АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26
http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2020 года
Дело №
А55-14882/2020
Судья Арбитражного суда Самарской области
Степанова И.К.
рассмотрев ходатайство Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" о принятии обеспечительных мер (вх. №146195 от 22.07.2020) в рамках дела по заявлению Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
об оспаривании предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020 в части
установил:
Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,55,56,57,58,59,60,61,62,63,63,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102, 103,104,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118,119,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020 Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и просит обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением от 13 мая 2020 года заявление принято к производству.
Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер (вх. №129407 от 06.07.2020) в виде: приостановить срок действия пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,55,56,57,58,59,60,61,62,63,63,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102,103,14,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118,119,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020 до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительным предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2020 заявление Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" о принятии обеспечительных мер (вх. №129407 от 06.07.2020) оставлено без удовлетворения.
Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер (вх. №135115 от 10.07.2020 с учетом дополнений от 10.07.2020 вх.№136497) в виде: приостановить срок действия пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,55,56,57,58,59,60,61,62,63,63,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,100,101,102,103,14,105,106,107,108,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118, 119,120,121,122,123,124,125,126,127,128,129 предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020 до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительным предписания №07-050-02-20-030-В от 11.03.2020.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2020 заявление Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" о принятии обеспечительных мер (вх. №135115 от 10.07.2020) оставлено без удовлетворения.
Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер (вх. №146195 от 22.07.2020) в виде: запрета проведения Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки исполнения ранее выданного предписания от 11.03.2020 №07-050-02-20-030-В.
Определением от 23.07.2020 года заявление было оставлено без движения. 27.07.2020 года поступили документы в устранение нарушений, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
Суд, оценив материалы дела, считает, что ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 и 7 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
Постановлением Пленума ВАС РФ №55 от 12.10.2006г. разъяснено, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие, хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
При рассмотрении заявления об обеспечении иска суд должен руководствоваться пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.02 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении ссылкой на конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В силу ст.90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно ч.1, ч.2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять обеспечительные меры в случае, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. При этом обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
Заявитель ссылается на то, что Правительством РФ государственным органам запрещено проводить в 2020 году в соответствии с 294-ФЗ внеплановые проверки исполнения ранее выданных предписаний по основаниям, не предусмотренным Постановлением Правительства от 03.04.2020 №438. Проверка исполнения Предписания от 11.03.2020 №07-050-02-20-030-В не связана с обстоятельствами, при наличии которых допускается проведение проверки.
Распоряжением от 19.02.2020 №РП-301-65б-о ВРИО руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора предписано провести сроком с 26.02.2020 по 11.03.2020 внеплановую выездную проверку АО «Предприятие тепловых сетей».
Область проверки: контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также государственный энергетический надзор.
Цель проверки: соблюдение требований промышленной безопасности и энергетической безопасности при использовании (эксплуатации) трубопроводов; предмет проверки - соблюдение обязательных нормативных правовых актов в области промышленной и энергетической безопасности.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен запрет на проведение каких-либо иных проверок юридических лиц, кроме (п.1 Постановления):
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Данный перечень является исчерпывающим.
Таким образом, проведенная на основании распоряжения №РП-301-65б-о от 19.02.2020 Управления Ростехнадзора проверка не подпадает ни под одно из оснований проверок, предусмотренных пунктом 2 Постановления №438 от 03.04.2020.
В связи с этим назначение и проведение Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора повторной проверки исполнения акционерным обществом «ПТС» Предписания Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 11.03.2020 №07-050-02-20-030-В, по мнению заявителя, неправомерно.
Заявитель считает, что непринятие обеспечительных мер повлечет затруднительность или невозможность исполнения судебного акта в случае непринятия обеспечительных мер.
Констатация органом Ростехнадзора в Предписании несоответствия примененных при выполнении строительно-монтажных работ материалов требованиям проектной документации влечет (в случае исполнения данного Предписания) для АО «ПТС» необходимость повторного выполнения предусмотренным договорами с АО «ПК «Оборонтех» работ капитального характера: разборки бетонных фундаментов, разрытия грунта, разборки кирпичной кладки камер, каналов, железобетонных фундаментов (согласно ведомостям объемов работ по договорам между АО «ПТС» и АО «ПК «Оборонтех», приложения №1 к техническому заданию).
Помимо существенных материальных, трудовых и временных затрат, которые понесет АО «ПТС» в связи с исполнением предписания ввиду непринятия обеспечительных мер, непринятие указанных мер повлечет затруднительность или невозможность исполнения судебного акта о признании недействительным предписания, поскольку АО «ПТС» вынуждено будет повторно исполнять включенные в Инвестиционную программу АО «ПТС» мероприятия.
Инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения - программа мероприятий теплоснабжающей организации по строительству, реконструкции/ модернизации источников тепловой энергии/ тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергоффективности системы теплоснабжения, подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (п. 10 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно п.6 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства от 05.05.2014 №410, далее - Правила 410), в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих городских округов.
Инвестиционная программа (ИП) содержит график выполнения мероприятий по годам, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции и т.п. объектов теплоснабжения и источники финансирования мероприятий ИП (пункты 12, 13 Правил 410).
Инвестиционная программа АО «ПТС» утверждена Приказом Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 02.11.2018 №364 «Об утверждении инвестиционной программы АО «ПТС» на период 2019-2023 годов.
В инвестиционной программе АО «ПТС» (прилагается) предусмотрены на 2019 год мероприятия в отношении указанных в Предписании участка №1 и Участка №3 теплосети.
Данные мероприятия инвестиционной программы АО «ПТС» выполнены в 2019 году с помощью подрядчика, на основании договоров подряда между АО «ПТС» и АО «ПК «Оборонтех».
