ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А55-13058/06 от 09.11.2006 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ноября 2006 года

Дело №

А55-13058/2006

Судья Арбитражного суда Самарской области

Медведев А.А.

рассмотрев ноября 2006 года в судебном заседании дело по иску, заявлению  ТОС дома № 7 по ул. Офицерской Автозаводского района г. Тольятти в лице председателя Косынкиной Нины Владимировны, г. Тольятти

От августа 2006 года   №

к  Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Самарской области, г. Тольятти

Об отмене решения

при участии в заседании

От истца, заявителя – Бозина Л.Н., дов. от 14.08.2006

От ответчика -  Дзагуров М.А., дов. № 12 от 31.01.2006

протокол судебного заседания ведет судья Медведев А.А.

установил:

Косынкина Н.В., избранная в соответствии с протоколом № 5 заседания домового комитета дома № 7 председателем ТОС дома № 7 по улице Офицерская Автозаводского района г. Тольятти обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене решения налогового органа от 08.08.2006 г. об отказе в государственной регистрации ТОСа (л.д. 53).

Ответчик заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил.

Как следует из материалов дела, 01 августа 2006 года ТОС дома № 7 по улице Офицерская Автозаводского района г. Тольятти представил в регистрирующий орган документы, предусмотренные ст.12 Федерального закона № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации, а именно: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате госпошлины.

          08.08.06г. налоговым органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации ТОС на основании отсутствия зарегистрированного уполномоченным органом местного самоуправления Устава организации.

           Не согласившись с данным отказом, Косынкина Н.В. обратилась в арбитражный суд.

           Суд, оценив доводы, изложенные в заявлении, в отзывах, доказательства, представленные в материалыдела, считает, что производство по делу следует прекратить.

В соответствии со ст.27  Федерального закона   № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (далее Закон № 131-ФЗ)

           В соответствии с п.5 ст.27 Закона № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации Устава ТОС определяется  уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

           Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

           Тем самым Закон связывает момент учреждения ТОС с моментом регистрации  устава ТОС  уполномоченным органом местного самоуправления.

            Порядок организации и осуществления ТОС предусмотрен ст.17 Устава городского округа Тольятти, где в п.3 говорится, что ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС мэрией, а сам порядок регистрации Устава ТОС определяется Положением о ТОС, проект которого в настоящее время разрабатывается.

           Из изложенного следует, что поскольку  Устав  территориального общественного самоуправления  дома № 7 не зарегистрирован мэрией городского округа Тольятти,  то в силу прямого указания Закона ТОС считается не учрежденным.

            Согласно п.5 ст.27  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» таким учредительным документом является Устав, зарегистрированный уполномоченным органом.   

             Следует также отметить, что  согласно ст.85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления до 01.07.2005г. приводят в соответствие с требованиями Закона № 131-ФЗ уставы муниципальных образований и другие нормативные  правовые акты органов местного самоуправления.

          Устав городского округа Тольятти был приведен в соответствие с требованиями Закона № 131-ФЗ.

           Ссылку заявителя на представление Прокуратуры Самарской области, суд отклоняет, поскольку представленный заявителем текст не подписан, не содержит даты и номера. Кроме того, в  представленном заявителем тексте указывается, что отсутствие вышеозначенного правового акта (порядка регистрации Устава ТОС) приводит к невозможности государственной регистрации ТОС в качестве юридических лиц. Следовательно, если подписанный прокурором текст представления содержит указанный вывод, то прокуратура также подтверждает отсутствие оснований государственной регистрации ТОС в качестве юридических лиц, чей устав не утверждён мэрией городского округа Тольятти.

Устранение ущемления нарушенных прав граждан в данном случае возможно лишь путём скорейшего принятия органом местного самоуправления правового акта - порядка регистрации Устава ТОС, но не обязыванием регистрирующего органа провести государственную регистрацию ТОС в качестве юридического лица с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года арбитражные суды рассматривают дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суд подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности.

Исходя из указанной нормы, Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организацией (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Довод заявителя о возможности ТОС заниматься коммерческой деятельностью и рассмотрения арбитражным судом налоговых споров с участием некоммерческих организаций, суд считает необоснованным.

Некоммерческая организация имеет право заниматься коммерческой деятельностью, но не в качестве основной деятельности и лишь после создания юридического лица. При появлении конкретных экономических споров, в том числе и налоговых, с участием некоммерческой организации, они подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Однако вопрос государственной регистрации некоммерческих организаций, по разъяснению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, не относится к экономическим спорам.

Кроме того, суд принял во внимание Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 г. N 14634/04, в котором указывается, что, удовлетворяя требования заявителя, суды не учли, что настоящий спор связан с государственной регистрацией некоммерческой организации, поэтому не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что явилось основанием для отмены судебных актов и прекращения производства по делу в надзорной инстанции.

Как следует из Устава  ТОСа дома № 7 организация является самоорганизацией граждан по месту их жительства на территории  дома № 7 для  самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, т.е. спор не является экономическим, не связан с осуществлением заявителем предпринимательской деятельности, а потому в соответствии с пп.1 п.1 ст.150 АПК РФ производство по данному делу подлежит прекращению.

Уплаченная по делу госпошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Косынкиной Н.В. выдать справку на возврат госпошлины.

Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.А. Медведев