АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | |||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |||||||
августа 2019 года | Дело № | А55-12598/2018 | |||||
Резолютивная часть оглашена 22 августа 2019 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Якимовой О.Н. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании августа 2019 года заявление Департамента управления имуществом городского округа Самара о пересмотре судебного решения по делу №А55-12598/2018 по вновь открывшимся обстоятельствам в рамках дела по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Росреестра по Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципального предприятия г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» и Департамента градостроительства городского округа Самара о признании незаконным отказа | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 20.03.2019, от заинтересованного лица – не явился, извещен, от третьих лиц – не явились, извещены. | |||||||
Установил: Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконными отказы в осуществлении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - Гараж на 4 бокса, назначение: нежилое здание, площадь 146,7 кв.м, количество этажей 1; Административное здание, назначение: нежилое здание, площадь 86,2 кв.м, этажность: 1, расположенные по адресу: 443095, Самарская область, г. Самара, р-н Кировский, ул. Георгия Димитрова, д. 1 А, литера В, В1, и обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимого имущества. Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского круга от 01.08.2019 требования удовлетворены частично. Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в арбитражный суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда от 06.12.2018, вынесенное по делу №А55-12598/2018, в части отказа в удовлетворении требований Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости -нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0217004:851, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова, д. 1 А, содержащийся в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 13.02.2018 №63/001/424/2017-613. Представитель Департамента в судебном заседании заявление поддерживает в полном объеме. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы заявителя, в совокупности и в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценив обстоятельства дела, суд установил следующее. Решением суда от 06.12.2018 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0217004:851, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова, д. 1 А, содержащийся в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 13.02.2018 года №63/001/424/2017-613 признан незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0217004:851, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Георгия Димитрова, д. 1 А. Заявляя требование о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, заявитель настаивает на наличии технической ошибки при изготовлении технических паспортов в 1993 году и в 2007 году в части указания размера, подсчета общей площади и площади застройки Здания 851 до выполнения строительных мероприятий и после. Называя заключение от 09.04.2019 г. кадастрового инженера ООО «ПКЦ Контур» ФИО2 вновь открывшимся обстоятельством, заявитель полагает возможным на основании него пересмотреть вынесенное судебное решение. Представленное заключение кадастрового инженера датировано 09.04.2019 и действительно не изучалось при вынесении решения по делу А55-12598/2018 от 06.12.2018. Вместе с тем, этот документ не является новым обстоятельством, наоборот, он в определенном смысле опровергает доводы, приведенные Департаментом управления имуществом г.о. Самара. В рамках судебного спора. Истец подтверждал проведение перепланировки, как при обращении в регистрирующий орган так и при обращении в суд, представляя в качестве доказательств технический паспорт, инженерно-техническое заключение по обследованию нежилого здания 1924/8.1-ТЗ, проект реконструкции в нежилом здании 1924/8.1-АР, выполненный Муниципальным предприятием города Самары «Архитектурно-планировочное бюро», Акт №АП-554 от 20.10.2017 оценки выполненных, строительных мероприятий изменения объекта капитального строительства и (или) его частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Более того, в ходе рассмотрения дела заявитель настаивал на законности и обоснованности проведенных строительных мероприятий, приводил доводы об отсутствии необходимости получения разрешительной документации, предусмотренной ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Здание 851 поставлено на государственный кадастровый учет 16.11.2015 по заявлению №30-2667859 на основании технического плана от 03.11.2015. Площадь - 146,7 кв.м., дата постройки - 1955г. Также согласно сведениям реестра прав ЕГРН ранее по №01/031/2008-254 от 05.02.2008 и по №63/001/870/2015-8803 от 08.12.2015 Департамент уже обращался в Управление в целях государственной регистрации права собственности на здание 851, представляя в т.ч. выписку из ЕГРОКС от 30.11.2007 №РЛ-17180, выданную Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», согласно которой по состоянию на 10.05.2007 (дата последнего обследования) зафиксирована перепланировка и документы не представлены. В осуществлении регистрационных действий было отказано в связи с отсутствием документов, необходимых для проведения регистрации, т.