Непринятие обеспечительных мер в виде запрета проведения проверки исполнения предписания повлечет вынесение в отношении АО «ПТС» нового предписания с аналогичными пунктами, в связи, с чем у АО «ПТС» появится обязанность повторного выполнения вышеуказанных мероприятий (в связи с исполнением вновь выданного Предписания), ввиду чего АО «ПТС» будет обязано обратиться в Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области о внесении изменений в инвестиционную программу и повторном включении мероприятий по техническому перевооружению указанных участков тепловой сети.
При этом, в случае признания судом Предписания недействительным исполнение решения суда будет затруднено или невозможно, поскольку АО «ПТС» в соответствии с измененной Инвестиционной программой АО «ПТС» обязано будет выполнить предусмотренные в Инвестиционной программе повторные работы по техническому перевооружению.
По мнению заявителя, это свидетельствует о необходимости принятия обеспечительных мер в виде запрета проведения проверки исполнения предписания от 11.03.2020 №07-050-02-20-030-В.
Непринятие обеспечительных мер в виде запрета проведения проверки ранее выданного предписания повлечет привлечение АО «ПТС» к административной ответственности АО «ПТС» по ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ.
За неисполнение предписания в установленный срок АО «ПТС» может быть привлечено к административной ответственности по ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ, в то время как вопрос о законности Предписания еще не решен, поскольку АО «ПТС» оспаривает законность предписания в рамках дела А55-14882/2020.
Указанное обстоятельство согласно позиции судов, изложенной, в частности, в Определении ВС РФ от 23.04.2015 № 304-КГ15-4090; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу № А43-20218/2016 и др., является достаточным основанием для применения мер по приостановлению действия Предписания.
По мнению заявителя, принятие обеспечительных мер будет способствовать уменьшению негативных последствий действия ненормативного правового акта и обеспечит защиту имущественных интересов общества, не нарушая баланс частных и публичных интересов со ссылкой на судебную практику (Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2018 № 301-КГ18-20730 по делу № А38-1805/2018).
Заявленные обеспечительные меры, по мнению АО «ПТС», не противоречат требованиям статей 90, 91 и 199 АПК РФ.
Заявитель ссылается на то, что Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора в отношении АО «ПТС» по результатам проверок исполнения ранее выданных предписаний в случае неисполнения предписаний в сфере энергонадзора в срок составлялись протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства).
Таким образом, по мнению заявителя, имеются все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством основания для применения обеспечительных мер в виде запрета на проведение проверки исполнения Предписания от 11.03.2020 №07-050-02-20-030-В.
Принятие обеспечительных мер в виде запрета на проведение проверки исполнения ранее выданного предписания позволит обеспечить, в том числе, «исчерпание предмета спора» в виде устранения «нарушений», указанных в первоначальном (оспариваемом) Предписании, поскольку АО «ПТС» во исполнение заключенных договоров обратилось к подрядчику - АО «ПК «Оборонтех» об устранении недостатков, указанных в оспариваемом Предписании.
АО «ПТС» ссылается на обращение к АО «ПК «Оборонтех» с претензией об оплате затрат АО «ПТС» по устранению недостатков, выявленных в оспариваемом Предписании, с приложением сметы на сумму 37 332 446, 71 рублей (что составляет стоимость работ по устранению недостатков).
АО «ПК «Оборонтех» расходы АО «ПТС» на устранение недостатков выполненных работ не возместило, в связи с чем АО «ПТС» направило в АО «ПК «Оборонтех» письмом от 09.06.2020 №51112-16-01756 претензию об устранении АО «ПК «Оборонтех» недостатков выполненных работ.
Принятие обеспечительных мер в виде запрета проведения Управлению Ростехнадзора проверки исполнения ранее выданного предписания позволит АО «ПК «Оборонтех» устранить нарушения, выявленные в оспариваемом Предписании, в то время как непринятие указанных обеспечительных мер приведет к выдаче повторного предписания.
Обеспечительные меры в виде запрета на проведение проверки исполнения ранее выданного предписания при оспаривании результатов первоначальной проверки направлены на уменьшение негативных последствий повторной проверки, в том числе на предотвращение возможного причинения вреда правам и законным интересам заявителя в результате исполнения оспариваемого акта.
АО «ПТС» полагает, что принятие обеспечительных мер в виде запрета на проведение проверки исполнения ранее выданного предписания непосредственно связано с предметом спора и соразмерна ему, позволит обеспечить баланс интересов сторон, а также не нарушит публичные интересы и права третьих лиц.
Рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд исходит из совокупности оценки обстоятельств дела и представленных заявителем доказательств, а также из конкретных обстоятельств дела и считает, что заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении иска конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил достаточные доказательства, а также доказательства того, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, не доказал невозможность исполнения судебного акта, не доказал размер ущерба, который заявитель считает значительным, размер ущерба не имеет документального подтверждения (сметная документация достаточным доказательством не является), привлечение к административной ответственности по-прежнему основано на предположении, наступление негативных последствий не доказано. Кроме того, срок выполнения пунктов оспариваемого предписания установлен 09.07.2020 и истек на дату рассмотрения заявления, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с 09.07.2020. Более того, заявленная обеспечительная мера не соответствует предмету спора, не связана с ним и соразмерна заявленному требованию.
В связи с вышеизложенным в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер следует отказать.
Руководствуясь статьями 91, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" о принятии обеспечительных мер (вх. №146195 от 22.07.2020) оставить без удовлетворения.
Выдать Акционерному обществу "Предприятие тепловых сетей" справку на возврат излишне уплаченной госпошлины по платежному поручению №9508 от 21.04.2020 в размере 2 320 руб. 00 коп.
Определение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
И.К. Степанова