, если он будет признан в пользу заявителя, а также причинит ему значительный ущерб в виде парализации деятельности ООО "ПЕРСПЕКТИВА" в целом по следующим основаниям: Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке практически блокирует деятельность организации и причиняет ущерб интересам заявителя в виде невозможности исполнения действующих государственных и муниципальных контрактов,  в том  числе в рамках Национального  проекта - "Экология", Национального   проекта   -   "Чистая   страна"; на   текущую   дату      ООО "ПЕРСПЕКТИВА" выполняет работы по рекультивации объекта накопленного экологического вреда окружающей среде в Ковылкинском районе Республики Мордовия по муниципальному контракту №0809500000321001543 111920 от 08.09.2021, заключенному с Администрацией Ковылкинского муниципального района. В случае принятия судебного акта в пользу Заявителя, исполнение судебного акта будет затруднено или практически невозможно, в виду того, что статья 79 части первой Налогового кодекса РФ, устанавливающая порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа, предусматривает довольно сложные процедуры возврата, в том числе необходимость обращения налогоплательщика в арбитражный суд. МРИ ФНС России № 9 по Рязанской области 10.12.2021 г. уже было принято Решение № 4 о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО "ПЕРСПЕКТИВА" на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа следующего имущества: здание склада, кадастровый номер 62:22:0030108:35, расположенного по адресу <...> -кадастровой стоимостью 4 099 016,31 (Четыре миллиона девяносто девять тысяч шестнадцать) рублей 31 копейка, что в случае реализации указанного помещения является достаточным обеспечением для исполнения оспариваемого решения. ООО "ПЕРСПЕКТИВА" имеет значительные кредитные обязательства перед Государственным Фондом развития промышленности Рязанской области в виде Договора целевого займа № 9/2020 от 03.07.2020г. на сумму 30000000,00 (Тридцать миллионов) рублей для целей финансирования работ по проекту "Производство железобетонных изделий для использования в строительстве" на срок до 03.07.2023г. Согласно графика возврата займа ежеквартальная денежная сумма уплачиваемая Фонду составляет 3750000,00 (Три миллиона семьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Согласно Форме СЗВ-М, предоставляемой в Пенсионный Фонд РФ, среднесписочная численность работников ООО "ПЕРСПЕКТИВА" составляет 23 (двадцать три) человека. Бесспорное взыскание доначисленных сумм Налоговой инспекцией без судебной оценки их законности может привести к задержкам выплаты заработной платы сотрудникам организации. Доначисленные суммы налоговых платежей являются несоразмерными финансово-хозяйственному положению налогоплательщика, что подтверждается Бухгалтерским балансом организации на 31.12.2021г., где согласно строки 1520 кредиторская задолженность составляет 25571000,00 (Двадцать пять миллионов пятьсот семьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек. В связи с беспрецедентной сложившейся ситуацией в Российской Федерации с 24 февраля 2022г., Председателем Правительства ФИО1 приняты меры по запрету блокировки расчетных счетов ИП и организаций для взыскания денежных задолженностей (основание - информация с сайта ФНС России от 10.03.2022). ООО "ПЕРСПЕКТИВА является субъектом МСП (микропредприятие с 01.08.2016), основным видом деятельности организации является Строительство жилых и нежилых помещений. Строительная отрасль в значительной степени пострадала от последствий пандемии по распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и до сих пор испытывает трудности. ООО "ПЕРСПЕКТИВА" исполняет Национальные проекты России, возрождает промышленность, занимается благотворительностью на территории Путятинского района Рязанской области и работает в социально важной для государства сфере - строительство. ООО "ПЕРСПЕКТИВА" имеет в собственности: Здание с кадастровым номером 62:12:0030101:293, площадью 1912,7 кв.м., расположенное по адресу: <...> б./н., кадастровой стоимостью 29 124 091,79 (Двадцать девять миллионов сто двадцать четыре тысячи девяносто один) рубль 79 копеек, с земельным участком с кадастровым номером 62:12:0030102:63, площадью 5047 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения здания гаража, расположенный по адресу: <...> б./н. кадастровой стоимостью 2 441 692,42 (Два миллиона четыреста сорок одна тысяча шестьсот девяносто два) рубля 42 копейки; здание склада, кадастровый номер 62:22:0030108:35, площадью 509,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> -кадастровой стоимостью 4 099 016,31 (Четыре миллиона девяносто девять тысяч шестнадцать) рублей 31 копейка, с земельным участком с кадастровым номером 62:22:0030108:15, площадью 10000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственных зданий, расположенный по адресу: по адресу: <...>, кадастровой стоимостью 1939700,00 (Один миллион девятьсот тридцать девять тысяч семьсот) рублей 00 копеек, и ряд других объектов недвижимого имущества. Таким образом, по окончании разбирательства по делу у Заявителя будет достаточно денежных средств и имущества для незамедлительного исполнения оспариваемого решения. Бесспорное взыскание доначисленных сумм без судебной оценки их законности лишает налогоплательщика оборотных средств, возможности производить расчеты с поставщиками и иными контрагентами, закупать сырье у поставщиков, осуществлять производство и реализацию производимой продукции, выплачивать текущие налоги и другие обязательные платежи; Общество считает, что принятие судом обеспечительных мер имеет целью не только предотвратить возможное причинение существенного ущерба правам и интересам заявителя, но и уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта, в случае признания его недействительным; Общество считает, что принятие обеспечительных мер не нарушает баланса частных и публичных интересов, способствует реализации законодательно закрепленного принципа добросовестности налогоплательщика; любое изъятие без законных оснований денежных средств налогоплательщика является нарушением его конституционных прав как собственника; взыскание с налогоплательщика в бесспорном порядке доначисленных налоговым органом сумм налогов, пеней или штрафов при наличии его возражений относительно законности такого взыскания до вынесения судом решения по существу возникшего спора, должно рассматриваться в качестве ущемления прав налогоплательщика как собственника, лишением его возможности в полной мере реализовывать соответствующие правомочия (статья 35 Конституции Российской Федерации); Общество отмечает, что приостановление действия оспариваемого решения налогового органа не нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения решения налогового органа при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Суд находит доводы Общества основательными и считает, что заявление Общества о принятии вышеуказанной обеспечительной меры является обоснованным, так как предложенные заявителем меры связаны с предметом спора и направлены на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 года № 11, обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию.

Предметом спора по настоящему делу является требование Общества о признании незаконным решения №1800 от 06.12.2021.

Учитывая, что законность принятия налоговым органом оспариваемого решения от 06.12.2021 №1800 будет устанавливаться при рассмотрении заявления, арбитражный суд считает, что вышеуказанное заявление Общества о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения №1800 от 06.12.2022 является обоснованным, соразмерным заявленному требованию и подлежащим удовлетворению.

Кроме того, при наличии документальных доказательств, указывающих на обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены обеспечения заявления, в соответствии со статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Рязанской области вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

При этом арбитражный суд считает необходимым отметить, что в силу разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 Информационного письма от 13.08.2004 №83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понимается запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 руб., уплаченная за рассмотрение заявления об обеспечении иска.

Руководствуясь статьями 91, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" о принятии обеспечительных мер, поступившее в суд 07.04.2022, удовлетворить.

2. Приостановить действие решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Рязанской области (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН <***>) №1800 от 06.12.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ОГРН <***>), до вступления в законную силу судебного акта по делу №А54-2791/2022.

3. Выдать исполнительный лист.

4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ОГРН <***>) из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., перечисленную по платежному поручению №126 от 04.04.2022.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья                                                                 Л.И. Котлова