е. разрешительных документации, предусмотренной ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Представленное заключение кадастрового инженера ФИО2 свидетельствует о наличии ошибки при подсчете ключевой характеристики Здания 851, которая имела значение для рассмотрения дела - площади объекта недвижимости. Техническая ошибка, как указывает автор заключения содержится в техническом плане от 14.10.1993 года и заключается в ошибке подсчета общей площади здания 851, делается вывод, что внутренние размеры помещений по длине здания и наружной длине здания, указанные в паспорте не соответствуют фактическим замерам, при этом приведены фактические замеры только 2019 года. Но документы и свидетельствуют как раз о реконструкции объекта недвижимости в период с 1993 года по 2007 в отсутствии необходимых разрешительных документов, речь о том, что Здание 851 было перестроено в период с 2007 года до даты обращения за государственной регистрацией или до 28.03.2019 (проведение фактических замеров, положенных в основу заключения) вообще не велась, штамп «Перепланировка» проставлен именно на техническом паспорте от 10.05.2007 и примечание «зафиксирована перепланировка, документы не представлены» содержится в вышеприведенной Выписке из ЕГРОКС от 30.11.2007 №РЛ-17180. Таким образом, если принять во внимание позицию кадастрового инженера можно сделать вывод только о том, что при более ранних обращениях за государственной регистрацией права в 2008 г. и в 2015 г., при постановке на государственный кадастровый учет в 2015 году были представлены сведения, содержащие техническую ошибку. Более того, данное заключение не представлялось в регистрирующий орган при обращении за государственной регистрацией по вх. №63/001/424/2017-613, предметом правовой экспертизы не являлось, возможность дать оценку мнению кадастрового инженера, равно как и возможность запроса дополнительных сведений, опровергающих или подтверждающих выводы заключения о наличии технической ошибки, у государственного регистратора отсутствовали. Согласно ст. 61 Закона о регистрации №218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Как следует из Заключения, техническая ошибка допущена в технических паспортах и как следствие в сведениях кадастра недвижимости ЕГРН, поскольку именно на основании этих документов вносились характеристики Здания 851.Однако, в целях исправления технической ошибки в Управление обращений не поступало. В силу нормы статьи 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Кодекса. Перечень оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам установлен статьей 311 Кодекса, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В силу части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вновь открывшимися обстоятельствами являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу, установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела. В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - Постановление N 52) разъяснено, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу. Таким образом, обязательным элементом, отсутствие которого лишает обстоятельства статуса вновь открывшихся, является их существенность: их открытие ставит под сомнение законность и обоснованность судебного акта. Существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения (пункт 5 Постановления N 52). Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если существенные для дела обстоятельства возникли после принятия этого акта, поскольку по смыслу пункта 1 части 2 статьи 311 Кодекса основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю. В связи с этим суду следует проверить, не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам главы 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В таком случае заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворению не подлежит. В силу пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 52 при решении вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судам следует исходить из наличия оснований, предусмотренных статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соблюдения заявителем условий, содержащихся в статьях 312 и 313 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 317 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает, что обстоятельства, на которые ссылается Департамент, не являются вновь открывшимися, а также не могли повлиять на выводы суда первой инстанции при принятии решения, о пересмотре которого заявлено Департаментом управления имуществом городского округа Самара. Предусмотренные в процессуальном законе основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов направлены на установление дополнительных процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота. Данный механизм может быть задействован лишь в исключительных случаях, в том числе, в целях исправления очевидной судебной ошибки, произошедшей из-за отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для принятия правильного решения по существу спора. В рассматриваемом случае такие обстоятельства не усматриваются. Учитывая изложенное, заявление Департамента управления имуществом городского округа Самара о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 по делу №А55-12598/2018 удовлетворению не подлежит. | |||||||
Руководствуясь ст. 184, 185, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
ОПРЕДЕЛИЛ: | |||||||
В удовлетворении заявления Департамента управления имуществом городского округа Самара о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 по делу №А55-12598/2018 отказать. | |||||||
Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.Н. Якимова | |||||